Всякое дело для педагога организатора
Оценка 4.8

Всякое дело для педагога организатора

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
9 кл—11 кл
13.09.2018
Всякое дело для педагога организатора
Публикация является частью публикации:
КТД.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ II ПРОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО­ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА  Методические рекомендации  В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Вопрос   о   том,   как   использовать   технологии   коллективно­творческого   дела   в деятельности детских общественных объединений множество. Попробуем разобраться в трех основных. Первое. Понятие  «Коллективно­творческое дело». Аббревиатура   КТД   (коллективно­творческое   дело)   знакома   практически   всем организаторам общественных объединении. Обычно, понятие коллективно­творческое дело рассматривают   в   контексте   педагогики   общей   заботы   (коммунарской   педагогики).   В педагогике   общей   заботы,   КТД   ­   организационная   форма,   отражающая   направленность деятельности ­ на пользу, радость людям. К сожалению, на практике эта направленность КТД   "ли   исчезает,   или   же   заменяется  другими  устремленностями:   на   общение,   на познавательную   активность.   Большие   затруднения   вызывают   у   организаторов   КТД   сам процесс диалога с участниками КТД. Второе. Результат коллективно­творческого дела  Что   же   является   результатом   качественного   осуществления   коллективно творческого   дела?   Прежде   всего,   позитивная   активность   участников.   Причем   не зрительская,   а   деятельностная,   сопровождающаяся   в   той   или   иной   мере   чувством коллективного авторства (не «нам, сделали, устроили, пропели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной практике   участников   детских   общественных   объединений.   Следует   рассматривать внутренний и внешний результат КТД. Третье. Структура коллективно­творческого дела. Технология   КТД   многократно   описана.   Поэтому   ограничимся   напоминанием о структурной схеме КТД, описанной в книгах профессора И.П.Иванова:       совместное решение о проведении дела;  коллективное планирование;  коллективная подготовка;  проведение КТД; коллективный анализ; решение о последействии; К сожалению, первый этап «совместное решение» встречается редко в практической деятельности.   Содержание   КТД   чаще   задается   извне   в   виде   поручений,   либо совместимость   сводится   к   реакции   участников   на   предложения   организаторов   КТД. Последний этап ­ «решение о последствии» не всегда является обязательным потому, что это   не   самостоятельный   этан,   а   часть   разговора,   обсуждение   по   итогам   дела.   Так, например, результатом успешного КТД может быть решение и о не продолжении идей дела. В этом случае возможна следующая структура КТД: коллективное планирование, подготовка,   проведение,   коллективный   анализ.   Её   суть   в   следующем:   после   принятия решения   о   проведении   коллективною   дела   первичный   коллектив   делится   на   группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения  по организации дела и выдвигают   своих   представителей   во   временную   группу   организаторов   («Совет   дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их  усилия.  Проведение коллективно­ творческого дела опять­таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия)   групп,   подключая   для   активизации   участников   следующие   методы: соревнование,   поручение,   игру,   импровизацию.   После   окончания   КТД   проводится совместный анализ, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение,   свое   мнение,   чувства   по   поводу   прошедшего   события,   стимулировать дальнейшую деятельность общественного объединения. Четвертое. Схема коллективно­творческого дела. Схематично ход КТД в деятельности детских общественных объединений можно представить следующим образом: ПЛАНИРОВАНИЕ    +. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ,   связанное   с   изменением   внутри   и   вне   детского   общественного объединения.   ПОДГОТОВКА  +  ПРОВЕДЕНИЕ     АНАЛИЗ .». Технологичность   КТД   объясняется   обеспеченностью   цепочки   коллективного творческого   дела   мощными   социально­педагогическими   методами,   характер   которых предполагает взаимодействие: обсуждение проблем, импровизация. Но в КТД работают и другие   механизмы,   и   прежде   всего   включение   участников   в   полную   структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувства коллективного и индивидуального авторства. Так   же   в   практике   детских   общественных   объединений   используются   несколько типов   КТД,   в   результате   которых   происходит   развитие   общественно­значимых   и личностных качеств участников детских общественных объединений. Отличия   методик   организации   общественно­значимого   дела   от   личностно­ ориентированного представлены в таблице № 1. Особенности организации КТД разных типов Таблица 1 № Этапы проведении Общественно­значимые КТД Личности»­ ориентированные КТД 1. Коллективное целеполагание 2. Коллективное планирование Социальные основания выбора дела Акцент   на   групповой работе, обеспечение групповой динамики   3. Коллективная подготовка Акцент 4. Проведение   коллективно­ творческого дела на   конструктивность групповой работы Участие   групп,   команд   в общем                 действии как   реализация   умений, навыков   взаимодействия, определяющих успех общего дела   Дело         как         потенциал личностного развития Акцент   на   индивидуальные цели и задачи Акцент   на   добровольность, инициативу каждого   Возможности   для проявления     личностных качеств                 участников, структура                дела учитывает           значимость самоопределения   каждого в     отношении   ролей, поручений 5. Коллективный анализ 6. Последействие Основные               вопросы обсуждения:      «Как      мы организовали дело? Как мы достигли   успеха?   Что   нам помогло?     