Три года —
это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития
ребенка с момента его рождения. Период диады «мать-ребёнок» завершается кризисом
трех лет, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Происходит психологическое отделение матери от ребёнка. Основные
потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо - воли», что выражается в
желании делать все по-своему. Оно совершенно необходимо ребенку для
благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного
человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые,
более глубокие отношения.
• Осознание себя как отдельного человека происходит через отвержение
почти всего, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему
этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
противоречить другому.
• Возникает потребность общаться со сверстниками. Ребенок
осваивает правила взаимодействия через обратные реакции, как взрослых, так и
детей на его поступки.
• Возникает потребность в коллективной игре. Игра имеет уже
какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно ролевой. В ней
ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно. В этом возрасте ребенку
достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то
другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои
личностные границы и понимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден
учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться
в одиночестве и скучать.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий – низкий.
3. Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
6. Сравнивать количество
предметов (один-много).
Развитие мышления, памяти, внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Находить и объяснять несоответствия на рисунках (найди отличия).
3. Разделять предметы по группам:
мебель, посуда, одежда, фрукты и т.д.
4. Подбирать пару к предмету с заданным признаком (найди такую же).
5. Находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор (игра
4ый лишний).
6. Находить сходства и различия между предметам, обращая внимание на свойства
и признаки предметов.
7. Запоминать 2-3 картинки.
8. Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
9. Запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
10. Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
11. Выполнять задание в течение 5-7 минут, не отвлекаясь.
Развитие речи Появляется
много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие
слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Зрительно воспринимать образы и описывать увиденное.
2. Говорить простыми связными предложениями, постепенно переходя к сложным
(из 5-6 слов).
3. Называть по одному признаку каждого предмета.
4. Называть основные действия людей и животных (лежит, сидит, бежит и
т.д.)
5. Повторять за взрослым стишки и песенки.
6. Знать свое имя и фамилию.
7. Управлять силой голоса, может говорить громко – тихо.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен знать:
1. Названия и уметь показывать домашних (корова, коза,
лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и
3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4
цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие
предметы (стул деревянный - из дерева, ложка металлическая – из металла,
лампочка стеклянная – из стекла…).
6. Части суток - утро, день, вечер, ночь.
7. Уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Разрезать ножницами бумагу.
3. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать
кружочки, точки, линии.
4. Обводить и раскрашивать картинки.
5. Знать основные правила гигиены.
Родителям очень важно:
* С терпением и пониманием относиться к проявлениям
«противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка
впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и
инфантильности. * Следует позволять ребенку
настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда
вам это кажется нелепым или ненужным.
* Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему хочется сделать вам назло, а потому,
что ему важно, чтобы с его мнением считались.
* ВАЖНО настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и
быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они
естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного
ему мира и при расставании с близкими.
* Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в
детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие
личностные границы. Объяснять, что любые конфликты можно решить мирно. Не
учить ребёнка давать сдачи. Для этого важно самим быть
для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам
вашей семьи.
* Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю,
понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не
подавлять его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными
эмоциональными реакциями.
* Продолжать активно развивать координацию движений и мелкую моторику: учить
прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Заниматься лепкой, аппликацией,
разукрашивать и рисовать карандашами и красками, застёгивать пуговицы, играть
в игры с разными шнуровками, собирать пирамидки и т.д. Желательно, чтобы дома
у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические
упражнения.
* Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у
него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное
чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка и пересказ ребёнком
прочитанного необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка,
поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и
теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком,
обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а
также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Материал
подготовила педагог – психолог
Подшибаева Елена Николаевна
|