Возрастные особенности детей 3-4лет

  • docx
  • 18.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Возрастные особенности детей 3_4 лет.docx

                                       

            Возрастные особенности детей 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Период диады «мать-ребёнок» завершается кризисом трех лет, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Происходит  психологическое отделение матери от ребёнка.  Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

                                   В этом возрасте у вашего ребенка:
•    Происходит формирование «противо - воли», что выражается в желании делать все по-своему. Оно совершенно необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
•    Осознание себя как отдельного человека происходит через отвержение  почти всего, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
•      Возникает потребность общаться со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции, как взрослых, так и детей на его поступки.
•    Возникает потребность в коллективной игре. Игра имеет уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
•    Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и понимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
                                                Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий – низкий.
3. Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Сравнивать предметы по величине, цвету, форме.                                                                                        6. Сравнивать количество предметов (один-много).
                          
Развитие мышления, памяти, внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Находить и объяснять несоответствия на рисунках (найди отличия).                                                                        3. Разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежда, фрукты и т.д.
4. Подбирать пару к предмету с заданным признаком (найди такую же).
5. Находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор (игра 4ый лишний).
6. Находить сходства и различия между предметам, обращая внимание на свойства и признаки предметов.
7. Запоминать 2-3 картинки.

8. Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
9. Запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
10. Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
11. Выполнять задание в течение 5-7 минут, не отвлекаясь.                                                    

                                                 Развитие речи                                                          Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.                                                                                                            Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Зрительно воспринимать образы и описывать увиденное.
2. Говорить простыми связными предложениями, постепенно переходя к сложным (из 5-6 слов).
3. Называть по одному признаку каждого предмета.
4. Называть основные действия людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.)
5. Повторять за взрослым стишки и песенки.
6. Знать свое имя и фамилию.
7. Управлять силой голоса, может говорить громко – тихо.

                                              Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен знать:
1. Названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы (стул деревянный - из дерева, ложка металлическая – из металла, лампочка стеклянная – из стекла…).
6. Части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

                                              Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Разрезать ножницами бумагу.
3. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Обводить и раскрашивать картинки.
5. Знать основные правила гигиены.

                                          Родителям  очень важно:
* С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности.                         * Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
* Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему хочется сделать вам назло, а потому, что ему важно, чтобы
с его мнением считались.
* ВАЖНО  настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира и при расставании с близкими.
* Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Объяснять, что любые конфликты можно решить мирно.
Не учить ребёнка давать сдачи. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
* Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавлять его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
* Продолжать активно развивать координацию движений и мелкую моторику: учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Заниматься  лепкой, аппликацией, разукрашивать и рисовать карандашами и красками, застёгивать пуговицы, играть в игры с разными шнуровками, собирать пирамидки и т.д. Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
* Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка и пересказ ребёнком прочитанного  необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

         

           

                                                                           Материал подготовила педагог – психолог

                                                                                          Подшибаева Елена Николаевна