Возникновение ислама

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА И ОБЪЕДИНЕНИЕ АРАБОВ.docx

У р о к ….

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА И ОБЪЕДИНЕНИЕ АРАБОВ

Цели:

1.      Дать представление о возникновении, ценностях и особен­ностях исламской цивилизации.

2.    Выяснить роль ислама в объединении арабских племен; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

3.     Продолжить формирование умения работы с картой.

4.   Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла
Великого и Арабского халифата).

♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.», карты в атласе (с. 4) «Завоевания арабов в VII-IX вв.», «Рас­пад Арабского халифата».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам:

=> Раскрыть причины распада Римской империи на Западную и Восточную и укрепления ее восточной части.

=> Раскрыть особенности развития Византии.

=> Рассказать о системе управления в Византийской империи.

=> Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и особенное).

=> Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I.

=> Власть императора и церковь.

=> Внешняя политика Юстиниана I.

=> Личность Юстиниана I.

Обязательно проверить знание понятий и терминов.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1.     Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

2.  Ислам и его роль в объединении арабских племен.

3.   Завоевательные походы арабов.

4.  Арабский халифат и его распад.

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на­селения.).

Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью. Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VIIVIII вв. на этой огромной территории существовало могущественное государст­во - Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

 

Работа с картой:

Далее на карте учитель показывает Аравийский полуост­ров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка, и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров.

=> Найдите в атласе (с. 4) и покажите государства, которые были соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство).

=» Найдите и покажите моря, которыми омывается полуост­ров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспий­ское море).

От характеристики географического положения Аравийского полу­острова необходимо перейти к характеристике природных условий.

=> Как природа и географическое положение Аравии повлия­ли на занятия ее населения?

Рассказ учителя.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Ара­вии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградни­ки, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы - степняки, или бедуины - занимались коче­вым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике (с. 71) «Караван-Сарай на торговом пути».

Мекка расположена в узкой котловине между горами. Бога­тые горожане жили в каменных домах, бедняки - в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщи­ками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на с. 70.

Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столк­новения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и об­менивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярма рок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки рас­полагался храм Кааба - святое место для всех арабов.

Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт разложения родового строя у арабов.

К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:

-    выделяется племенная знать, владевшая пастбищами,
большими стадами и рабами-пленными.

появляется очень много бедняков.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объедине­нию. Этому способствовали следующие причины:

1.    Прекращение вражды племен между собой.

2.   Борьба с внешними врагами.

3.   Упадок торговли.

 

4.    Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.        Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ис­лама - важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе учебника или дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.

В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался кара­ванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого куп­ца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Ал­лахом (верховным богом арабов), после чего начал публично про­поведовать открывшиеся ему истины - Коран.

Коран (от араб, «ал-куран» - чтение вслух наизусть) - про­поведь от имени Аллаха.

Ислам - «покорный Аллаху».

Мусульманин (от араб, «муслин») - уверовавший.

Провозглашается вера в единого бога - Аллаха, который сотворил мир.

Главные ценности новой религии:

-    покорность богу;

-    частная собственность;

-    нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Мои­сея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникно­вения мировой религией, а Мухаммед - последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам - единая религия, средство объединения арабов.

Основные положения ислама:

разделение общества на богатых и бедных общинников;

терпение и покорность властям и знати;

власть мужчин над женщинами;

отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

призыв к «священной войне» против неверных;

идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объе­диниться, приняв одну веру - ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближе­нии Страшного суда и наказании грешников - муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам - в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников).

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближай­ший оазис, позлее названный Мединой, или «городом Пророка», Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал нача­лом мусульманской эры.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. На­чалась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, во­рота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена при­няли ислам и подчинились власти Мухаммеда.

Мекка превратилась в священный город всех мусульман.

Мухаммед стал главой арабского государства и мусульман­ской церкви.

Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства (около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами:

=> Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков? (На 130 лет.)

=> Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Делается вывод:

  В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над му­сульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачаль­ником.

  На Аравийском полуострове образовалось арабское госу­дарство.

3. Завоевательные походы арабов.

Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с со­седними государствами - Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов

1.      Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

2.    Многочисленность арабских войск.

Образование Арабского халифата

Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне горо­дов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими воена­чальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать поголовный налог».

Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у ко­торого внутренние противоречия не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая боль­шим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем византийские и иранские, они очень быстро передвигались на зна­чительные расстояния.

К концу VII века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку. Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.

Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуа-тье они атаковали большое франкское войско, но их легкая кон­ница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.

На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо-западную часть Индии.

4. Арабский халифат и его распад.

Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате, учитель дает проблемное задание":

=» Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собст­венностью главы государства - халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, по­лучая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все поко­ренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели - арабы.

Изучение положения покоренных народов помогает понять причи­ны народных движений в халифате. Представление о значительном числе народных восстаний в Арабском халифате создает карта № 14. (Учащиеся находят районы восстаний в Средней Азии, Северной Африке, Месопота­мии.)

Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад халифата» к § 14. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от халифата.

Учитель помогает учащимся определить одну из причин распада.

• Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, кото­рые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились все более могущественными и неза­висимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился пере­дать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры, превратились в наследственные владения их семей, а затем стали отделяться от халифата.

Проверяя выполнение проблемного задания, учитель вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов раз­вития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

-    образование крупного землевладения;

-    эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;

-    усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

 

III. Закрепление изученного материала.

 

?!] Вопросы и задания:

=> Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

=> Объяснить объединяющую роль ислама.

=> Выявить причины распада Арабского Халифата.

IV.       Итог урока.

Домашнее задание: § 9, выполнить задание на контур­ной карте № 4.

*          Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».