Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Возможности нравственного
воспитания в учебной
деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед
народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной
сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная
поскольку именно здесь происходит переход от:
деятельность,
“ситуативного” познания мира к его научному изучению, начинается процесс
не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно
учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для овладения
учащимися приемами, способами решения различных умственных и
нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к
окружающему миру.
Младший школьник в процессе учебы в школе лишь постепенно
становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия,
поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя
достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок
становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем
соответствующие изменения. Это касается, естественно, и тех знаний,
которые усваиваются детьми, и в совершенствовании умений, навыков,
усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений
учащихся. Эта естественная и необходимая “ступенька” в процессе развития
ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что
очень важно, чтобы ребенок на ней не задерживался.
Проблеме становления субъекта деятельности посвящено много
исследований философов, психологов, педагогов. В подтексте данной
проблемы целесообразно выделить следующие положение: Индивид становится субъектом объективного процесса
жизнедеятельности тогда, когда он, воспринимая окружающий мир,
оказывается способным осуществлять регуляцию своего
соотношения с действительностью.
В большинстве специальных работ возможность такой регуляции
определяется такими качествами субъекта,
как активность,
целенаправленность, осознание своих возможностей, соотнесение их и своих
стремлений с условиями объективной действительности. Эти качества
формируются в действительности и в ней же проявляются.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники
учатся действовать целенаправленно и при выполнении
учебных заданий, и при определении способов своего поведения.
Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при
решении различных умственных и нравственных проблем
учащиеся используют приобретенный опыт.
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им
своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления
с условиями объективной действительности.
Развитию этих качеств мотивационный компонент учебной
деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит потребность,
которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия
соответствующего отношения.
необходимость действия.
Мотив определяет возможность и
Здесь мы подходим по второй стороне вопроса о структуре учебной
деятельности – к вопросу о значимости единства всех трех компонентов
учебной деятельности для становления учащихся начальных классов как
субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства
можно рассматривать в двух аспектах.
Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух
других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно бездостаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку
и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств),
соответствующих “сигналов” возможно лишь в том случае, если ребенок
владеет определенным содержанием, на основе которого возникает
потребность, и комплексом приемов, способов удовлетворения этих
потребностей.
Таким образом, учащийся становится активным участником процесса
обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он
владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор
того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения
операционными структурами и мотивами данной деятельности.
Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных
компонентов, представляет собой следующее: На сегодняшний день, процесс
обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение
знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на
содержательный и частично операционные компоненты. При этом
предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и
нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при
целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой –то
“стихийное” развитие операционной и мотивационной сторон
степени
неизбежно отстает, что естественно, начинает тормозить и процесс усвоения
знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной
деятельности возможности для умственного и нравственного развития
учащихся.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе
обучения взаимосвязана еще с тремя факторами.
Во –первых, придя в школу, ребенок переходит от “житейского”
усвоения окружающей действительности, в том числе и морально –
нравственных норм, существующих в обществе, к его научному ицеленаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского
языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения
имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы,
внеклассная работа т. п.
Во –вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную
коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм,
регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.
И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения
положения в современной школе, проблемы становления программ обучения,
дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит
тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего формирование
нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес
гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется,
что здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе
к учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет все
возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества
личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и
трудовая деятельность так же обладает такими возможностями, но учебная
имеет в этом плане одно существенное преимущество: возможность
целенаправленного формирования и естественно –научных и нравственных
убеждений.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и
нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве,
в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность
является фактором целостного развития личности ребенка. В ее процессе
создаются условия и для усвоения знаний, и для формирования операционных
структур психики ребенка, и для развития достаточно разносторонней
мотивационной сфере личности.Начало обучения в школе – новый и важный этап в
воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые
включается в систематическую, общественно –значимую
деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка
закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает
основы систематических знаний, здесь формируется его
нравственный облик, развивается характер, воля. В воспитанно
отношении очень важно, какими будут первые шаги ребенка в
учении. Учитель вводит его не только в мир знаний, но в
сложный мир отношений к учению – обязательному и
сложному, но в то же время радостному труду.
Начальное обучение в настоящее время строится таким
образом, что развивает у школьников познавательные
способности; вырабатывает навыки активного овладения
учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний
в целостную систему, направленную на осознание окружающего
мира. Развитие мышления, овладения разнообразными
способами работы с учебным материалом оказывает прямое
влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация
учебного процесса и его методы способствуют накоплению
нравственного опыта.
Новое содержание начального обучения открыло новые
возможности для воспитания детей, в котором определяющее
значение имеет содержание образования, методика
преподавания, личность и знания учителя, который передает
свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему
поколению. Все это составляет систему воздействий, которая
направляет развитие детей и определяет особенности их
формирования.
