Время кризиса

  • Лекции
  • Работа с родителями
  • doc
  • 02.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом
Иконка файла материала Время кризиса 5кл.doc
ВРЕМЯ КРИЗИСА             Переход из начальной школы в среднюю Некоторые   родители,   неудовлетворенные   учебой   и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в   пятом   классе   все   начнется   по­настоящему.   И   эти родительские   ожидания   вольно   или   невольно   передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».  СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ  Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно   и   требует   от   учащихся   большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается   на   базу   навыков   и   знаний,   полученных   в начальнойшколе. Переход   учащихся   из   начальной   школы   в   среднюю справедливо   считается   кризисным   периодом.   Многолетние наблюдения   педагогов   и   школьных   психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим   к   определенным   порядкам   начальной   школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую   очередь   отражается   на   качестве   успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что   ребенок,   еле­еле   учившийся   в   начальных   классах   на тройки,   вдруг   становится   твердым   хорошистом. Можно   ли   избежать   серьезных   проблем   с   учебой   при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно.Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ   до     их В   начальной   школе   учащиеся   всегда   находятся   в   поле зрения   педагога,   который   контролирует   степень   их готовности   к   очередному   уроку,   помогает   урегулировать конфликтные   ситуации   с   другими   учителями   (например, ребенок забыл  физкультурную  форму, не  принес  альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями.   Он   внимательно   следит   за   тем,   чтобы   вся необходимая   информация   была   записана   в   дневник   и доведена сведения. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок,   забыть   какую­нибудь   учебную   принадлежность,   не сделать   задание   —   все   это   становится   более   серьезным проступком, школе. С   классным   руководителем   пятиклассники   встречаются только   на   уроках,   которые   он   ведет,   и   на   редких,   к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут   быть   в   курсе   всего   происходящего   в   школе. Получается,   что   учащиеся,   которые   еще   вчера   были   под постоянным   контролем   со   стороны   учителя   и   родителей, теперь   должны   совмещать   учебные   и   организационные стороны   Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к   постоянному   контролю   со   стороны   взрослых,   что неспособны   самостоятельно   организовать   собственную начальной школьной жизни.   в     чемшкольную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости. НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА         и     в       ведет       новый ставят названия начальной незнакомых С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется:   ребенка   окружают   те   же   одноклассники,   в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые   недели   обучения   посвящены   повторению пройденного школе. Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему   задают   домашние   задания,   так   же   спрашивают   на уроках оценки. Но,   с   другой   стороны,   занятия   теперь   проходят   в   новом кабинете, а часто  — и в разных  кабинетах. В расписании появились предметов (природоведение,   история).   И   самое   главное   —   каждый предмет учитель. Каждый   учитель   по­своему   реагирует   на   происходящее   в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например,   для   одного   шум   во   время   урока   может   быть естественным   фоном   его   объяснений,   а   другой   строго наказывает   за   малейшее   отвлечение.   Ребенку   необходимо время,   чтобы   привыкнуть   и   научиться   вести   себя   в соответствии требованиями. Следует   помнить,   что   и   учитель   должен   привыкнуть   к классу,   настроиться   на   работу   с   ним.   Многие   учителя, которые   берут   пятый   класс,   до   этого   работали   с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные   нуждаются   в   дополнительном   контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять   одежду,   учебники,   забывать,   в   каком   кабинете следующий   урок   и   как   зовут   их   учителя. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости,   стак   как   дети   скорее   заняты   изучением   формы,   нежели содержания учебной деятельности. НАЧАТЬ СНАЧАЛА   с     и   даже   предметом хорошистом Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть   сложившиеся   в   начальной   школе   стереотипы. Основной   особенностью   перехода   в   пятый   класс,  как   уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут   разные   преподаватели.   И   хотя   это   создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя   всегда   шанс   для   ребенка   построить   свои взаимоотношения по­новому. Именно   в   пятом   классе   школьник   получает   возможность начать   свою   учебную   жизнь   сначала.   Ученик   с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать отличником. Многие   старшеклассники   вспоминают,   что   именно   в   пятом классе   у   них   обнаружился   интерес   к   тому   или   иному предмету,   который   не   только   способствовал   повышению качества   их   обучения   в   целом,   но   и   помог   в   дальнейшей профессиональной ориентации. Вот   пример   из   жизни   десятиклассницы   Маши,   выбравшей для направление. Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу любила. Начальную   школу   она   закончила   с   тройками   по   русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что­то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за   что.   Незнакомая   учительница   выделила   ее. Наверное,   именно   с   этого   дня   урок   литературы   стал гуманитарное ходить не   себялюбимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по­прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку. Именно   возможность   для   ребенка   начать   учебную   жизнь сначала   и   является   положительным   ключевым   моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста. Физиологические изменения Переход   в   среднюю   школу   может   совпасть   с   началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает   расти,   становится   плаксивым,   все   время   хочет спать,   либо   наоборот,   становится   расторможенным,   как   в двигательной так и в речевой сфере общения. Следствием этих   явлений   являются   рассеянность,   ослабление   памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Неуверенность в себе Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях   «переходит»   с   ребенком   из   класса   в   класс. Ребенок   как   бы   заранее   считает,   что   у   него   ничего   не выйдет,   и   даже   не   решается   пробовать. Причиной   такой   неуверенности   в   себе   могут   быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя   требовательность,   боязнь   не   оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном   возрасте.   Ребенок   начинает   критическиотноситься   к   себе   и   своим   успехам,   своей   внешности   и способностям   чего­либо   достичь.   У   многих   подростков наблюдается   Помочь   ребенку   преодолеть   эти   трудности,   почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.   резкое   падение   самооценки. Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными   проблемами   ребенка:   поссорился   с   другом, влюбился,   проблемы   в   семье   и   т.д.   Знание   того,   что тревожит   ребенка,   поможет   с   терпением   и   пониманием отнестись   к   его   неуспеваемости.   Иногда   достаточно переждать какое­то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога. Отсутствие способностей Скорее   речь   идет   об   отсутствии   у   ребенка   каких­то выдающихся   способностей,   на   что   надеялись   родители. Обычно   уже   к   окончанию   начальной   школы   у   всех   детей сформированы   навыки   учебной   деятельности,   но   у некоторых детей эти навыки все ­ же слабо выражены и им требуется   постоянная   помощь   взрослых   в   усвоении программного   материала,   контроль   за   их   обучением.   Есть предметы   которые   даются   ребёнку   с   трудом,   отсюда нелюбовь к определённым предметам, нежелание их делать, а   следовательно,   неуспешность   в   учебе.   Есть   дети   с гуманитарным,   математическим,   творческим   складом   ума, отсюда и интересы к предметам разные. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.  Отсутствие интересаОчень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи,   плохие   отношения   с   учителем   или   сверстниками, личные   проблемы.   Иногда   ребенок   заявляет,   что   ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они   изучают   в   школе,   может   пригодиться   ему   в   жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит   перед   человеком   задачи,   требующие   применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно   сосчитать,   сколько   денег   понадобится   на   покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах энциклопедиях. Разгадывание  кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из   одного   конца   города   в   другой,   можно   предложить   им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда   кто­то   из   родных   или   знакомых   собирается   в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать,   какие   традиции   надо   будет   соблюдать. Собственный   огород   или   даже   цветы   на   подоконнике   — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году   цвели   красные   и   белые   гвоздики,   а   теперь   из собранных   с   них   семян   почему­то   выросли   розовые). А   обсуждение   различных   кинотрюков   продемонстрирует необходимость знания физических законов.  поискать и ответ   вОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  Если вас что­то беспокоит в поведении ребенка,  постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить  это с классным руководителем.  Если в семье произошли какие­то события, повлиявшие  на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд  в долгую командировку кого­то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному  руководителю. Именно изменениями в семейной жизни  часто объясняются внезапные перемены в поведении  детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте  сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.  Помогите ребенку выучить имена новых учителей,  предложите ему описать их, отметить какие­то особые  черты.  Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях  обращаться за помощью к классному руководителю.  Не следует сразу ослаблять контроль за учебной  деятельностью ребенка, если в период обучения в  начальной школе он привык к вашему контролю.  Приучайте его к самостоятельности постепенно: он  должен сам собирать портфель, звонить  одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть  домашних заданий на продленке.  Основными помощниками родителей в сложных  ситуациях являются терпение, внимание и понимание.