Возникновение и развитие искусства гжели как старейшего центра русского народного
керамического искусства. Керамическая игрушка. Технология росписи в гжели.
1.Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий
является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села
Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и
считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской
волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень
велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только
глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по
фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за
другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от
центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные
переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
* плотность и ширина наносимого кистью мазка;
* направление движения ворса;
* толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными
движениями растушевывают полутона.
2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти
перпендикулярно ворсу.
3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к
окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав
основанием и поставив точку.
Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому
после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй
окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.
«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.
Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды
цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них
немножко условна. Это растительная роспись.
Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-
отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели,
«капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» .
Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.
Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт
и т. п.Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные
Русалки, Коты-Баюны и т. п.
Искусство эпохи Возрождения, Проторенессанс. Джотто. (Особенности творчества,
произведения).
В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового
символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства
художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива,
трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности,
добиваться объективности, достоверности и жизненности.
В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:
* Проторенессанс: вторая половина XIII в. — XIV в.
* Раннее Возрождение: почти весь XV в.
* Высокое Возрождение: конец XV в. — первая треть XVI в.
* Позднее Возрождение: последние две трети XVI в.
Главной фигурой Проторенессанса в живописи стал- Джотто (1266/67-1337 гг.).
Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном
искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические
сюжеты, изображают сцены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих
сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой
условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения
живописи как художественной самоценности.
В его произведениях вполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливо видны
деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых, предстают как живые люди,
наделенные физической плотью, человеческими чувствами и страстями. Их одежды обрисовывают
естественные формы их тела. Произведениям Джотто присущи яркий колорит и живописность, тонкая
пластичность.
Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни
Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в
Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.