Урок на тему
"Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Цель урока: знакомство учащихся с алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
Обучающая задача: научить применять алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух выражений при решении практических задач.
Развивающая задача: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память, а также самостоятельность в мышлении и учебной деятельности, умение работать в парах и группах; развивать исследовательскую и познавательную деятельность.
Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность за порученное дело, упорство в достижении поставленной цели.
Ход урока
В начале урока класс делится на рабочие группы (в каждой группе должно быть четное количество учащихся для организации их работы в парах).
1. Стадия вызова
Цели:
Прием: выдвижение версий, связанных с выполнением, решением предложенного задания.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
В начале урока учащимся предлагается задание, которое с одной стороны ориентировано на повторение ранее изученного материала, а с другой стороны подводит их непосредственно к изучению нового материала.
Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен.
Какое равенство называют тождеством?
Что используют для доказательства тождеств?
Вычислите:
а) б) в) г) 11² д) (6 – 8)²
е) (6 + 8)² ж) 6² + 8² з) 101² и) 999²
Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность посчитать, ответить, в случае неверного ответа поправить своего товарища или ему помочь.
Все хорошо до двух последних выражений, когда учащимся не представляется возможным возвести в степень заданное число (рациональным способом). Учащимся предлагается подумать, обсудить предложения в парах и группах, а также предложение своей группы озвучить.
После этого учащиеся приступают к чтению текста до того места, где предлагается сделать остановку.
2. Стадия осмысления
Цели:
Прием: сопоставление версии с новым фрагментом текста.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Каждый учащийся получает для работы первый фрагмент текста.
Возведем в квадрат сумму a + b
Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.
А как вы думаете, на чем основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.
Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению второго фрагмента.
Для этого представим выражение (a + b)2 в виде произведения (a+b)· (a+b) и выполним умножение:
(a + b)2 = (a + b) · (a + b) = a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2
Значит, (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
Тождество называют формулой квадрата суммы. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат суммы двух любых выражений.
Остановка в чтении. Стадия осмысления второго фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения третьей части текста.
А как, по-вашему, может звучать правило возведения в квадрат суммы двух выражений?
Обмен предположениями и - чтение следующей части.
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.
Приведем примеры:
а) (x + y)2 = x2 + 2xy + y2
б) (r + 3)2 = r2 + 6r + 9
в) (2x + 5)2 = 4x2 + 20x + 25
Представьте в виде многочлена:
а) (с + а)2 =
б) (х + 12)2 =
в) (10 + 8к)2 =
Остановка в чтении. Стадия осмысления третьего фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения четвертой части текста.
А что вы думаете про возведение в квадрат разности двух выражений?
Возведем теперь в квадрат разность a – b
На чем, по вашему мнению, основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.
Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, опираясь на детали текста. Затем переходят к чтению пятого фрагмента.
Получим,
(a – b)2 = (a – b) · (a – b) = a2 – ab – ab + b2 = a2 – 2ab + b2
Значит, (a – b)2 = a2 – 2ab + b2
Тождество называют формулой квадрата разности. Эта формула позволяет проще выполнять возведение в квадрат разности двух любых выражений.
Остановка в чтении. Стадия осмысления пятого фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения шестой части текста.
Вы получили новую информацию. Предложите ваши версии формулировки правила возведения в квадрат разности двух выражений.
Обмен предположениями и - чтение следующей части.
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.
Приведем примеры:
а) (x – y)2 = x2 – 2xy + y2
б) (10 – с)2 = 100 – 20с + с2
в) (4у – 9)2 = 16у2 – 72у + 81
Представьте в виде многочлена
а) (к – а)2 =
б) (7 – 8а)2 =
в) (5у – 4х)2 =
А что такое на ваш взгляд формулы сокращенного умножения? Где они используются и для чего? Подумайте, обсудите свои предположения в парах и группах, подтвердите или опровергните их на основе прочитанного текста.
Учащимся предлагается прочитать заключительную, седьмую часть текста.
При умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена умножают на каждый член другого. Однако в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче, воспользовавшись формулами сокращенного умножения.
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2 квадрат суммы двух выражений
(a – b) 2 = a2 – 2ab + b2 квадрат разности двух выражений
3. Стадия рефлексии
Цели:
Прием: выдвижение новой версии нахождения значения выражения.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Эта часть занятия является третьей стадией в процессе критического мышления. Завершается работа группой предложенных заданий, но работа с которыми, осуществляется по уже известной схеме: индивидуальная, парная, групповая.
1. Преобразуйте в многочлен:
а) (m + n)2 б) (c – d)2 в) (x + 9)2 г) (8 – a)2
д) (a – 25)2 е) (40 + b)2 ж) (0,2 – x)2 з) (k + 0,5)2
2. Замените * одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством:
а) ( * + 2b)2 = a2 + 4ab + 4b2
б) (3x + * )2 = 9x2 + 6ax + a2
в) ( * – 2m)2 = 100 – 40m + 4m2
г) ( * – 9c)2 = 36a4 – 108a2c + 81c2
д) (15y + * )2 = 225y2 + 12x3y + 0,16x6
е) (3a + 2,5b)2 = 9a2 + 6,25b2 + *
3. Упростите выражение:
а) 18а + (а – 9)2 б) (х – 3)2 + х(х + 9)
в) (5х – 1)2 – 25х2 г) (2а + 5)2 – 5(4а + 5)
д) 4х2 – (2х – 3)2 е) а2 + 12а + 36
ж) (а + 2с)2 – 4с2 з) 1 – 2с + с2
Как быть в последних двух случаях? Ведь эти многочлены не содержат подобных слагаемых, но, тем не менее, эти выражения можно упростить. Как?
В качестве домашнего задания учащимся предлагается:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.