Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Оценка 4.8
Педсоветы +3
doc
психологическая работа +1
Взрослым
30.04.2019
Предметом анализа учителя должны стать такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние его умения учиться, весьма сильно влияющего на мотивацию. Опытный учитель, умеющий целостно воспринимать ученика, всегда мысленно сопоставляет мотивацию учения с тем, как умеет этот ученик учиться.
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.doc
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации
учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми
возрастными эталонами. Имеющиеся психологические исследования позволяют
выделить общие направления усложнения как умения учиться у школьников, так и
мотивации учения, а также определить те верхние уровни, которых может
достигнуть ученик к концу каждого этапа возрастного развития. Охарактеризуем
особенности умения учиться, учебной деятельности и мотивации, которые могут
сложиться при достаточно благоприятных условиях обучения к концу младшего и
среднего школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением
ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из
учебных действий претерпевает свои процессы становления.
Учебная задача, завершающая ориентировочные действия, проходит этапы
принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной
постановке отдельных задач.
Учебные исполнительные действия складываются как овладение отдельными
операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на
материализованные средства (моделирование) и речевые опоры (проговаривание).
Моделирование носит характер использования сначала несложных графических,
затем буквенных и знаковых средств. Все учебные исполнительные действия
выполняются вначале развернуто при полном составе составляющих их операций.
Младшему школьнику доступно не только различение способа и результата
решения, но и переход к поиску нескольких способов решения, а также их
применение в знакомых и незначительно измененных ситуациях.
Контрольнооценочные действия осуществляются пока в своих простых
формах – в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в
процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу
решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы
в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольнооценочных учебных
действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может
превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».
Мотивация учения в младшем школьном возрасте также развивается в
нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям)
могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебнопознавательные
мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования
представлены пока самой простой формой – интересом к дополнительным
источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие
социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к
более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает
социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом
возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение
учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у
младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно
развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Так, младший школьник
научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели
в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции. При
правильной организации учебной деятельности у младшего школьника можно
закладывать умение самостоятельной постановки цели. Начинает складываться
умение соотнесения цели со своими возможностями.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением
учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида
деятельности к другому (от ориентировочных учебных действий к
исполнительным и затем контрольнооценочным), что является важной основой
самоорганизации учебной деятельности.
Учебные действия объединяются в приемы, методы, в крупные блоки
деятельности. Отдельные действия и операции свертываются, переходят в
умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.
Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько
способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что
переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень.
Происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно
оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до
начала ее выполнения.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,
ее мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только
широкие познавательные мотивы, но и учебнопознавательные, для которых
характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в
этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное
стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется
интерес к методам научного мышления.
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы
учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о
нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом
самопознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают
и в так называемых позиционных мотивах учения; при этом существенно
усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком,
овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. У концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое
доминирование какоголибо мотива. Осознание подростком соподчинения,
сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается
осознанная система, иерархия мотивов. Существенно развиваются процессы
целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не
только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в
учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает
умением ставить гибкие цели, связанные с приближающимся этапом социального и
профессионального самоопределения.
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.