Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Оценка 4.8

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Оценка 4.8
docx
13.06.2023
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.docx

Урок на тему

"Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

 

 

Цель урока: знакомство учащихся с алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.

Обучающая задача: научить применять алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух выражений при решении практических задач.

Развивающая задача: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память, а также самостоятельность в мышлении и учебной деятельности, умение работать в парах и группах; развивать исследовательскую и познавательную деятельность.

Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность за порученное дело, упорство в достижении поставленной цели.

Ход урока

В начале урока класс делится на рабочие группы (в каждой группе должно быть четное количество учащихся для организации их работы в парах).

1. Стадия вызова

Цели:

  • актуализация знаний учащихся по теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме, мотивация каждого ученика к учебной деятельности.

Прием: выдвижение версий, связанных с выполнением, решением предложенного задания.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

В начале урока учащимся предлагается задание, которое с одной стороны ориентировано на повторение ранее изученного материала, а с другой стороны подводит их непосредственно к изучению нового материала.

Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен.

Какое равенство называют тождеством?

Что используют для доказательства тождеств?

Вычислите:

а)           б)           в)           г) 11²          д) (6 – 8)²

е) (6 + 8)²          ж) 6² + 8²          з) 101²          и) 999²

Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность посчитать, ответить, в случае неверного ответа поправить своего товарища или ему помочь.

Все хорошо до двух последних выражений, когда учащимся не представляется возможным возвести в степень заданное число (рациональным способом). Учащимся предлагается подумать, обсудить предложения в парах и группах, а также предложение своей группы озвучить.

После этого учащиеся приступают к чтению текста до того места, где предлагается сделать остановку.

2. Стадия осмысления

Цели:

  • соотнесение уже имеющихся знаний с информацией, которую предлагается прочитать;
  • получение новой информации, ее осмысление.

Прием: сопоставление версии с новым фрагментом текста.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Каждый учащийся получает для работы первый фрагмент текста.

Возведем в квадрат сумму a + b

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

А как вы думаете, на чем основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.

Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению второго фрагмента.

Для этого представим выражение (a + b)2 в виде произведения (a+b)· (a+b) и выполним умножение:

(a + b)2 = (a + b) · (a + b) = a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2

Значит, (a + b)2 = a2 + 2ab + b2

Тождество называют формулой квадрата суммы. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат суммы двух любых выражений.

Остановка в чтении. Стадия осмысления второго фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения третьей части текста.

А как, по-вашему, может звучать правило возведения в квадрат суммы двух выражений?

Обмен предположениями и - чтение следующей части.

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

Приведем примеры:

а) (x + y)2 = x2 + 2xy + y2

б) (r + 3)2 = r2 + 6r + 9

в) (2x + 5)2 = 4x2 + 20x + 25

Представьте в виде многочлена:

а) (с + а)2 =

б) (х + 12)2 =

в) (10 + 8к)2 =

Остановка в чтении. Стадия осмысления третьего фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения четвертой части текста.

А что вы думаете про возведение в квадрат разности двух выражений?

Возведем теперь в квадрат разность a – b

На чем, по вашему мнению, основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.

Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению пятого фрагмента.

Получим,

(a – b)2 = (a – b) · (a – b) = a2 – ab –  ab + b2 = a2 – 2ab + b2

Значит, (a – b)2 = a2 – 2ab + b2

Тождество называют формулой квадрата разности. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат разности двух любых выражений.

Остановка в чтении. Стадия осмысления пятого фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения шестой части текста.

Вы получили новую информацию. Предложите ваши версии формулировки правила возведения в квадрат разности двух выражений.

Обмен предположениями и - чтение следующей части.

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

Приведем примеры:

а) (x – y)2 = x2 – 2xy + y2

б) (10 – с)2 = 100 – 20с + с2

в) (4у 9)2 = 16у2 72у + 81

Представьте в виде многочлена

а) (к а)2 =

б) (7 8а)2 =

в) (5у 4х)2 =

А что такое на ваш взгляд формулы сокращенного умножения? Где они используются и для чего? Подумайте, обсудите свои предположения в парах и группах, подтвердите или опровергните их на основе прочитанного текста.

Учащимся предлагается прочитать заключительную, седьмую часть текста.

При умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена умножают на каждый член другого. Однако в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче, воспользовавшись формулами сокращенного умножения.

(a + b)2 = a2 + 2ab + b2 квадрат суммы двух выражений

(a – b) 2 = a2 – 2ab + b2 квадрат разности двух выражений

3. Стадия рефлексии

Цели:

  • оценка своих знаний, вызов к следующему шагу познания;
  • осмысление и присвоение полученной информации.

Прием: выдвижение новой версии нахождения значения выражения.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Эта часть занятия является третьей стадией в процессе критического мышления. Завершается работа группой предложенных заданий, но работа с которыми, осуществляется по уже известной схеме: индивидуальная, парная, групповая.

1. Преобразуйте в многочлен:

а) (m + n)2          б) (c – d)2          в)  (x + 9)2          г) (8 a)2

д) (a 25)2          е) (40 + b)2          ж) (0,2 x)2          з) (k + 0,5)2

2. Замените * одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством:

а) ( * + 2b)2  = a2  + 4ab + 4b2

б) (3x + * )2  = 9x2  + 6ax + a2

в) ( * 2m)2 = 100 40m + 4m2

г) ( * 9c)2 = 36a4   108a2c + 81c2

д) (15y + * )2 = 225y2  + 12x3y + 0,16x6

е) (3a + 2,5b)2 = 9a2 + 6,25b2  + *

3. Упростите выражение:

а) 18а + (а 9)         б) (х 3)2  + х(х + 9)

в) (5х 1)2 25х2          г) (2а + 5)2 5(4а + 5)

д) 4х2 (2х 3)2          е) а2  + 12а + 36

ж) (а + 2с)2 4с2          з) 1 2с + с2

Как быть в последних двух случаях? Ведь эти многочлены не содержат подобных слагаемых, но, тем не менее, эти выражения можно упростить. Как?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

  • ответить на поставленные в конце урока вопросы;
  • по тексту занятия (он остается у учащихся) придумать свои собственные примеры на возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

 

Урок на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Урок на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность посчитать, ответить, в случае неверного ответа поправить своего товарища или ему помочь

Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность посчитать, ответить, в случае неверного ответа поправить своего товарища или ему помочь

А как, по-вашему, может звучать правило возведения в квадрат суммы двух выражений?

А как, по-вашему, может звучать правило возведения в квадрат суммы двух выражений?

Вы получили новую информацию.

Вы получили новую информацию.

Преобразуйте в многочлен: а) ( m + n ) 2 б) ( c – d ) 2 в) ( x + 9) 2 г) (8…

Преобразуйте в многочлен: а) ( m + n ) 2 б) ( c – d ) 2 в) ( x + 9) 2 г) (8…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023