Всероссийский открытый урок «Современная российская наука»
Цель: Способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
· Личностные: Формирование познавательной культуры, понимание необходимости получения знаний, формирование адекватной оценки собственных достижений и возможностей.
· Регулятивные: Умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
· Коммуникативные: Тренировать умение полно выражать свои мысли, находиться и взаимодействовать в коллективе.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, дорогие мои ребята! Я рада снова видеть вас в нашем светлом и просторном классе! Я смотрю на вас, вы все такие отдохнувшие, веселые, жизнерадостные, повзрослевшие!
Давайте для начала поприветствуем друг друга.
-Каким словом приветствуете вы друг друга?
(здравствуйте, привет)
Игра
«Привет»
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
привет
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
При встрече через много лет вы крикнете друзьям
…
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Давайте дружно все в ответ, друг другу скажем мы
…
Учитель:
1 сентября – это праздник для всех и каждого. С днём Знаний вас, ребята. Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе - силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.
2. Основная часть
Шкатулка ( в ней лежат листочки с надписями)
В шкатулке лежат записки со словами. По этим словам вам предстоит отгадать учебные предметы.
Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник – математика
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило – русский язык
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп – музыка
Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор – чтение
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток – физкультура
Озеро, глобус, космос, природа, животные – окружающий мир
Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
Пластилин, бумага, клей, ножницы – технология
- Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука)
- А знаете ли вы, что 2021 год объявлен годом науки и технологий?
Сегодня мы поговорим с вами о науке, научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни. Сегодняшний урок посвящен науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.
- Что такое наука? (Слайд2) НАУКА –– это изучение чего-то нового.
Видеофрагмент 1
- Ребята, благодаря чему жизнь человечества изменилась? (науке)
-Когда отмечается день науки в России? (8 февраля)
- Кто подписал указ об образовании Российской академии наук? (Петр I)
- Кто написал российскую грамматику? (Михаил Васильевич Ломоносов)
-Правильно, молодцы. Ребята, когда юный Ломоносов узнал, что отец намерен женить его, он не долго думая бежал в Москву, так как горел страстью к учебе. Нелегкое путешествие заняло у него 3недели. Все что он взял с собой – 2книги: «Арифметика» и «Грамматика».
Видеофрагмент 2.
- Какой вклад в российскую науку внес Константин Эдуардович Циолковский? (основоположник космонавтики, спроектировал аэростат (дирижабль).
Видеофрагмент 3
- Ребята, что вы можете рассказать о Сергее Павловиче Королеве? (1-н из создателей советской российско-космической техники, внес большой вклад в освоение человеком космоса.)
- Когда человек впервые полетел в космос? (12апреля 1961года)
- Верно, в этот году отмечается юбилей, 60 лет со дня полета первого человека в космос. Кто же полетел в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру.
-Ребята, почему важно знать и помнить достижения великих людей, великих творцов? (Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.)
-Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Презентация
Факты «Знаете ли вы ?».
- Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми интересными фактами:
· Лыжи изобрели в Скандинавии около 3000 лет до н.э.
· Мяч изобрели в Египте около 2000 лет до н.э.
· Ножницы изобрели в Китае около 1500 лет до н.э.
· Паровоз был изобретен английским инженером Ричардом Тревитиком в 1803 году
· Первый в мире персональный компьютер был создан в 1944 году
· В 1977 году появился Интернет
· Первая пишущая машинка была сконструирована в 1873 году американскими изобретателями.
· 7 мая 1895года русским физиком Поповым впервые был продемонстрирован практичный радиоприёмник .
3. Рефлексия. Итог
- Что нового вы узнали? Что вам было уже знакомо, а что удивило?
- А сами бы хотели заниматься наукой? Делать научные открытия? (Ответы детей)
- Я думаю у вас все еще впереди.
-Кто знает. Когда в России отмечают День российской науки? ( 8 февраля)
(Ответы детей)
Учитель: - Именно в школьные годы мы начинаем более подробно, детально узнавать что-то новое, интересное из мира науки и научных открытий.
Очень много слов сказано про науку. Я хочу привести вам слова А. Герцена: «Наука-сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия».
- Согласны ли вы с этими словами? –Как вы понимаете такие слова- наука-сила? (Ответы детей)
- Человечество всегда интересовало новое и неизведанное. Уже к концу 20-го века было сделано много изобретений. Некоторые из них стали настолько обычным явлением, что трудно представить их как изобретения.
- А какими будут новые технологии? Какие следующие изобретения и открытия смогут изменить наш мир? Об открытиях можно говорить бесконечно.
- Я надеюсь, что мы с вами на сегодняшнем занятии убедились в том, что Наук а-это сила! И мы должны сказать спасибо научному прогрессу, должны сами стремиться внести свой вклад в развитие отечественной науки и техники. За вами будущее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.