Время кризиса
Оценка 4.9

Время кризиса

Оценка 4.9
Лекции +1
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.12.2018
Время кризиса
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом
Время кризиса 5кл.doc
ВРЕМЯ КРИЗИСА             Переход из начальной школы в среднюю Некоторые   родители,   неудовлетворенные   учебой   и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в   пятом   классе   все   начнется   по­настоящему.   И   эти родительские   ожидания   вольно   или   невольно   передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».  СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ  Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно   и   требует   от   учащихся   большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается   на   базу   навыков   и   знаний,   полученных   в начальнойшколе. Переход   учащихся   из   начальной   школы   в   среднюю справедливо   считается   кризисным   периодом.   Многолетние наблюдения   педагогов   и   школьных   психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим   к   определенным   порядкам   начальной   школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую   очередь   отражается   на   качестве   успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что   ребенок,   еле­еле   учившийся   в   начальных   классах   на тройки,   вдруг   становится   твердым   хорошистом. Можно   ли   избежать   серьезных   проблем   с   учебой   при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ   до     их В   начальной   школе   учащиеся   всегда   находятся   в   поле зрения   педагога,   который   контролирует   степень   их готовности   к   очередному   уроку,   помогает   урегулировать конфликтные   ситуации   с   другими   учителями   (например, ребенок забыл  физкультурную  форму, не  принес  альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями.   Он   внимательно   следит   за   тем,   чтобы   вся необходимая   информация   была   записана   в   дневник   и доведена сведения. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок,   забыть   какую­нибудь   учебную   принадлежность,   не сделать   задание   —   все   это   становится   более   серьезным проступком, школе. С   классным   руководителем   пятиклассники   встречаются только   на   уроках,   которые   он   ведет,   и   на   редких,   к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут   быть   в   курсе   всего   происходящего   в   школе. Получается,   что   учащиеся,   которые   еще   вчера   были   под постоянным   контролем   со   стороны   учителя   и   родителей, теперь   должны   совмещать   учебные   и   организационные стороны   Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к   постоянному   контролю   со   стороны   взрослых,   что неспособны   самостоятельно   организовать   собственную начальной школьной жизни.   в     чем школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости. НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА         и     в       ведет       новый ставят названия начальной незнакомых С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется:   ребенка   окружают   те   же   одноклассники,   в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые   недели   обучения   посвящены   повторению пройденного школе. Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему   задают   домашние   задания,   так   же   спрашивают   на уроках оценки. Но,   с   другой   стороны,   занятия   теперь   проходят   в   новом кабинете, а часто  — и в разных  кабинетах. В расписании появились предметов (природоведение,   история).   И   самое   главное   —   каждый предмет учитель. Каждый   учитель   по­своему   реагирует   на   происходящее   в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например,   для   одного   шум   во   время   урока   может   быть естественным   фоном   его   объяснений,   а   другой   строго наказывает   за   малейшее   отвлечение.   Ребенку   необходимо время,   чтобы   привыкнуть   и   научиться   вести   себя   в соответствии требованиями. Следует   помнить,   что   и   учитель   должен   привыкнуть   к классу,   настроиться   на   работу   с   ним.   Многие   учителя, которые   берут   пятый   класс,   до   этого   работали   с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные   нуждаются   в   дополнительном   контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять   одежду,   учебники,   забывать,   в   каком   кабинете следующий   урок   и   как   зовут   их   учителя. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости,   с так   как   дети   скорее   заняты   изучением   формы,   нежели содержания учебной деятельности. НАЧАТЬ СНАЧАЛА   с     и   даже   предметом хорошистом Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть   сложившиеся   в   начальной   школе   стереотипы. Основной   особенностью   перехода   в   пятый   класс,  как   уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут   разные   преподаватели.   И   хотя   это   создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя   всегда   шанс   для   ребенка   построить   свои взаимоотношения по­новому. Именно   в   пятом   классе   школьник   получает   возможность начать   свою   учебную   жизнь   сначала.   Ученик   с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать отличником. Многие   старшеклассники   вспоминают,   что   именно   в   пятом классе   у   них   обнаружился   интерес   к   тому   или   иному предмету,   который   не   только   способствовал   повышению качества   их   обучения   в   целом,   но   и   помог   в   дальнейшей профессиональной ориентации. Вот   пример   из   жизни   десятиклассницы   Маши,   выбравшей для направление. Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу любила. Начальную   школу   она   закончила   с   тройками   по   русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что­то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за   что.   Незнакомая   учительница   выделила   ее. Наверное,   именно   с   этого   дня   урок   литературы   стал гуманитарное ходить не   себя любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по­прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку. Именно   возможность   для   ребенка   начать   учебную   жизнь сначала   и   является   положительным   ключевым   моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста. Физиологические изменения Переход   в   среднюю   школу   может   совпасть   с   началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает   расти,   становится   плаксивым,   все   время   хочет спать,   либо   наоборот,   становится   расторможенным,   как   в двигательной так и в речевой сфере общения. Следствием этих   явлений   являются   рассеянность,   ослабление   памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Неуверенность в себе Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях   «переходит»   с   ребенком   из   класса   в   класс. Ребенок   как   бы   заранее   считает,   что   у   него   ничего   не выйдет,   и   даже   не   решается   пробовать. Причиной   такой   неуверенности   в   себе   могут   быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя   требовательность,   боязнь   не   оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном   возрасте.   Ребенок   начинает   критически относиться   к   себе   и   своим   успехам,   своей   внешности   и способностям   чего­либо   достичь.   У   многих   подростков наблюдается   Помочь   ребенку   преодолеть   эти   трудности,   почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.   резкое   падение   самооценки. Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными   проблемами   ребенка:   поссорился   с   другом, влюбился,   проблемы   в   семье   и   т.д.   Знание   того,   что тревожит   ребенка,   поможет   с   терпением   и   пониманием отнестись   к   его   неуспеваемости.   Иногда   достаточно переждать какое­то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога. Отсутствие способностей Скорее   речь   идет   об   отсутствии   у   ребенка   каких­то выдающихся   способностей,   на   что   надеялись   родители. Обычно   уже   к   окончанию   начальной   школы   у   всех   детей сформированы   навыки   учебной   деятельности,   но   у некоторых детей эти навыки все ­ же слабо выражены и им требуется   постоянная   помощь   взрослых   в   усвоении программного   материала,   контроль   за   их   обучением.   Есть предметы   которые   даются   ребёнку   с   трудом,   отсюда нелюбовь к определённым предметам, нежелание их делать, а   следовательно,   неуспешность   в   учебе.   Есть   дети   с гуманитарным,   математическим,   творческим   складом   ума, отсюда и интересы к предметам разные. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.  Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи,   плохие   отношения   с   учителем   или   сверстниками, личные   проблемы.   Иногда   ребенок   заявляет,   что   ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они   изучают   в   школе,   может   пригодиться   ему   в   жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит   перед   человеком   задачи,   требующие   применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно   сосчитать,   сколько   денег   понадобится   на   покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах энциклопедиях. Разгадывание  кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из   одного   конца   города   в   другой,   можно   предложить   им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда   кто­то   из   родных   или   знакомых   собирается   в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать,   какие   традиции   надо   будет   соблюдать. Собственный   огород   или   даже   цветы   на   подоконнике   — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году   цвели   красные   и   белые   гвоздики,   а   теперь   из собранных   с   них   семян   почему­то   выросли   розовые). А   обсуждение   различных   кинотрюков   продемонстрирует необходимость знания физических законов.  поискать и ответ   в ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  Если вас что­то беспокоит в поведении ребенка,  постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить  это с классным руководителем.  Если в семье произошли какие­то события, повлиявшие  на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд  в долгую командировку кого­то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному  руководителю. Именно изменениями в семейной жизни  часто объясняются внезапные перемены в поведении  детей.  Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте  сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.  Помогите ребенку выучить имена новых учителей,  предложите ему описать их, отметить какие­то особые  черты.  Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях  обращаться за помощью к классному руководителю.  Не следует сразу ослаблять контроль за учебной  деятельностью ребенка, если в период обучения в  начальной школе он привык к вашему контролю.  Приучайте его к самостоятельности постепенно: он  должен сам собирать портфель, звонить  одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть  домашних заданий на продленке.  Основными помощниками родителей в сложных  ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса

Время кризиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2018