Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Оценка 4.6

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
администрации
Взрослым
27.03.2018
Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности. В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.doc
Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности. Среди основных задач, которые ставит современное общество перед  народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной  сознательной творческой личности. В   младшем   школьном   возрасте   особую   роль   выполняет   учебная   поскольку   именно   здесь   происходит   переход   от: деятельность, “ситуативного” познания мира к его научному изучению, начинается процесс не  только  расширения,  но  и  систематизации   и  углубления   знаний.  Именно учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для овладения учащимися   приемами,   способами   решения   различных   умственных   и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру. Младший   школьник   в   процессе   учебы   в   школе   лишь   постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку   далеко   не   сразу   и   не   во   всех   случаях   воздействия   учителя достигают   своей   цели.   Действительным   объектом   обучения   ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие   изменения.   Это   касается,   естественно,   и   тех   знаний, которые   усваиваются   детьми,   и   в   совершенствовании   умений,   навыков, усвоения   приемов,   способов   деятельности,   и   перестройки   отношений учащихся. Эта естественная и необходимая “ступенька” в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы ребенок на ней не задерживался. Проблеме   становления   субъекта   деятельности   посвящено   много исследований   философов,   психологов,   педагогов.   В   подтексте   данной проблемы целесообразно выделить следующие положение:  Индивид   становится   субъектом   объективного   процесса жизнедеятельности тогда, когда он, воспринимая окружающий мир, оказывается   способным   осуществлять   регуляцию   своего соотношения с действительностью.  В   большинстве   специальных   работ   возможность   такой   регуляции определяется   такими   качествами   субъекта,   как   активность, целенаправленность, осознание своих возможностей, соотнесение их и своих стремлений   с   условиями   объективной   действительности.   Эти   качества формируются в действительности и в ней же проявляются. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности. Развитию   этих   качеств   мотивационный   компонент   учебной деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит потребность, которая   становится   мотивом   при   возможности   ее   осознания   и   наличия соответствующего   отношения. необходимость действия.   Мотив   определяет   возможность   и Здесь мы подходим по второй стороне вопроса о структуре учебной деятельности   –   к   вопросу   о   значимости   единства   всех   трех   компонентов учебной   деятельности   для   становления   учащихся   начальных   классов   как субъекта   учебной   деятельности.   Причем,   суть   значимости   этого   единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое   –  это   возможность   развития   каждого   из   них   на   основе   двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и   сознание   своих   возможностей   и   возникновение   отношения   (чувств), соответствующих   “сигналов”   возможно   лишь   в   том   случае,   если   ребенок владеет   определенным   содержанием,   на   основе   которого   возникает потребность,   и   комплексом   приемов,   ­   способов   удовлетворения   этих потребностей.    Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения,   т.   е.   субъектом   учебной   деятельности,   только   тогда,   когда   он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того,   как   делать,   определятся   и   его   знаниями,   и   его   уровнем   овладения операционными структурами и мотивами данной деятельности. Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: На сегодняшний день, процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний   и   приемов,   способов   учебной   работы,   т.е.   упор   делается   на содержательный   и   частично   операционные   компоненты.   При   этом предполагается, что  в  ходе  этого  процесса  идет  и  умственное  развитие, и нравственное.   В   определенной   своей   части   это   положение   верно,   но   при целенаправленном   формировании   содержательных   элементов,   в   какой   –то   “стихийное”   развитие   операционной   и   мотивационной   сторон степени   неизбежно отстает, что естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний,   не   дает   в   полной   мере   использовать   заложенные   в   учебной деятельности   возможности   для   умственного   и   нравственного   развития учащихся. Проблема   нравственного   развития   младшего   школьника   в   процессе обучения взаимосвязана еще с тремя факторами. Во   –первых,   придя   в   школу,   ребенок   переходит   от   “житейского” усвоения   окружающей   действительности,   в   том   числе   и   морально   – нравственных   норм,   существующих   в   обществе,   к   его   научному   и целенаправленному   изучению.  Это   происходит   на   уроках   чтения,  русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет   и   оценочная   деятельность   учителя   в   процессе   уроков,   его   беседы, внеклассная работа т. п. Во   –вторых,   в   ходе   учебной   работы   школьники   включены   в   реальную коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя. И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения положения в современной школе, проблемы становления программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит тезис   о   том,   что   обучение   в   школе   –   это,   прежде   всего   формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе к   учебной   деятельности   вообще.   Данный   вид   деятельности   имеет   все возможности,     позволяющие   развивать   у   учащихся   нравственные   качества личности   в   процессе   изучения   любого   предмета.   Конечно,   и   игровая,   и трудовая деятельность так же обладает такими возможностями, но учебная имеет   в   этом   плане   одно   существенное   преимущество:   возможность целенаправленного   формирования   и   естественно   –научных   и   нравственных убеждений. С  этой   точки   зрения   и   необходимо   решать   проблему   умственного   и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является   фактором   целостного   развития   личности   ребенка.   В   ее   процессе создаются условия и для усвоения знаний, и для формирования операционных структур   психики   ребенка,   и   для   развития   достаточно   разносторонней мотивационной сфере личности. Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно –значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля. В воспитанно отношении очень важно, какими будут первые шаги ребенка в учении. Учитель вводит его не только в мир знаний, но в сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но в то же время радостному труду. Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением. Это поведение строится и на основе нравственных норм, которые предписывают определенные отношения и основному виду деятельности младших школьников – учебному труду. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в направлении ее реализации. Коллектив, вырабатывая общественное мнение, в основном оценивает нравственность ребят, соблюдение ими признанных норм общения. Ребенок в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект воспитания. Такое положение ребенка существенно влияет на организацию воспитательной работы и на позицию учителя в различных видах детской деятельности (в учении, труде, игре). В коллективе сверстников школьников приобретает социальный опыт. В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом (Нравс.ред. Каирова.(189\37­44))                      возрасте. Многие   казахские   ученые   –просветители,   писатели,   поэты   в   своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию молодежи. Суть   нравственных   идеалов   Чокана   Валиханова   –   в   борьбе   против общественного   и   нравственного   зла   в   казахском   обществе,   в   осуждении лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность понятий   “совесть”, “справедливость”,   “долг”   и   др.,   в   борьбе   против   ханжеской   религиозной морали. Путь развития нравственного самосознания казахского народа – в его просвещении.   Чокан   Валиханов   справедливо   утверждал:   “только   знания   и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства”. Ибрая   Алтынсарына   мы   знаем   как   педагога   –просветителя,   ученого, поэта   и   прозаика,   публициста   и   детского   писателя.   И   можно   смело утверждать,   что   вся   эта   многогранная   деятельность   великого   человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования   и   счастья,   нравственных   мотивах   поведения   и   отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений   Ибрая   Алтынсарына   являлось   устное   народное   творчество, отражающее   жизнь   и   быт,  горе  и  счастье,   патриотизм,  традиции   и   обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”. Одна   из   основных   тем   хрестоматии   Ибрая   Алтынсарына  –  призыв   к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека. Таким   образом,   по   Ибраю   Алтынсарыну,   основу   нравственности составляет   образование   и   воспитание:   “Только   постоянная   забота   и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные   “хорошо   воспитанный   ребенок   впоследствии   остается качества”, добропорядочным человеком”.  Главными   средствами   нравственного   воспитания   является   труд,   и   пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”. В   воспитании   каких   качеств   видит   Ибрай   Алтынсарын   содержание нравственного   воспитания?   Это   –   патриотизм,   гуманизм,   честность, скромность, справедливость, ответственность.      Абай Кунанбаев не писал специальных психолого­педагогических трудов, не занимался профессорско­педагогической деятельностью, но почти все его произведения   пронизаны   дидактическими   и   нравственно   –эстетическими назиданиями,   опирающиеся   на   интересы,   нравственные   идеалы   и   мудрость трудового народа. Исключительное   значение   в   моральной   переделке   личности   Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”. Высокие понятия  чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе Абай обогащал своими пони маниями   долга и ответственности за все, что происходит вокруг него. Труд   и   просвещение   народа,   по   мнению   Абая,   ­   это   средства достижения нравственного идеала. Таким   образом,   можно   с   полным   правом   утверждать,   что провозглашаемые   в   прошлом   столетии   Чоканом   Валихановым,   Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны   –   возвышающие   любовь   к   труду,   самоотверженную   борьбу   за интересы   народа,   честность,   справедливость,   ответственность,   упорство   в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися. Магжан   Жумабаев   –   поэт,   прозаик,   переводчик,   педагог,   все   свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа. Проблемам   воспитания   и   обучения   посвящено   большое   количество публикаций,   ряд   учебников   и   пособий   “Родной   язык   в   начальной   школе”, “Обучение грамоте”. Главная   тема   Педагогики   Жумабаева   –   “превыше   всего   интересы человека и человечества”. Целью   нравственного   воспитания   Жумабаев   считает   формирование нравственно­ориентированного   мышления   у   ребенка, поведения и деятельности.   нравственного “Ребенок,   ­   пишет   педагог,   ­   совершает   плохой   поступок   от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”. Жумабаев   утверждал   принцип   воспитания   в   обучении.   Он   глубоко убежден   в   том,   что   “образование   только   тогда   имеет   ценность,   когда благотворно воздействует на учеников”.      Таким   образом,   в   учении   педагог   раскрывает   истоки   нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания   –   в   формировании   целостно   –   ориентированной   личности, нравственного поведения и деятельности. Факторами нравственного воспитания считает: * Морально – психический климат семьи; * Влияние друзей; *воздействие педагогов.                Выводы по первой главе. Анализ психолого­педагогической литературы и личное наблюдение во время   прохождения   педагогической   практики   показывает,   что   учебная деятельность   значима   на   всех   возрастных   этапах,   особенно   в   младшем школьном   возрасте,   так   как   в   данном   периоде   начинает   формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества личности   как   организованность,   ответственность,   самостоятельность, активность, дисциплинированность. Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание   нравственному   воспитанию   детей   уделяли   казахские   педагоги   и писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие. Важным   является   понимание   того,   что   нравственное   воспитание целесообразно   осуществлять   также   в   процессе   формирования   учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте   ведущей,   обеспечивает   усвоение   знаний   в   определенной   системе, создает   возможности   для   овладения   учащимися   приемами,   способами решения   различных   умственных   и   нравственных   задач.   А   нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости. Одна   из   задач   воспитания   –   правильно   организовать   деятельность   деятельности   формируются   нравственные   качества,   а ребенка.   В   возникающее   отношения   могут   влиять   на   изменение   целей   и   мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018