Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.
Оценка 4.8

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
2 кл
14.05.2019
Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.
Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка.
Статья.docx
Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников. Загадка может быть использована при изучении сравнения, метафоры, рифмы и ритма, звукоподражания, при изучении видов предложений и т. д. Эффективной работой в данном направлении можно считать работу с загадкой на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Загадки  учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.   Загадки   обогащают   словарный   запас   у   детей.   Уроки   с использованием   загадок   проходят   интересно   и   не   утомляют   учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого­либо предмета или явления. Мышление   младших   школьников   конкретно,   их   видение   мира предметно. Сочиняя  загадку, они  получают   возможность   сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Загадка   обычно   предполагает   либо   замену   одного   предмета   другим близким или похожим по каким­то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира.  Загадки   обогащают   словарь   детей   за   счет   многочисленности   слов, помогают   увидеть   вторичные   значения   слов,   формируют   представления   о переносном   значении   слова.   Они   помогают   усвоить   звуковой   и грамматический строй русской речи. Работа на уроке проводится в несколько этапов: Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:  а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б)   указываются   самые   яркие   отличительные   признаки   предмета.   Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо. Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания. Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей   рифмованных   загадок.   Хотя   младшие   школьники   охотно   и   успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Речь – доказательство требует особых,   отличных   от   описания   и   повествования   речевых   оборотов, грамматических структур, особой композиции. Отгадывание   и   придумывание   загадок   тоже   оказывает   влияние   на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического   образа   различных   средств   выразительности   (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений,   особой   ритмической   организации)   способствуют   формированию образности речи детей. При изучении правил правописания:  жи ­ ши, ча ­ ща, чу ­ щу  можно использовать загадки.  Загадки на изучение правил« ЧУ­ЩУ, ЧА­ЩА, ЖИ­ШИ» Отгадай загадку. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу­ Когда спать, когда встать, Когда работу начинать. (Часы). Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник). Хвостом виляет, Зубаста, а не кусает. (Щука). Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет ­ я посвечу. (Свеча). Разошлись мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик В свой чуланчик. (Перчатки). Отгадай загадку. Бегу по дорожке Доски на ножки. (Лыжи). Странная звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла ­ и пропала. (Снежинка). Где упрется хвостом, Станет дырка потом. (Шило). Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета,   главных   его   черт.   Как   же   избежать   ошибки   при   отгадывании загадок? Для этого необходимо:  внимательно слушать;  подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;  не торопиться, а внимательно взвесить все признаки. Жанр   загадки   отличается   тем,   что   требует   отгадать   описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в обогащении словарного запаса. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает   к   наблюдениям,   сосредотачивает     внимание   на   отгадываемом предмете,   на   слове,   которое   описывает   его,   на   звуке,   который   помогает отгадать загадку и т. д. Для   того   чтобы   младшие   школьники   могли   правильно   составлять загадки, им необходимо знать важные признаки загадок. Для этого каждому ученику раздаются памятки. «Памятки к работе над загадками» 1. Загадка – малое по форме (размеру) литературное произведение. 2. Каждая   загадка   содержит   вопрос,   поставленный   в   явной   или   скрытой форме. Скрытый вопрос – «Никого не обижает, а ее все толкают» (Дверь) Явный вопрос – «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька) 3.   Цель   создания   загадки:   поставить   собеседника   в   затруднительное положение, заставить подумать. 4. В загадке используются образные слова и словосочетания. Метафора – употребление слов в переносном значении. Например: Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздем. Олицетворение   –   сопоставление   предмета,   явления   с   человеком, животным. Например: часы – ходят. Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большой художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух) Сравнение   –   сопоставление   одного   предмета,   явления   с   другим. Например: Кругла, как шар, красна, как кровь. 5. Загадка   часто   строится   на   перечислении   признаков   предмета,   явления. (Величина, форма, цвет, звучание, движение) 6. Использование   в   загадках   однородных   членов   предложения.   Например: Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. 7. Загадку можно строить на основе отрицательного сравнения. 8. В   целях   создания   замысловатого   вопроса   в   загадке   используется многозначность   слова.   Например:   Одной   ручкой   всех   встречает,   другой ручкой провожает. 9. Загадка может иметь форму диалога. Например:  ­ Это черная? ­ Нет, красная? ­ А почему белая? ­ Потому что зеленая. 10. В загадках встречается рифма – взойдет­упадет. 