Технологическая карта урока
Тема урока |
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Природа и человек |
Тип урока |
Урок «открытие новых знаний» |
Цель урока |
Создание условий для формирования знаний о стихотворении В.П.Астафьева«Стрижонок Скрип» |
Задачи
|
Общеобразовательные: · Познакомить с биографией В.П.Астафьева и его стихотворением «Стрижонок Скрип» · Воспитательные: Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек; Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи; Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету. Развивающие: · Развивать интерес к творчеству; развивать творческие способности в учебной деятельности. |
Планируемые результаты (предметные) |
- познакомятся с творчеством В.П.Астафьфева; - познакомятся с стихотворением «Стрижонок Скрип»; - научатся характеризовать главных героев стихотворения. |
Личностные результаты |
- узнают о творчсесвте В.П.Астафьева; - смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: - формирование познавательной цели; - уточнение причинно-следственных связей; - умение извлекать информацию из иллюстраций учебника и презентации. Коммуникативные: - умение работать в коллективе, в паре; - формулирование собственного мнения; - учет разных мнений. Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - оценка правильности выполнения действий; - прогнозирование результатов; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Основные понятия |
Стриж, сокол |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник «Литературное чтение»,4 класс, в 2 ч., Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В стр 101-111 |
Организация пространства |
Фронтальная работа, самостоятельная работа |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Васильевна, урок литературного чтения у вас проведу сегодня я. -Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпенье и старанье. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя , готовятся к учебной деятельности
|
II. Актуализация и пробное учебное действие |
-Ребята, скажите, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? - А какое стихотворение вы готовили на сегодня? - Давайте выразительно прочтем по цепочке |
- Б.Л.Пастернак
- Стихотворение «Золотая осень» Читают стихотворение |
III. Постановка учебной задачи |
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! - Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. - Ребята, тема нашего урока зашифрована в загадке: Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста, Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает, Если к нам летит она, Значит, началась весна.
-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать? - Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках? - Как называют таких ласточек? - Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
- ласточка
- стрижи |
IV - V. Построение проекта выхода из затруднения |
1. Построение проекта - Сегодня на уроке мы познакомимся с стихотворением . Как думаете, о чем оно будет? - Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Что же нам поможет сегодня на уроке? 2. Подготовка к восприятию: А) Беседа об авторе Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её. |
- о лебедях
- Читать стихотворение «Стрижонок Скрип», анализировать его, работать с сюжетной картинкой - учебник литературного чтения
Слушают учителя |
VI. Реализация построенного проекта |
1. Первичное чтение учителя с постановкой проблемного вопроса - Ребята, послушайте стихотворение «Стрижонок Скрип» и ответьте, почему именно так названо стихотворение. - Итак, ребята, скажите, почему именно так названо стихотворение? 2.Ответ на проблемный вопрос
- Почему автор так назвал свое произведение?
3.Повторное чтение учащимися по частям с анализом и словарной работой - Верно, ребята. Откройте учебник на странице 101. Давайте теперь прочтем рассказ. Кто желает начать? Почтите от «Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул» до слов «Стрижонок Скрип подрос». - Как мы озаглавим эту часть? - Ребята, как помогла мама-стрижиха появится на свет своим детям? - Кому мама-стрижиха отдала первую каплю воды?
- Чем кормила мама-стрижиха своих птенцов?
- О стрижонке Скрипе и его братьях и сестер заботились оба родителя? А что случилось с отцом птенцов? - Кто желает прочесть отрывок от «Стриженок Скрип подрос» до слов « Сидит на вершине березы страшный быстрый сокол и подстерегает их». - Как мы озаглавим эту часть? - Что хотелось стрижонко Скрипу, когда у него появились перья? - За что стрижонок Скрип получал от мамы по голове?
- Что хотел сделать стрижонок Скрип, но очень боялся?
- За что мама-стрижиха очень разозлилась на стрижонка Скрипа?
- Кто желает прочесть следующий отрывок? Он начинается со слов «Сидит на вершине березы страшный быстрый сокол и подстерегает их» до слов «Потускнело пятнышко света» - Как мы озаглавим эту часть?
- Как стая стрижей защищала свои гнезда?
- С кем вступила в битву мама-стрижиха?
- Почему мама-стрижиха не отступила в схватке с соколом?
- Кто победил в этой битве?