Каков вклад   каждого   в   общее дело?» Проекты,            программы социальной направленности         Вопросы                                   для обсуждения   акцентирурт значимость   дела     для   проявления, понимания, развития себя как индивидуальности.       Реализация индивидуальных инициатив, проектов Наибольшие   затруднения   у   практиков   вызывает   организация   личностно ориентированного КТД. Для того, чтобы в них разобраться, приведем конкретный пример с «комментариями»,   предложив   описание   личностно   ориентированного   коллективно­ творческого дела «СТЕНГАЗЕТА «Я И МЫ». Цель ­ развитие интереса участников к себе и своим товарищам. (Комментарий: ключевое в этой формуле слово «интерес», выражающее готовность, позитивный настрой на   познание   себя   и   товарищей.   Демонстрация   этого   настроя   в   виде   искренних высказываний, оценок, действий и есть показатель достигнутой цели ­ результата. Степень глубины, устойчивости этого интереса, освоения средств самопознания ­ это не результат, а эффекты, различные для разных ребят и ­разных условий проведения этого КТД). Целеполагание.   Оно   может   быть   организовано   в   виде   беседы   или   беседы   плюс обзора   предварительно   заполненной   анкеты   друг   о   друге   (например,   в   форме   так называемой   «информометрии»),   выполнения   участниками   нескольких   групповых психологических заданий. Важно, чтобы своими действиями организатор, ведущий КТД создал  проблемную   ситуацию,  в   которой   участникам  открылся   бы  факт  незнания   друг друга   и   себя.   Обсуждение   этого   факта   ведущим   позволяет   развернуть   тему   важности полного   знания   друг   о   друге.   Наличие   общего   согласия   по   этому   вопросу   позволяет перейти к возможным делам, напрямую обращенным к взаимопониманию. Перечень таких дел   обычно   появляется   в   режиме   общей   «мозговой   атаки»   или   фиксации   идей, предложений групп, личных предложений. Отбор КТД, который проходит по принципу «Здесь и сейчас» может проходить либо в форме работы «экспертов» (как второй этап «мозгового штурма»), либо в форме общей дискуссии. В последнем случае ведущему легче поддержать   (а   то   и   внести,   опираясь   на   материалы   анкет   «Я   и   мы»),   предложение   о выпуске стенгазеты. Коллективное планирование. И на этом этапе ведущий предлагает микрогруппам и желающим индивидуально ответить на три вопроса: «Что мы хотим узнать о товарищах?», «Какие   разделы,   рубрики   хотели   бы   видеть   в   стенгазете?»,   «Кого   предложили   бы редакционный совет от своей группы и от других групп?» (Очевидно, что редакционный совет в этом случае ­ конкретизация формы «Совета Дела»). Редсовет   работает   с   предложениями   (фиксируя   их   авторство).   Затем   на   общем собрании коллектива предлагает на выбор групповые и индивидуальные поручения. В итоге на основе самоопределения ребят (можно действовать сразу в двух ипостасях: групповой индивидуальной) фиксируются взятые в работу задания. (Может быть, редсовет проводит такую работу с каждой группой отдельно, «по секрету»). Варианты групповых и индивидуальных занятий: разработка и проведение анкет «Что мы любим и ненавидим»;   мини­сочинения друзей «Как познакомились наши Я»;  подбор и оформление в газете психологических заданий «Познай себя»;  диспут с защитой двух позиций: «Познай себя ­ смысл существования человека» и «Познание себя мешает человеку жить». Редсовет организует общую работу, советует, помогает, координирует и контролирует качество   подготовки   материалов..   Затем   сам,   или   поручив   кому­либо   (группе, индивидуально), приступает к оформлению газеты. Если есть компьютерные или ксероксные возможности, тогда у участников появляются новые роли (на основе самоопределения) и шансы превращения стенгазеты в просто газету. Проведение такого КТД ­ это прежде всего презентация газеты. Ее варианты (брифинг редсовета, «телепередача» с телеведущими с критикой и анализом газеты) должны носить характер скорее игровой, чем действительного анализа. Впрочем, возможен и собственно анализ   стенгазеты   в   форме   встречи   с   реальным   журналистом,   редактором   газеты. Последний вариант презентации позволяет собственно в коллективном анализе как этапе КТД   сосредоточиться   не   на   деятельностно­профессиональных   вопросах   и   на   вопросах, напрямую связанных с целью дела. Коллективный анализ происходит в общем кругу в форме высказываний по кругу или внешне   инструктированного   обсуждения   (по   микрогруппам).   Обсуждаются   примерно следующие вопросы: «Что мы узнали друг о друге?», «Что мы узнали о себе?», «Какие это вызвало чувства, мысли?», «Что из того, что каждый узнал о ребятах или о себе, оказалось самым   неожиданным,   удивительным?»,   «Какое   возможно   продолжение   коллективно­ творческого деда в дальнейшем?». В соответствии с позицией, задаваемой технологией КТД, ведущий так же отвечает на какие­то из этих вопросов, демонстрируя открытость своих чувств, мнений участникам общего дела. Возможно использовать вопросы: «на понимание», «на уточнение», «по сути дела». Вопросы   последействия   связаны   с   эффективностью   результатов   коллективно­ творческого дела, помогают координации, как индивидуальных целей, задач деятельности участников так и коррекции целей общественной деятельности участников. Советы организаторам КТД.              проанализируйте   ситуацию,   которая   сложилась   в   детском   общественном данный   момент   на   уровнях:   отношений,   деятельности, I интересов участников; группу ребят, активных участников, которые могут помочь в решении целого ряда важных   вопросов:   выбора   коллектива   участников,   необходимости   приглашения кого­либо, оформления места проведения;      спланируйте подготовительный, основной, итоговой этапы работы. Содержание КТД предполагает реализацию одного или нескольких положений: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям»; создание   условий   для   личностного   и   профессионального   самоопределения обучающихся; профилактика асоциального поведения.

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора

Всякое дело для педагога организатора
Скачать файл