ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБЩЕНИИ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер. Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми. Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать.
Иконка файла материала ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБЩЕНИИ.doc
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ВЕРБАЛЬНЫХ И  НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБЩЕНИИ.      Социально­перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к  психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных  составляющих всего отражательно­поведенческого взаимодействия человека с человеком,  группой людей.   Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать  эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее  настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством,  еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к  голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он  вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении.  Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер.  Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с  близкими людьми. Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального  контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит  и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии  научиться сопереживать.      Следующий этап работы ­ анализ возрастных особенностей в восприятии невербальных  компонентов. Вот некоторые мысли из книги Е.И.Исениной ”Дословесный период развития речи у детей”:                  ­первые 3 месяца закладывают основы прото­знакового поведения ребенка через  его эмоциональные проявления. На этом фундаменте возникает лепет;                  ­улыбка социализируется(т.е.становится средством социального общения)  раньше, чем крик, плач и даже похныкивание. Иначе говоря, лучше договориться по­ хорошему;                  ­ребенок отличает интонацию одобрения от интонации упрека или наказания;                  ­основная стадия протоязыка детей, начинающаяся с 7­ми месяцев и  завершающаяся к окончанию второго года жизни, может быть названа “от жеста и звука­к  слову”;                  ­жестикуляция ребенка приобретается при подражательном обучении, т.е. жест  на жест;                  ­длительное время, когда ребенок уже, казалось бы, хорошо владеет языком,  жест, мимика, эмоциональная фонация остаются все же главным средством общения, как и  предметы, “втягиваемые” в ситуацию общения. “Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности,  человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их  поведения, накопленный в иных, чем эта деятельность, условиях”,­ читаем в книге  А.А.Бодалева “Формирование понятия о другом человеке как личности”. Общение  ребенка, начавшего посещать детский сад, опирается на те представления о людях,  которые сформировались у него в семье и яслях.  Это же относится к невербальному опыту взаимодействия. В младшем дошкольном  возрасте невербальное поведение очень естественно и хорошо понимаемо как  сверстниками, так и взрослыми. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник  высказывает о человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость,  ярко выраженная ситуативность. Большую роль в выработке “точки зрения” на людей уребенка играют облик и поведение воспитателя и взаимоотношения между детьми.  Первоначальная же оценка человека во многом складывается на основе мнения  авторитетного взрослого (родители, знакомые).  С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится  поведения учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки  учения,в формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные  изменения. Содержания формирующихся у ученика понятий о чертах и сторонах личности  существенно изменяется,развивается умение все более глубоко и правильно  расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно  оценивать личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника  размышлять о поступках и поведении людей;постоянно побуждает к активному  применению формирующихся знаний в общении,и она же(практика) на каждом шагу  показывает ребенку,какие из его обобщений и оценок верны, а какие­ошибочны.  К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых в поведении сверстника особенностей,ребенок чаще замечает стороны личности, ранее  ускользавшие от его внимания. Однако, у 5­классников по сравнению с 1­классниками наблюдается падение интереса к  некоторым фактам поведения. Так же к 5­му классу значительно расширяется емкость  представлений детей о различных сторонах поведения сверстника.   Для подростков, как раньше для младших школьников, нормы оценки поведения по­ прежнему являются первейшим основанием при оценке поступков, однако их отношение к  этим нормам иное: если для младших школьников роль этих норм почти абсолютная, то  подростки (особенно старшие) относятся к ним более гибко, дифференцированно, и  пытаются сопоставить их с условиями возникновения поступка. Наиболее существенным  среди этих условий для подростков оказывается отношение тех, кто составляет их  окружение и особенно тех, кто для них представляет авторитет.  Старшие школьники делают новый шаг в познании особенностей личности каждого из тех  людей, которые входят в их ближайшее и далекое окружение.  Характерно: в характеристиках, даваемых 10­ти классниками, больше ­ обобщенного  видения личности, чем конкретно­частных проявлений того или иного качества в личности.  Какова же картина в восприятии невербальной информации подростками 14­ти­18­ти лет?  Более детально этот вопрос, а также проблему зависимости между положением личности в  группе и уровнем развития способности восприятия невербального поведения,­разработала кандидат психологических наук из Ростова­на­Дону В.А.Лабунская.  Обратимся к ее работе “Особенности развития способности к психологической  интерпретации невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали,  что: а)тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит  систематический характер (чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации  невербального поведения); б)в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов.  Это обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по  диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об  интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность.  Мимика сообщает долее дифференцированную информацию о партнере по общению.  Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза.  Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее характерны большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и  жестами).Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения. Именноэти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем возрасте.  Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов;   в)для юношей 19­ти­20­ти лет характерно более успешно с помощью невербального  поведения регулировать отношения между общающимися; г)структура, уровень развития способности к психологической интерпретации  невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально­ перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному  отражению состояний, качеств, отношений выше.     Микровывод.Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении  осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от  психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к  интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и  состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования  невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик  субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.