Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Оценка 4.8

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Оценка 4.8
Педсоветы +3
doc
психологическая работа +1
Взрослым
30.04.2019
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Предметом анализа учителя должны стать такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние его умения учиться, весьма сильно влияющего на мотивацию. Опытный учитель, умеющий целостно воспринимать ученика, всегда мысленно сопоставляет мотивацию учения с тем, как умеет этот ученик учиться.
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.doc
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения   у   отдельных   школьников   учителю   важно   соотнести   их   с   некоторыми возрастными   эталонами.   Имеющиеся   психологические   исследования   позволяют выделить общие направления усложнения как умения учиться у школьников, так и мотивации   учения,   а   также   определить   те   верхние   уровни,   которых   может достигнуть ученик к концу каждого этапа возрастного развития. Охарактеризуем особенности умения учиться, учебной деятельности и мотивации, которые могут сложиться при достаточно благоприятных условиях обучения к концу младшего и среднего школьного возраста. Младший   школьный   возраст  характеризуется   первичным   вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы принятия   готовых   задач   учителя   через   переосмысление   их   к   самостоятельной постановке отдельных задач. Учебные исполнительные действия складываются как овладение отдельными операциями   внутри   действий,   при   этом   младший   школьник   опирается   на материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание). Моделирование носит характер использования сначала несложных графических, затем   буквенных   и   знаковых   средств.   Все   учебные   исполнительные   действия выполняются вначале развернуто при полном составе составляющих их операций. Младшему   школьнику   доступно   не   только   различение   способа   и   результата решения,   но   и   переход   к   поиску   нескольких   способов   решения,   а   также   их применение в знакомых и незначительно измененных ситуациях. Контрольно­оценочные   действия   осуществляются   пока   в   своих   простых формах   –   в   виде   итогового   контроля   по   результату   сделанной   работы.   Но   в процессе   работы   уже   начинается   становление   действия   контроля   по   способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в   ходе   ее   выполнения.   Ряд   исполнительных   и   контрольно­оценочных   учебных действий   в  младшем   школьном  возрасте   при   правильном  формировании   может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически». Мотивация   учения   в   младшем   школьном   возрасте   также   развивается   в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно­познавательные мотивы   (интерес   к   способам   приобретения   знаний);   мотивы   самообразования представлены   пока   самой   простой   формой   –   интересом   к   дополнительным источникам   знания,   эпизодическим   чтением   дополнительных   книг.   Широкие социальные   мотивы   развиваются   от  общего   недифференцированного   понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более   глубокому   осознанию   причин   необходимости   учиться,   что   делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших   школьников,   но   пока   в   самом   общем   проявлении.   Интенсивно развивается   в   этом   возрасте   целеполагание   в   учении.   Так,   младший   школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в   течение   длительного   времени,   выполняет   действия   по   инструкции.   При правильной   организации   учебной   деятельности   у   младшего   школьника   можно закладывать   умение   самостоятельной   постановки   цели.   Начинает   складываться умение соотнесения цели со своими возможностями. В   среднем   школьном   возрасте  происходит   овладение   общим   строением учебной   деятельности,   способами   самостоятельного   перехода   от   одного   вида деятельности   к   другому   (от   ориентировочных   учебных   действий   к исполнительным  и затем контрольно­оценочным), что является  важной основой самоорганизации учебной деятельности. Учебные   действия   объединяются   в   приемы,   методы,   в   крупные   блоки деятельности.   Отдельные   действия   и   операции   свертываются,   переходят   в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность. Существенно   развивается   умение   находить   и   сопоставлять   несколько способов   решения   одной   задачи,   поиск   нестандартных   способов   решения,   что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень. Происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно­ оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее   мотивов,   задач,   способов   и   средств.   Существенно   укрепляются   не   только широкие   познавательные   мотивы,   но   и   учебно­познавательные,   для   которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом   возрасте   поднимаются   на   следующий   уровень,   наблюдается   активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее   зримо   в   этом   возрасте   совершенствуются   социальные   мотивы учения.   Широкие   социальные   мотивы   обогащаются   представлениями   о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самопознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и   в   так   называемых   позиционных   мотивах   учения;   при   этом   существенно усиливается   мотив   поиска   контактов   и   сотрудничества   с   другим   человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. У   концу   подросткового   возраста   может   наблюдаться   устойчивое доминирование   какого­либо   мотива.   Осознание   подростком   соподчинения, сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная   система,   иерархия   мотивов.   Существенно   развиваются   процессы целеполагания   в   учении.   Подростку   доступны   самостоятельная   постановка   не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019