Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом
Время кризиса 5кл.doc
ВРЕМЯ КРИЗИСА
Переход из начальной школы в среднюю
Некоторые родители,
неудовлетворенные учебой и
поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие
надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно
в пятом классе все начнется понастоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно передаются
детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Действительно, обучение в средней школе происходит более
интенсивно и требует от учащихся большей
самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода
в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе
опирается на базу навыков и знаний, полученных в
начальнойшколе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю
справедливо считается кризисным периодом. Многолетние
наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан
со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся,
привыкшим к определенным порядкам начальной школы,
необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и
стилю
жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в
первую очередь отражается на качестве успеваемости
(например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе
начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так,
что ребенок, елееле учившийся в начальных классах на
тройки,
вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при
переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие
на качество обучения в пятом классе.
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
до
их
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле
зрения педагога, который контролирует степень их
готовности к очередному уроку, помогает урегулировать
конфликтные ситуации с другими учителями (например,
ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом).
Учитель начальных классов находится в тесном контакте с
родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся
необходимая информация была записана в дневник и
доведена
сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами
себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в
кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится
самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на
урок, забыть какуюнибудь учебную принадлежность, не
сделать задание — все это становится более серьезным
проступком,
школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются
только на уроках, которые он ведет, и на редких, к
сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не
могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под
постоянным контролем со стороны учителя и родителей,
теперь должны совмещать учебные и организационные
стороны
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают
растерянность, все время все путают и забывают, не могут
сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли
к постоянному контролю со стороны взрослых, что
неспособны самостоятельно организовать собственную
начальной
школьной
жизни.
в
чем школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению
успеваемости.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА
и
в
ведет
новый
ставят
названия
начальной
незнакомых
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что
меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в
расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а
первые недели обучения посвящены повторению
пройденного
школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же здание,
ему задают домашние задания, так же спрашивают на
уроках
оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом
кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании
появились
предметов
(природоведение, история). И самое главное — каждый
предмет
учитель.
Каждый учитель посвоему реагирует на происходящее в
классе и предъявляет ученикам определенные требования.
Например, для одного шум во время урока может быть
естественным фоном его объяснений, а другой строго
наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо
время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в
соответствии
требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к
классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя,
которые берут пятый класс, до этого работали с
выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а
теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые
подопечные нуждаются в дополнительном контроле,
напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и
терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете
следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может
занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это
время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости,
с так как дети скорее заняты изучением формы, нежели
содержания учебной деятельности.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
с
и
даже
предметом
хорошистом
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои
положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет
преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже
говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь
ведут разные преподаватели. И хотя это создает
определенные трудности, в то же время появление нового
учителя всегда шанс для ребенка построить свои
взаимоотношения
поновому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность
начать свою учебную жизнь сначала.
Ученик с
закрепившейся репутацией троечника или двоечника может
стать
отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом
классе у них обнаружился интерес к тому или иному
предмету, который не только способствовал повышению
качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей
профессиональной
ориентации.
Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей
для
направление.
Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто
получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с
одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в
школу
любила.
Начальную школу она закончила с тройками по русскому
языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На
первом же уроке литературы в пятом классе Маша чтото
отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила
девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша
была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни
за что.
Незнакомая учительница выделила ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал
гуманитарное
ходить
не
себя любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением
ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши
попрежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее
учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь
сначала и является положительным ключевым моментом
перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может
только при помощи окружающих: учителей и родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на
качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие,
характерные не только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом
физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок
начинает расти, становится плаксивым, все время хочет
спать, либо наоборот, становится расторможенным, как в
двигательной так и в речевой сфере общения. Следствием
этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти,
внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой
ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих
способностях «переходит» с ребенком из класса в класс.
Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не
выйдет,
и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть
повышенная тревожность, давление со стороны близких, их
излишняя требовательность,
боязнь не оправдать
ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в
переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и
способностям чеголибо достичь. У многих подростков
наблюдается
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать
себя успешным и компетентным можно, только разобравшись
в их причинах.
резкое падение
самооценки.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с
личными проблемами ребенка: поссорился с другом,
влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что
тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием
отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно
переждать какоето время, и все войдет в колею, а иногда
необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка какихто
выдающихся способностей, на что надеялись родители.
Обычно уже к окончанию начальной школы у всех детей
сформированы навыки учебной деятельности, но у
некоторых детей эти навыки все же слабо выражены и им
требуется постоянная помощь взрослых в усвоении
программного материала, контроль за их обучением. Есть
предметы которые даются ребёнку с трудом, отсюда
нелюбовь к определённым предметам, нежелание их делать,
а следовательно, неуспешность в учебе. Есть дети с
гуманитарным, математическим, творческим складом ума,
отсюда и интересы к предметам разные. Но в пятом классе
появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность
проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что
ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные
неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками,
личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему
неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что
они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что
учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся.
Но родители могут постараться наглядно показать ребенку
смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно
ставит перед человеком задачи, требующие применения
школьных знаний: например, без таблицы умножения очень
сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку
продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в
каталогах
энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных
знаний на уровне школьной программы (географии, истории,
литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с
ним
учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь
из одного конца города в другой, можно предложить им
рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Когда ктото из родных или знакомых собирается в
путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат
рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике —
хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом
году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из
собранных с них семян почемуто выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует
необходимость знания физических законов.
поискать
и
ответ
в ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вас чтото беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить
это с классным руководителем.
Если в семье произошли какието события, повлиявшие
на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд
в долгую командировку когото из родителей, рождение
еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному
руководителю. Именно изменениями в семейной жизни
часто объясняются внезапные перемены в поведении
детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте
сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей,
предложите ему описать их, отметить какието особые
черты.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях
обращаться за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной
деятельностью ребенка, если в период обучения в
начальной школе он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно: он
должен сам собирать портфель, звонить
одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть
домашних заданий на продленке.
Основными помощниками родителей в сложных
ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Время кризиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.