В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг¬ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот¬ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан¬дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги¬страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре¬зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии.
Возможности компьютера в психодиагностике
В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной
психодиагностики.
Таблица 3
Предмет компьютерной психодиагностики
Автоматизация методик Новые виды экспериментов Современные
инструктаж
ведение протокола
предъявление стимулов
регистрация реакций
расчет и выдача
результатов
адаптивное тестирование
время как фактор экспери
мента
виртуальная реальность
игровая мотивация
информационные технологии
базы данных
анализ данных
интеллектуальные
системы
Автоматизация методик
В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к
автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных
версии известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для "ручного"
употребления. Переложение на компьютерную основу методик со стандартизированными
вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает
ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер
фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает
автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола
эксперимента и выдает результаты в привычной для психодиагноста форме на экран
дисплея или в виде твердой копии. [11,40]
За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд
положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:
• быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как,
например, клиническое обследование или консультирование;
• эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может
сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач;
• повышается точность регистрации результатов и исключаются ошибки обработки
исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей
(например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);
• оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет
проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем
параллельного тестирования многих испытуемых.
Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает
положительное действие на повышение качества и снижение стоимости
психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное
влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень
стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и
предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности,настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало
важной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования,
позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время
эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от
испытуемого технологию получения результирующих показателей.
Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, которую необходимо
учитывать. Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки
компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это,
в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых
испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия"
(Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти
тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных
различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в
то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому
автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать
рестандартизации. [10,50]
В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечивает автоматизация
психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с
принципиально иными, качественно новыми возможностями, которые открывает при
менение компьютеров.