Формирование нравственности происходит в школе на всех
уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных
предметов. Воспитывает не только содержание, методы и
организация обучения, учитель, его личность, знания,
убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке,стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в
субъект воспитания. Развивающая активность школьника,
сознательность, инициативность в процессе обучения и есть
овладение собственным поведением. Это поведение строится и
на основе нравственных норм, которые предписывают
определенные отношения и основному виду деятельности
младших школьников – учебному труду.
Для нравственного воспитания важно организовать учение
как коллективную деятельность, пронизанную
высоконравственными отношениями. Учебная деятельность
становится коллективным трудом, если познавательная задача
ставится перед детьми как общая для всех и для ее решения
нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются
специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную
задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Формирование личности ребенка школьного возраста
происходит в условиях детского коллектива. Влияние
коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый
ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям
место, становится незаменимой личностью. Это приводит к
развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет
ребенка без внешнего побуждения действовать согласно
установленным нравственным нормам и принципам.
Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего
перед необходимостью элементарного самовоспитания и
самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в
том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы
сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в
направлении ее реализации.
Коллектив, вырабатывая общественное мнение, в основном
оценивает нравственность ребят, соблюдение ими признанных
норм общения.Ребенок в коллективе не только объект педагогической
деятельности учителя, но и субъект воспитания. Такое
положение ребенка существенно влияет на организацию
воспитательной работы и на позицию учителя в различных
видах детской деятельности (в учении, труде, игре). В
коллективе сверстников школьников приобретает социальный
опыт.
В практике воспитательной работы далеко не всегда
учитывают возрастную нравственную самостоятельность
школьников. Длительное время поведения учащихся
организовано так, что они находятся под прямым контролем
учителя или коллектива, а это нередко отрицательно
сказывается на нравственном развитии детей, видимые
результаты которого проявляются у них позже, в подростковом
(Нравс.ред. Каирова.(189\3744))
возрасте.
Многие казахские ученые –просветители, писатели, поэты в своих
трудах уделяли внимание нравственному воспитанию молодежи.
Суть нравственных идеалов Чокана Валиханова – в борьбе против
общественного и нравственного зла в казахском обществе, в осуждении
лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного использования ими
в достижении своих эгоистических целей, первичность понятий “совесть”,
“справедливость”, “долг” и др., в борьбе против ханжеской религиозной
морали. Путь развития нравственного самосознания казахского народа – в его
просвещении. Чокан Валиханов справедливо утверждал: “только знания и
образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за
просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести
казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства”.
Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога –просветителя, ученого,
поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смелоутверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека
пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого
существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений,
воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных
воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество,
отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи
народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.
Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына – призыв к
знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила
знания и их значение в материальной и духовной жизни человека.
Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности
составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и
нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные
“хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается
качества”,
добропорядочным человеком”.
Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример
родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей
– главное средство борьбы против тунеядства и лени”.
В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание
нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность,
скромность, справедливость, ответственность.
Абай Кунанбаев не писал специальных психологопедагогических трудов,
не занимался профессорскопедагогической деятельностью, но почти все его
произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими
назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость
трудового народа.
Исключительное значение в моральной переделке личности Абай
предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык
всякому, кто говорит, что человек неисправим”.Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками
в народе Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за
все, что происходит вокруг него.
Труд и просвещение народа, по мнению Абая, это средства
достижения нравственного идеала.
Таким образом, можно с полным правом утверждать, что
провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем
Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной
стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой
стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за
интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в
изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего
значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого
пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.
Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое
творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.
Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество
публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”,
“Обучение грамоте”.
Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы
человека и человечества”.
Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование
нравственноориентированного мышления у ребенка,
поведения и деятельности.
нравственного
“Ребенок, пишет педагог, совершает плохой поступок от
неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того,
что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий
воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко
убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда
благотворно воздействует на учеников”.
Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного
воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного
воспитания – в формировании целостно – ориентированной личности,
нравственного поведения и деятельности.
Факторами нравственного воспитания считает:
* Морально – психический климат семьи;
* Влияние друзей;
*воздействие педагогов.
Выводы по первой главе.
Анализ психологопедагогической литературы и личное наблюдение во
время прохождения педагогической практики показывает, что учебная
деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем
школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться
учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества
личности как организованность, ответственность, самостоятельность,
активность, дисциплинированность.
Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования
некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат:
Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительноевнимание нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и
писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев,
Макжан Жумабаев, и другие.
Важным является понимание того, что нравственное воспитание
целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной
деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном
возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе,
создает возможности для овладения учащимися приемами, способами
решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность
предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и
активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.
Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность
деятельности формируются нравственные качества, а
ребенка. В
возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов
деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и
ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его
нравственного развития.