Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городами Брук и Хайнбург. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать, урожденная Анна Мария Коллер – служила кухаркой.
Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям, мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене.
Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значитльных успехов. Его попытки сочинять музыку не встречали поддержки
Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Началась самостоятельна жизнь. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса
Полезным оказалось содружество с венским композитором Иоганном Йозефом Курцем, который был в то время популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов. Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической опры «Кривой бес». Музыка до нас не дошла, известно лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 гг. в театре у Каринтских ворот и имел успех.
Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций
Последним этапом творческой юности Гайдна – перед тем, как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором капельмейстером Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить уителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему
В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Примерно в 1750 г. Он написал маленькую мессу (F-dur). Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 г. Затем Гайдн написал ряд струнных трио, а после и первый струнный квартет. В 1756 г. Гайдн сочинил концерт C-dur.
Гайдн поступает на службу к венскому аристократу, любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 гг.), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 г. Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других
Во время пребывания на службе у графа Морцина, Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля Иоганна Петера Келлера, Терезу и собирался соединиться с ней узами брака. Но в результате сложившихся обстоятельств был вынужден взять в жены старшую сестру Терезы – Марию Анну Алоизию Келлер. Мария Анна безжалосьно истребила ряд нотных рукописей Гайдна
Затем Гайдн получает предложение от более могущественного покровителя – князя Павла Антона Эстергази. Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городе Эйзенштадте, провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера. В его обязанности входило руководство оркестром и певцами, а также Гайдн должен был по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и др
За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных зарисовках. Например в «Прощальной симфонии» (1772 г.), в «Военной симфонии» (1794 г.)
Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Имя композитора стало широко известно в Англии, Франции, России. Однажды Гайдну удалось побывать в Вене. Там увлекательные беседы Моцарта и Гайдна сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. В жанре квартетов Моцарт считал себя учеником Гайдна.
Несмотря на свое зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придвоных капеллах или руководить церковным хором. Расстаться постоянной работой Гайдн не рискнул. В 1791 г., когда Гайдну было уже около 60 лет умер старый князь Эстергази. Гайдн остался в поместье при его сыном, который назначил композитору пению, достаточную для того, чтобы Гайдн не поступал на новую службу
Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Университет в Оксфорде признал его своим почетным членом.
Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы он написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний»
Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя. Под впечатлением от музыки Генделя, Гайдн написал две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года»
Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя части – о райской жизни Адама и Евы до грехопадения
Создание громадной партитуры «Времен года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.
«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. В то время Гайдн любил вспоминать свою молодость – тяжелую, трудовую, полную смелых настойчивых поисков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.