- Кто прочтет следующую часть? Она начинается со слов «Потускнело пятнышко света» до слов «Это было радостно и жутко» - Как мы озаглавим эту часть? - Как заботились стрижи о стрижонке Скрипе и его братьях, и сестрах? - Эта часть была маленькая. Поэтому продолжим читать следующую часть со слов «Это было радостно и жутко» до слов « Скрип сунулся в одну норку..» - Как мы озаглавим эту часть?
- Кто поволок из норки стриженка Скрипа?
- А чему он хотел научить стрижонка? - Как помогали другие стрижи, когда стрижонок Скрип летал?
- Что потом делал стрижонок скрип, когда научился летать?
- Почему стрижонок Скрип очень много пил и ел?
- Кто прочтет следующую часть со слов «Скрип сунулся в одну норку..» до слов «Неподалеку рыбачили мальчишки» - Как мы озаглавим эту часть?
- Почему Скрип не попал в свою норку?
- Что же он решил сделать, когда е нашел свою норку?
- Как он делал себе норку?
- Кто прочтет завершающую часть от слов « Неподалеку рыбачили мальчишки» до слов «Где ты маленький Скрип»
- Как мы озаглавим эту часть?
- Что случилось однажды со Скрипом?
- Как стрижи покадили родной дом? |
Слушают чтение рассказа учителем
- Появление стрижонка Скрипа на свет и жизнь в гнезде - Она стучала по скорлупе - Стриженку Скрипу - Мошками и комарами - только мама-стрижиха. Он упал в воду и пропал
- Воспитание мамы-стрижихи - кушать - за то, что он отбирал мошек у братьев и сестер - он хотел выглянуть из норки - за то, что он выполз из норки и учить не упал в воду
- битва мамы- стрижихи с соколом - стрижи стаей нападали на врагов и прогоняли их - с соколом - она хотела навсегда отвадить его летать к стрижиным норкам - сокол - Стрижи добрый народ
- они носили им еду и воду, а ночью по очереди обогревали птенцов своим теплом - Первый полет стрижонка Скрипа - вожак Белое брюшко - он хотел научить его летать - они не давали ему упасть в воду и гоняли над прозрачной гладью - он вытаскивал других птенцов из норок, чтобы те тоже научились летать - потому что он постоянно находился в движении
- строительство собственной норки - ему казались все норки одинаковыми - самостоятельно сделать себе норку - выскребывал лгину когтями
- Стрик покидает родной дом - его вытащил из норки мальчик,но отпустил - вожак Белое брюшко собрал их в стаю и они помчались за леса, за горы, за край света |
|
ФИЗМИНУТКА Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).) В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.) Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.) Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.) Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.) Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.) У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.) Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.) «Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».) Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».) Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».) Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.) |
|
VII. Обобщение знаний |
- Ребята, кто мне скажет, какие главные герои в стихотворении? Дайте каждому герою характеристику.
- Почему мама-стрижиха так отважно сражалась с соколом не желая отступать?
- почему другие стрижи оказывали помощь стрижонку Скрипу и его братьям и сестрам?
- Скажите, а как бы вы поступили на месте мамы-стрижихи? Отважились ли броситься в бой со страшным врагом? |
- мать-стрижиха, стрижонок Скрип, вожак стриж белое брюшко. - она хотела прогнать сокола, чтобы он больше не нападал на стрижиные норки - потому что они были благодарны их матери за такую отвагу и не могли бросит птенцов Ответы детей |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Творческая работа |
- Если бы вы были художниками, какие иллюстрации вы бы нарисовали? Опишите словами. |
Ответы детей |
IX. Включение в систему знаний |
- Я сейчас вам раздам карточки,вам необходимо напротив вопроса поставить + или - . 1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. 2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. 3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. 4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало 5. Скрип был любопытный стрижонок. 6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. 7. Стрижи – очень дружный народ. 8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку. 9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу
|
Выполняют самостоятельное задание
Проверяют работу друг друга |
X. Домашнее задание |
- Итак, ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Пересказ стр 101-111 |
Записывают домашнее задание |
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Правильно, ребята, давайте вы сейчас оцените свою деятельность на уроке. Нарисуйте у смайлика улыбку, если у вас сегодня на уроке все получилось, грустное лицо, если у вас были затруднения и злое лицо, если у вас ничего не получилось на уроке. |
Проводят рефлексию, прощаются с учителем |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.