«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали. А книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется Всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по которому мы вводимся во владения настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; книга – программа будущего».
Всероссийский
открытый урок ЧТЕНИЯ.
ЦЕЛЬЮ УРОКА является привлечение ВНИМАНИЯ учащейся молодежи
к КНИГЕ и ЧТЕНИЮ как важным факторам сохранения и развития
отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений
взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи УРОКА:
• Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге
и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей
учащихся.
• Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего
совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к
книге.
• Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и
информационно – досугового центра школы.
• Консолидация усилий школьного коллектива, родителей, специалистов
книжного дела, творческих союзов, представителей местной администрации
для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
Дорогие друзья! Очень хочу. Чтобы все сегодня задумались над вопросом:
«Зачем люди учатся читать?»
… Книга – источник знаний. Книга – великая сила. А в чем эта
сила?
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди,
А книга оставалась. Она росла вместе с
государства исчезали.
человечеством. В нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все
страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной
жизни человечества, та огромная аутография, которая называется Всемирной
историей. Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по
которому мы вводимся во владения настоящего, во владение всей суммы
истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом;
книга – программа будущего». Эти слова Герцена точно определяют
лейтмотив раздумий о созидательной миссии книги.
Ведь вооружая нас знанием, опытом жизни и борьбы, раздвигая наш горизонт
до кругозора человечества, Книга становится орудием труда.
Чтение детей
важнейших перспектив
духовности, интеллекта, культуры
– одна изнации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит
процесс вхождения детей в мир книжной культуры.
Результаты исследований за последние десятилетия
показали:
читающие люди способны мыслить проблемно, имеют
больший объем памяти и активное творческое
воображение, лучше владеют речью (она выразительнее,
строже по мысли и богаче по запасу); читающие люди
точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче
вступают в контакты и приятны в общении, более
критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Чтение формирует качества наиболее развитого и
социально – ценного человека.
« Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры,
как телевидение, видео, отмечает доктор философских наук, президент
Фонда чтения им. Н.А. Рубакина С.Н. Плотников, в том, что чтение – всегда
труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо
потрудиться, чтобы научиться читать, надо потрудиться, чтобы стать
читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в
нем эти новые качества».
Изменилось наше общество, изменилась структура вашего свободного
времени: все более заметное место в нем занимают сегодня аудиовизуальные
средства массовой информации. Телевидение стало более оперативным и
разнообразным. Книга и телевидение – это «два гигантских древа культуры,
которые растут из разных корней» (С.Н.Плотников). Поэтому абсолютно
неперспективно ставить вопрос: что важнее для культуры человечества –
книга или медиа. Надо принять складывающиеся отношения как данность
культуры настоящего и будущего. В культуре необходимо сохранение всего
многообразия видов, чтобы не лишить возможности следующее поколение
пользоваться ими. Нельзя допустить, чтобы один вид культуры вытеснил
другой. Например, телевидение не может заменить книгу, потому что книга –
не только информационная и эстетическая ценность, но и духовное наследие.
«Радио, телевидение, кино… Львиную долю очарования похитили эти
изобретения у книги. Но одного они не в состоянии отнять у нее – ее тишины
и безмолвия. Безмолвие книги – это черта, которую мы можем наполнить
собственным воображением», отмечает польский писатель Ярослав
Ивашкевич.Поэтому сегодня важнейшей задачей
является поиск гармонии всех видов
культуры прошлого, настоящего и
будущего.
Задача современных библиотек – прививать и развивать интерес к
чтению как уникальному виду деятельности и состоянию души, детское
чтение можно назвать инструментом адаптации ребенка в окружающем мире.