Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Щалям, халюж, лилибж, пастэ.
|
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
У адыгского народа своя национальная кухня.
Прочитай текст и выполни задания 6–14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
(1) Главная черта характера адыгов, которой они славились и за пределами своей земли, - храбрость. (2) Их в юных черкесах воспитывали с детства. (3) Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. (4) Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука.
(5) Адыги были искусными наездниками и меткими
стрелками. (6) Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью,
подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную
лошадь и в таком виде выводили напоказ. (7) Смеяться над таким человеком не
только не запрещалось, но и приветствовалось. (8) Трус становился изгоем.
(9) Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к
себе внимание. (10) Скромность считалась достоинством. (11) Адыги говорят: в
центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления
на свет, в день свадьбы и в день смерти. (12) Каждый из них сопровождается
своими традициями и церемониями.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. _____________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3.____________________________________________________________
___
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
__________________________________________________________________
9. Как ты понимаешь значение слова «наездник» («наездником») из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________
10. Замени слово «изгой» («изгоем») из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
__________________________________________________________________
11. В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
__________________________________________________________________
12. Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выпиши из 4-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
__________________________________________________________________
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Делай добро и кидай его в воду.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.
|
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ща́лям, халю́ж, лили́бж, па́стэ. |
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено |
0 |
Максимальный балл |
2 |
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
У адыгского народа своя национальная кухня.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
В правильном ответе должно быть выписано слово народа |
|
Выписано правильное слово |
1 |
Выписано несколько слов, в числе которых правильное. ИЛИ Выписано неправильное слово. ИЛИ Слово не выписано |
0 |
Максимальный балл |
1 |
Прочитай текст и выполни задания 6–14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
(1) Главная черта характера адыгов, которой они славились и за пределами своей земли, - храбрость. (2) Их в юных черкесах воспитывали с детства. (3) Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. (4) Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука.
(5) Адыги были искусными наездниками и меткими
стрелками. (6) Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью,
подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную
лошадь и в таком виде выводили напоказ. (7) Смеяться над таким человеком не
только не запрещалось, но и приветствовалось. (8) Трус становился изгоем.
(9) Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к
себе внимание. (10) Скромность считалась достоинством. (11) Адыги говорят: в
центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления
на свет, в день свадьбы и в день смерти. (12) Каждый из них сопровождается своими
традициями и церемониями.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Основная мысль текста. Скромность считалась достоинствам. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении |
0 |
Максимальный балл |
2 |
7 Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Примерный план. 1. Главная черта характера 2. Трусость в бою 3. Скромность считалась достоинством. |
|
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний |
|
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении |
3 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта |
2 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта |
1 |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен |
0 |
Максимальный балл |
3 |
8 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста. Какая главная черта характера адыгов? Чему учили подросших малышей? Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста |
|
Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок |
2 |
Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок |
1 |
Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Как ты понимаешь значение слова «наездник» («наездниками») из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение. Наездник – тот, кто едет или ездит верхом, всадник. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова |
|
Верно объяснено значение слова |
1 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано |
0 |
Максимальный балл |
1 |
10 Замени слово «изгой» («изгоем») из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: Изгой –человек, выпавший из своей социальной среды. |
|
Верно подобран синоним к данному слову |
1 |
Не подобран синоним к данному слову |
0 |
Максимальный балл |
1 |
В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
храбрость
|
|
Выписано правильное слово, верно обозначены части слова |
2 |
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка |
1 |
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущено две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Формы имён существительных |
|
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Морфологические признаки одной из форм |
|
Правильно указаны четыре признака |
2 |
Правильно указаны только два-три признака |
1 |
Правильно указан только один любой признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Формы имён прилагательных |
|
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (из трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Морфологические признаки одной из форм |
|
Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания конкретного задания) |
2 |
Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе |
1 |
Все признаки указаны неправильно / не указаны |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Выпиши из 4-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Максимальный балл |
1 |
Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Делай добро и кидай его в воду.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Вариант ответа. Выражение Делай добро и кидай его в воду будет уместно в ситуации, когда я помогла маленькому брату собрать игрушки, мама его за это похвалила, а я не стала говорить, что это сделал не он. Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения |
|
Толкование ситуации в заданном контексте |
|
Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения |
2 |
Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуации неудачен с этической точки зрения |
1 |
Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения |
0 |
Правописная грамотность |
|
Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок |
1 |
При записи предложения(-й) допущены орфографические и/или пунктуационные ошибки |
0 |
Максимальный балл |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.