11. Используется звуковая подсказка. Когда звучание слова помогает найти отгадку. Например: Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышь)  Прежде   чем   строить   метафорическую   загадку,   необходимо   научить учащихся составлять загадки на противопоставление и сравнение.  Например: Стрекоза.                                   На кого похожа?  Большеглазая                                                лягушка, рыба, птица, Летает                                                            жук, сорока, Стрекочет                                                      сверчок, Ловит насекомых дятел, ежик. Какая? Что делает?                                       Кто делает так же? Большеглазая, а не лягушка. Большая, как рыба. Летает, а не птица. Летает, как жук. Стрекочет, а не сверчок. Стрекочет, как сорока. Ловит насекомых. А не дятел. Ловит насекомых, как ежик. Малина  На что похожа?                                      Чем отличается? Ежевика                                                         красная Костянка                                                       растет кустарником Морошка                                                       не растет на болоте Гранат                                                            без кожуры Как ежевика, но красная Как костянка, но растет кустарником Как морошка, но не растет на болоте Как гранат, но без кожуры. И сравнение, и сопоставление одновременно.  Четыре ступени составления загадки. 1. Отстранение (никогда не видел) Для слова, которое мы хотим загадать, нам необходимо дать точное определение,   как   будто   для   человека,   который   никогда   этот   предмет   не видел. Для   сравнения   дается   определение   из   словаря.  Печь   –  это   сооружение   из кирпича, в котором разводят огонь для отопления и приготовления пищи. 2. Сравнение (на что похожа). Дети   сравнивают   предмет   с   чем­то   известным   и   пытаются   найти сходство по каким­нибудь признакам или по назначению. Печь похожа на: дом из кирпича, пароход с трубой, паровоз, горячий утюг, старый самовар (с сапогом) 3. Рассказ­загадка (загадочное определение) Используя   одно   из   сравнений,   составить   определение,   которое   уже является загадкой, хотя и в прозе. В доме есть кирпичный дом, который его греет. Белый пароход с трубой на кухне, который нужен для приготовления пищи. 4. Стихотворная форма. Теперь   необходимо   облечь   загаданное   определение   в   максимально привлекательную форму. В доме стоит пароход, В нем бабушка варит компот. В углу дома стоит дом, Бабка щи варит в нем. Домик этот греет дом, Да и спать можно на нем.   Белый дом, в нем огонь. Жарит, парит, пищу варит.   Пароход дымит, дымит, Значит, бабушка суп варит.  В ходе составления загадок у учащихся вырабатывается положительный мотив   к   занятиям   словесным   творчеством, художественной речи.   овладению   приемами Таким образом, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку,   они   учатся   пользоваться   различными   средствами,   отбирать   нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.  Превращение стихотворения в загадку. У стола четыре ножки,                                             У него четыре ножки По две с каждой стороны,                                        По две с каждой стороны, Но сапожки калошки                                                 Но сапожки и калошки Этим ножкам не нужны. С. Маршак                       Этим ножкам не нужны. Птицы раннею весной                                              Они раннею весной Возвращаются домой.                                               Возвращаются домой У них на родине дела­                                               У них на родине дела­ И м гнёзда вить уже пора!  В. Дмитриева               Им гнёзда вить уже пора. Яблоко спелое, красное, сладкое,                 Оно спелое, красное гладкое, Яблоко хрусткоё, с кожицей гладкою,                         Оно хрусткое, с кожицей гладкою, Яблоко я пополам разломлю,                        Пополам я его разломлю, Яблоко с другом своим разделю.  Я. Ким     И с другом своим разделю. Загадки, предложенные детям про гласные буквы алфавита. Произносите не вдруг вы Это слово ­ эту букву! О себе рассказ начнете, Вот ее и назовете! (Я) Айболиту все сперва Говорили букву ...  (А) Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву ... (О) Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву ... (У) Две соседки в алфавите Так похожи, ой­ой­ой! Их почти не различите, Только точки у одной! (Е ­ Ё) Что мне делать, как мне быть? Как исправить мне язык? ­ Я ее произносить Вместо паузы привык! (Э) Что за гласная такая, Не простая, а двойная, И поклясться я готов ­ Нет ее в начале слов! (Ы) Отгадай загадку. Выпиши другие слова на правило произношение и написание парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова. Зимой на земле лежало, Весной в реку побежало. (Снег) Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. (Лёд) На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град) Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб) Если хорошо заточен, Всё легко он режет очень, — Хлеб, картошку, свёклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (Нож) От врагов его защита На одежде вся пришита. Как свернётся — не возьмёшь. Вот какой колючий... (ёж). Толстый   тонкого   побьёт   —   тонкий   что­нибудь   прибьёт.   (молоток, гвоздь) Соединить тексты загадок с отгадками. Объяснить, как догадался. Карточки   разрезаются   –   соединить   цветок   с   соответствующим листочком.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.

Возможности использования загадки как средства обогащения словарного запаса у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019