ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ

  • docx
  • 29.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ.docx

Возведение в степень произведения и степени

Цели: вывести  правило  возведения  в  степень  произведения  двух и  более  сомножителей;  формировать  умение  вычислять  степень  произведения, а также рационально преобразовывать выражения, содержащие степень произведения либо предполагающие использование данного свойства.

Ход урока

I. Организационный момент

Устная работа.

Вычислите.

а) 23 · 53;                            в) 122;                                   д) 53 · ;                             ж) (bx)5;

б) 103;                                г) 32 · 42;               е) (2а)3;                       з) (ab)n.

II. Объяснение нового материала.

 

 (ab)n = anbn.

 

Для любых а и b и произвольного натурального п верно равенство (ab)n = anbn.

Доказательство:

(ab)n = (ab) · (ab) · ... · (ab) по определению степени п раз;

(ab) · (ab) · ... · (ab) = (aa...a)(bb...b) по свойствам умножения п раз п раз; (ab)n = anbn.

Вывод:

1) каждый множитель возводить в эту степень;

2) результаты перемножить.

Пример:

(abсd)4 = ...

Решение:

(abcd)4 = a4b4c4d4.

Рассмотреть пример 1 со с. 97 учебника.

III. Формирование умений и навыков.

1. № 428.

2. Выполните возведение в степень, представив предварительно основание степени в виде произведения множителей –1 и х:

а) (–х)2;                       б) (–х)8;                в) (–х)100;                            г) (–х)2п;

д) (–х)3;                       е) (–х)9;                ж) (–х)71;                            з) (–х)2п + 1.

Решение:

а) (–х)2 = ((–1) · х)2 = (–1)2 · х2 = 1 · х2 = х2;

е) (–х)9 = ((–1) · х)9 = (–1)9 · х9 = –1 · х9 = –х9;

г) (–х)2п = ((–1) · х)2п = (–1)2п · х2п = 1 · х2п = х2п;

з) (–х)2п + 1 = ((–1) · х)2п + 1 = (–1)2п + 1 · х2п + 1 = –1 · х2п + 1 = –х2п + 1.

3. № 431.

Решение:

а и –а – противоположные числа.

а2;

(–а)2 = ((–1) · а)2 = (–1)2 · а2 = 1 · а2 = а2,

значит, а2 = (–а2).

4. № 432.

Решение:

Пусть а – сторона квадрата, тогда площадь квадрата равна а2.

Если сторона квадрата увеличится в 2 раза, то станет равна 2а, а его площадь будет равна (2а) · (2а) =
= (2а)2 = 22 · а2 = 4а2, то есть увеличится в 4 раза.

Аналогично рассуждаем для остальных случаев.

5. № 433.

Решение:

Пусть а – ребро куба, тогда его объем равен а3.

Если ребро увеличить в 3 раза, то объем куба будет вычисляться по формуле (3а) · (3а) · (3а) = (3а)3 =
= 33 · а3 = 27а3, значит, объем увеличится в 27 раз.

6. № 434.

Для решения используем данные задачи № 432.

Решение:

Поверхность  куба  состоит  из  6  квадратов  площадью  а2,  то  есть равна 6а2.

Если ребро куба увеличить в 3 раза, то площадь боковой грани составит 9а2, а общая площадь поверхности равна 6 · 9а2 или 54а2.

Новая площадь больше в 9 раз, значит, и краски потребуется в 9 раз больше, то есть 40 · 9 = 360 г. Следовательно, 350 г краски на хватит.

Ответ: не хватит.

7. Представьте произведение в виде степени.

а) x5y5;                                         б) 36a2b2;                                           в) 0,001x3c3;

г) –х3;                                           д) –8х3;                               е) –32a5b5;

ж) x5y5z5;                                    з) 0,027a3b3c3;                  и) x3a3z3.

8. Вычислите значение выражения, используя свойство степени произведения.

а) 53 · 23;                                                     в) (0,5)3 · 603;

б)  · 204;                                        г) (1,2)4 · .

IV. Итоги урока.

– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.

– Сформулируйте правило возведения в степень произведения.

– Сколько  сомножителей  может  стоять  в  формуле  степени  произведения?

– Чему равно значение выражения (3 · 5 · 78)0?

Домашнее задание: № 429; № 430; № 435; № 436; № 437.