Возможности компьютера в психодиагностике

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг¬ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот¬ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан¬дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги¬страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре¬зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии.
Иконка файла материала Возможности компьютера в психодиагностике.doc
Возможности компьютера в психодиагностике В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной  психодиагностики. Таблица 3 Предмет компьютерной психодиагностики Автоматизация методик  Новые виды экспериментов Современные  ­ инструктаж ­ ведение протокола ­ предъявление стимулов ­ регистрация реакций ­ расчет и выдача    результатов ­ адаптивное тестирование ­ время как фактор экспери­    мента ­ виртуальная реальность ­ игровая мотивация     информационные технологии ­ базы данных ­ анализ данных ­ интеллектуальные    системы  Автоматизация методик В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к  автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных  версии известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для "ручного"  употребления. Переложение на компьютерную основу методик со стандартизированными  вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает  ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер  фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает  автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола  эксперимента и выдает результаты в привычной для психодиагноста форме на экран  дисплея или в виде твердой копии. [11,40] За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд  положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными: • быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как,  например, клиническое обследование или консультирование; • эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может  сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач; • повышается точность регистрации результатов и исключаются ошибки обработки  исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей  (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок); • оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет  проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем  параллельного тестирования многих испытуемых. Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает  положительное действие на повышение качества и снижение стоимости  психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное  влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень  стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и  предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности,настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало­ важной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования,  позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время  эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от  испытуемого технологию получения результирующих показателей. Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, которую необходимо  учитывать. Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки  компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых  испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия"  (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти  тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных  различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому  автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать  рестандартизации. [10,50] В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечивает автоматизация  психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально иными, качественно новыми возможностями, которые открывает при­ менение компьютеров.