Возрастная динамика гиперактивного поведения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ возраст¬ной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выра¬жены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявле¬ния синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для форми¬рования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер [1991], про¬исходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
Иконка файла материала Возрастная динамика гиперактивного поведения.doc
Возрастная динамика гиперактивного поведения Анализ   возрастной   динамики   показал,   что   признаки   расстройства наиболее   выражены   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрастах: наибольший   процент   детей   с   синдромом   отмечается   в   5—10   лет,   что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29]. Это   обусловлено   динамикой   развития   высшей   нервной   деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет   Д.А.   Фарбер   [1991],   происходит   смена   стадий   интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением   темпов   функционального   созревания   коры   и   подкорковых структур.   Систематические   школьные   нагрузки   могут   привести   к   срыву компенсаторных   механизмов   центральной   нервной   системы   и   развития дезадаптационного   школьного   синдрома,   усугубляемого   учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом. Всплеск   гиперактивности   в   12­15   лет   в   группе   риска,   а   в   группе   с синдромом   в   14   лет   совпадает   с   периодом   полового   созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе.   "Трудный"   подросток   (а   именно   к     этой   категории   относится большинство   детей   с   синдромом   дефицита   внимания   с   гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [27, с. 313]. К   концу   периода   полового   созревания   гиперактивность   и эмоциональная   импульсивность   практически   исчезают   или   маскируются другими   личностными   чертами,   повышается   самоконтроль   и   регуляцияповедения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания ­ основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой [4, с.30] К   концу   периода   полового   созревания   гиперактивность   и эмоциональная   импульсивность   практически   исчезают   или   маскируются другими       личностными   чертами,   повышается     самоконтроль   и   регуляция поведения, дефицит  внимания   сохраняется (О.В.Халецкая,    В.М.Трошин). Нарушение   внимания   ­   основной   признак   заболевания,  поэтому   именно   он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания. Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25­летних — 1:2 с преобладанием девушек [22, c.7].  Преобладание   мальчиков   —   это   не   только   следствие   субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы  анкеты. Хотя учителя чаще всего   именно   в   мальчиках   видят   нарушителей   порядка.   Высокая   частота симптомов   заболевания   у   мальчиков   может   быть   обусловлена   влиянием наследственных   факторов,   а   также   более   высокой   уязвимостью   плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов.   У   девочек   большие   полушария   головного   мозга   менее специализированны,   поэтому   они   имеют   больший   резерв   компенсаторных функций по  сравнению  с мальчиками при  поражении  центральной  нервной системы [Корнев А.Н., 1986]. Кроме   того,   отмечаются   половые   различия   в   структуре   и   динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения   поведения   появляются   с   3—4   лет,   что   заставляет   родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще   проявляется   в   виде   нарушений   внимания.   У   девочек   поведенческие отклонения проявляются более скрыто.