Возникновение и развитие искусства гжели как старейшего центра русского народного керамического искусства. Керамическая игрушка. Технология росписи в гжели.

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (12).docx

Возникновение и развитие искусства гжели как старейшего центра русского народного

керамического искусства. Керамическая игрушка. Технология росписи в гжели.

1.Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий

является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села

Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и

считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской

волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень

велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только

глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по

фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за

другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от

центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные

переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

* плотность и ширина наносимого кистью мазка;

* направление движения ворса;

* толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными

движениями растушевывают полутона.

2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти

перпендикулярно ворсу.

3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к

окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.

4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав

основанием и поставив точку.

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому

после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй

окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды

цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них

немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-

отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели,

 

«капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» .

Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт

и т. п.Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные

Русалки, Коты-Баюны и т. п.

Искусство эпохи Возрождения, Проторенессанс. Джотто. (Особенности творчества,

произведения).

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового

символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства

художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива,

трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности,

добиваться объективности, достоверности и жизненности.

В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

* Проторенессанс: вторая половина XIII в. — XIV в.

* Раннее Возрождение: почти весь XV в.

* Высокое Возрождение: конец XV в. — первая треть XVI в.

* Позднее Возрождение: последние две трети XVI в.

Главной фигурой Проторенессанса в живописи стал- Джотто (1266/67-1337 гг.).

Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном

искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические

сюжеты, изображают сцены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих

сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой

условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения

живописи как художественной самоценности.

В его произведениях вполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливо видны

деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых, предстают как живые люди,

наделенные физической плотью, человеческими чувствами и страстями. Их одежды обрисовывают

естественные формы их тела. Произведениям Джотто присущи яркий колорит и живописность, тонкая

пластичность.

Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни

Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в

Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».


 

Посмотрите также