Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства |
||||
Тип урока: Комбинированный |
||||
Дата урока: |
||||
Образовательные ресурсы: 1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с .2.СД диск к учебнику 3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009 4.Рабочая тетрадь к учебнику |
||||
План урока: 1. Родоплеменной строй 2. Приручение животных и скотоводство 3. Возникновение земледелия 4. Развитие ремесел |
||||
Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человека, которые привели к созданию надежных источников питания человека 2. Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты |
||||
Задачи: - обучающие: получить знания о том,как появилось земледелие и скотоводство; -развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР., -воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
|
||||
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно - иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
|
||||
Основные термины и понятия: земледелие, скотоводство, плуг, мотыга, серп, молитва, идол, душа
|
||||
Планируемые образовательные результаты: Знать, что такое религия; Уметь работать с историческими картами и иллюстрациями; Иметь обобщённое представление о искусстве и религии древнейших людей;
|
||||
Организационная структура урока
|
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
|
Проверка домашнего задания |
1.А как была найдена пещерная живопись?
2.Чем и как рисовались рисунки
3. С какой целью рисовали рисунки?
4. Что изображали древние художники?
5. Что такое религия?
6. Что такое верования |
Демонстрируют знания по пройденному материалу. |
Индивидуальная Фронтальная
|
РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Актуализация знаний
|
Как появилось земледелие и скотоводство? Что это давало людям? |
Ответы учащихся |
Фронтальная |
КУД: Совместная деятельность
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока |
Изучение нового материала
|
1.Родоплеменной строй 1.Почему в одиночку было выжить тяжело?
2.Что давало первобытному человеку объединение в стаи
3.В родовую общину входило несколько семей одного рода. Род- группа людей, ведущих свое происхождение от общего предка. Родоначальником мог быть не только человек, а животное или птица - почему прародителем мог стать не только человек, но и животное или птица?
4.Работа с рисунком на стр.28
5. Родовые общины были не большими. Несколько родов объединялись в племя. Руководили родом опытные и уважаемые старейшины. Они собирались на совет старейшин. Во главе племени стоял вождь, которого мужчины племени избирали на общем собрании.
-Что давало родовая община людям? - Как и для какой цели рода стали объединятся в племя? - Почему сородичи слушались старейшин?
2.Приручение животных и скотоводство - как думаете как происходило одомашнивание животных? - какие изменения в жизни первобытного человека привело приручение животных? - почему археологи находят стоянки, где собака была похоронена с большими почестями?
3.Возникновение земледелия 1.Самостоятельная работа с текстом учебника на стр.30
- Когда появилось земледелие? - Как появилось земледелие? - Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? - Чем убирали урожай? - На чем растирали зерна? - Чем очищали участок для посева? - Какое значение имело земледелие для людей?
2.Работа с картой: - Определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия? - Как называется этот район?
4.Развитие ремесел 1.Назовите версии как древние люди могла создавать посуду из глины?
5.Назовите значение ткацкого станка и ткани для человека
|
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответ учащихся
Работа с рисунком на стр.28
Слушают учителя
Ответ учащихся
Ответы учащихся
Работать самостоятельно с текстом учебника на стр.30
Работа картой на стр.4-5
Работа с иллюстрацией на стр.31
Ответ учащихся и работа с иллюстрацией на стр. 32
|
Индивидуальная Работа в парах Групповая |
РУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулирую понятия
КУД: совместная деятельность
ПУД: Работают с текстом учебника Узнают интересные факты о том как Древний человек Обмениваются полученной информацией Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); Исследовательские действия (поиск информации)
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Первичное осмысление и закрепление
|
1.Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
2.Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известны, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали. Подумайте, с какой целью они так поступали? |
Ответы учащихся |
Индивидуальная Работа в парах Групповая |
ЛУД: Рассуждение учеников
РУД: Выявление причинно-следственных связей; Формулируют ответ, применяя полученные знания. |
Итоги урока. Рефлексия
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
|
Оценивают работу на уроке всего класса |
|
ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса
|
Домашнее задание
|
1.П.4, пересказ
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.