Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер.
Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми. Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ВЕРБАЛЬНЫХ И
НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБЩЕНИИ.
Социальноперцептивные способности, в структуру которых входит и способность к
психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных
составляющих всего отражательноповеденческого взаимодействия человека с человеком,
группой людей.
Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная
коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать
эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее
настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством,
еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его
родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к
голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он
вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении.
Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание
коммуникаций имеет интеллектуальный характер.
Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с
близкими людьми. Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального
контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит
и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии
научиться сопереживать.
Следующий этап работы анализ возрастных особенностей в восприятии невербальных
компонентов. Вот некоторые мысли из книги Е.И.Исениной ”Дословесный период развития
речи у детей”:
первые 3 месяца закладывают основы протознакового поведения ребенка через
его эмоциональные проявления. На этом фундаменте возникает лепет;
улыбка социализируется(т.е.становится средством социального общения)
раньше, чем крик, плач и даже похныкивание. Иначе говоря, лучше договориться по
хорошему;
ребенок отличает интонацию одобрения от интонации упрека или наказания;
основная стадия протоязыка детей, начинающаяся с 7ми месяцев и
завершающаяся к окончанию второго года жизни, может быть названа “от жеста и звукак
слову”;
жестикуляция ребенка приобретается при подражательном обучении, т.е. жест
на жест;
длительное время, когда ребенок уже, казалось бы, хорошо владеет языком,
жест, мимика, эмоциональная фонация остаются все же главным средством общения, как и
предметы, “втягиваемые” в ситуацию общения.
“Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности,
человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их
поведения, накопленный в иных, чем эта деятельность, условиях”, читаем в книге
А.А.Бодалева “Формирование понятия о другом человеке как личности”. Общение
ребенка, начавшего посещать детский сад, опирается на те представления о людях,
которые сформировались у него в семье и яслях.
Это же относится к невербальному опыту взаимодействия. В младшем дошкольном
возрасте невербальное поведение очень естественно и хорошо понимаемо как
сверстниками, так и взрослыми. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник
высказывает о человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость,
ярко выраженная ситуативность. Большую роль в выработке “точки зрения” на людей уребенка играют облик и поведение воспитателя и взаимоотношения между детьми.
Первоначальная же оценка человека во многом складывается на основе мнения
авторитетного взрослого
(родители, знакомые).
С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится
поведения учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки
учения,в формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные
изменения. Содержания формирующихся у ученика понятий о чертах и сторонах личности
существенно изменяется,развивается умение все более глубоко и правильно
расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно
оценивать личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника
размышлять о поступках и поведении людей;постоянно побуждает к активному
применению формирующихся знаний в общении,и она же(практика) на каждом шагу
показывает ребенку,какие из его обобщений и оценок верны, а какиеошибочны.
К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых
в поведении сверстника особенностей,ребенок чаще замечает стороны личности, ранее
ускользавшие от его внимания.
Однако, у 5классников по сравнению с 1классниками наблюдается падение интереса к
некоторым фактам поведения. Так же к 5му классу значительно расширяется емкость
представлений детей о различных сторонах поведения сверстника.
Для подростков, как раньше для младших школьников, нормы оценки поведения по
прежнему являются первейшим основанием при оценке поступков, однако их отношение к
этим нормам иное: если для младших школьников роль этих норм почти абсолютная, то
подростки (особенно старшие) относятся к ним более гибко, дифференцированно, и
пытаются сопоставить их с условиями возникновения поступка. Наиболее существенным
среди этих условий для подростков оказывается отношение тех, кто составляет их
окружение и особенно тех, кто для них представляет авторитет.
Старшие школьники делают новый шаг в познании особенностей личности каждого из тех
людей, которые входят в их ближайшее и далекое окружение.
Характерно: в характеристиках, даваемых 10ти классниками, больше обобщенного
видения личности, чем конкретночастных проявлений того или иного качества в личности.
Какова же картина в восприятии невербальной информации подростками 14ти18ти лет?
Более детально этот вопрос, а также проблему зависимости между положением личности в
группе и уровнем развития способности восприятия невербального поведения,разработала
кандидат психологических наук из РостованаДону В.А.Лабунская.
Обратимся к ее работе “Особенности развития способности к психологической
интерпретации невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали,
что:
а)тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит
систематический характер (чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации
невербального поведения);
б)в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов.
Это обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по
диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об
интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность.
Мимика сообщает долее дифференцированную информацию о партнере по общению.
Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза.
Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для
нее характерны большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и
жестами).Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения. Именноэти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем возрасте.
Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической
интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов;
в)для юношей 19ти20ти лет характерно более успешно с помощью невербального
поведения регулировать отношения между общающимися;
г)структура, уровень развития способности к психологической интерпретации
невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально
перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному
отражению состояний, качеств, отношений выше.
Микровывод.Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении
осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от
психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к
интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и
состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования
невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик
субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.