Анализ возраст¬ной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выра¬жены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявле¬ния синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для форми¬рования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер [1991], про¬исходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства
наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах:
наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что
отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома
приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29].
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности.
5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга,
отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как
пишет Д.А. Фарбер [1991], происходит смена стадий интеллектуального
развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и
произвольной регуляции деятельности.
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с
замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых
структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву
компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития
дезадаптационного школьного синдрома,
усугубляемого учебными
трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей
должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим
ребенка врачом.
Всплеск гиперактивности в 1215 лет в группе риска, а в группе с
синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания.
Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к
учебе. "Трудный" подросток (а именно к
этой категории относится
большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью)
может решиться на расставание со школой [27, с. 313].
К концу периода полового созревания гиперактивность и
эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются
другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляцияповедения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания основной
признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и
прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Здесь
может решаться вопрос и о расставании со школой [4, с.30]
К концу периода полового созревания гиперактивность и
эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются
другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция
поведения, дефицит внимания сохраняется (О.В.Халецкая, В.М.Трошин).
Нарушение внимания основной признак заболевания, поэтому именно он
определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания.
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3
раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет
1:1, а среди 20—25летних — 1:2 с преобладанием девушек [22, c.7].
Преобладание мальчиков — это не только следствие субъективного
мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще
всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота
симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием
наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода
мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и
родов.
У девочек большие полушария головного мозга менее
специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных
функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной
системы [Корнев А.Н., 1986].
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике
поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие
нарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей
обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.
Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них
чаще проявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие
отклонения проявляются более скрыто.