Пояснительная записка
План составлен с учетом кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения Государственной (итоговой) аттестации 2022 года по информатике, с учетом анализа результатов Государственной (итоговой) аттестации за 2021 год в школе и муниципальном районе. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. за № 1089).
Программа разработана в точном соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
Демонстрационный вариант ОГЭ по информатике 2022 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Содержание его полностью соответствует материалу, изучаемому в рамках систематического курса информатики в 7-9 классах. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2022 г., приведѐн в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников 9-ых классов общеобразовательных учреждений по информатике, размещѐнном на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведѐнные критерии оценивания выполнения заданий с развѐрнутым ответом, включѐнные в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развѐрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ следует выделять следующие составляющие:
• предметная готовность (или содержательная);
• информационная готовность;
• психологическая готовность.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ
В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделю три направления:
1. Информационная работа с педагогами.
2. Информационная работа с учениками.
3. Информационная работа с родителями.
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
• правила поведения на экзамене;
• правила заполнения бланков;
• информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ;
• пробные внутришкольные экзамены ОГЭ;
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник - ученик - родители ученика. Именно классный руководитель делает все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с 2019 годом
В КИМ 2020 г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:
• поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
• создание презентации или текстового документа (задание 13).
В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2022 г. отсутствуют задания с выбором ответа из предложенных альтернатив, т.е. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.
Из КИМ 2022 г. исключены задания, тематика которых в значительной степени дублируется другими заданиями, в том числе компьютерными. Таким образом, количество заданий сокращено до 15 при увеличении времени на выполнение компьютерных заданий, с сохранением общего времени на выполнение работы 150 минут.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В КИМ представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют освоение базовых знаний и умений, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных ему или сочетать два-три известных способа действий. Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные им способы. В таблице представлено распределение заданий по уровням сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального 4 первичного балла за всю работу, равного 22 |
Базовый |
10 |
10 |
52 |
Повышенный |
3 |
4 |
22 |
Высокий |
2 |
5 |
26 |
Итого |
15 |
19 |
100 |
Задания части 1 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задания части 2 выполняются экзаменуемыми на компьютере.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2 оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за
выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.
Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до 2 баллов, выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов. Ответы на эти задания проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определённому перечню критериев). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым ответом, равно 7.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить
за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 19.
План работы
Сроки |
Организационно-методическая работа учителя |
Работа с учащимися |
Сентябрь |
1. Изучение инструкций и приказов по проведению ОГЭ 2. Отслеживание нормативных документов по ОГЭ 3. Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к ОГЭ новинками. Использование Интернет-ресурсов 4. Анализ типичных ошибок при сдаче ОГЭ за прошлый учебный год 5. Планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ на уроках |
1.Перечитать и прокомментировать выпускникам методические рекомендации для учащихся по подготовке к ОГЭ по информатике 2. Познакомить с инструкцией участия выпускников 9 класса в ОГЭ. 3. Познакомить учащихся с новой моделью ОГЭ по информатике.
|
Октябрь |
1. Подготовка папки для информации и знакомства с документами по ОГЭ 2. Изучение новых технологий при подготовке учащихся к ОГЭ |
1.Сосредоточить работу с учащимися на выполнении заданий 1-5
|
Ноябрь |
1. Знакомство и изучение новой педагогической литературы по проведению ОГЭ 2. Работа с заданиями части 1. 3. Обновление стенда «Готовимся к ГИА» |
1.Составление диагностических карт учащихся (сильные, слабые учащиеся) 2. Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы учащихся по подготовке к ОГЭ 3. Дифференцировать дидактический и контрольный материал для работы с учащимися с разным уровнем подготовленности к экзамену 4.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ |
Декабрь |
1. Изучение методики обучения выполнения тестов 2. Работа с заданиями части 1. 3. Проведение пробного тестирования в режиме ОГЭ. 4. Работа со слабоуспевающими учащимися 5. Подготовка материалов (информационных, наглядных) к выступлению на родительском собрании. |
1. Отработка навыков выполнения заданий части 1 (задания 1-10) 2. Сориентировать учащихся на выполнение заданий части 2. 3. Работа по заполнению бланков |
Январь |
1.Итоги успеваемости учащихся 9 класса в первом полугодии 2.Анализ ошибок тестирования в режиме ОГЭ за первое полугодие 3.Обзор текущей информации по ОГЭ 4.Обмен опытом с коллегами по подготовке учащихся к ОГЭ |
1.Индивидуальная работа с учащимися по индивидуальным маршрутам 2. Права и обязанности участника экзамена 3.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ
|
Февраль |
1.Обзор текущей информации по ОГЭ 2.Подготовка к проведению пробного тестирования в режиме ОГЭ |
1. Работа со слабоуспевающими учащимися 2.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) |
Март |
1.Анализ результатов проведения пробного тестирования в режиме ОГЭ 2.Работа с заданиями части 2. 3.Работа со слабоуспевающими учащимися
|
1.Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально |
Апрель |
1.Подготовка памяток с рекомендациями для выпускников и их родителей 2. Работа с заданиями части 1 и 2. 3.Работа со слабоуспевающими учащимися
|
1. Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 2. Индивидуальное консультирование учащихся: работа над пробелами в знаниях 3. Работа со слабоуспевающими учащимися 4.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ 5.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально
|
Май |
1.Обзор текущей информации по ОГЭ 2.Проведение консультаций для учащихся перед экзаменом 3.Итоги успеваемости учащихся 9 класса за второе полугодие
|
1. Проведение консультаций перед экзаменом 2.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ 3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально |
Июнь |
1.Анализ итогов сдачи ОГЭ – 2020 2.Отчет по результатам ОГЭ для зам. директора по УР, руководителя МО |
|
Календарно-тематическое планирование
подготовки к ОГЭ – 2022 по информатике и ИКТ (1 час в неделю)
№ п/п |
Наименование тем, разделов |
Кол-во часов |
1. |
Ознакомление учащихся с планом консультаций. Знакомство с проектом государственной аттестации 2020 года по информатике: кодификатор, спецификация, демонстрационный вариант работы |
1 |
2. |
Оценка объёма памяти, необходимой для хранения текстовых данных |
2 |
3.
|
Кодирование и декодирование кодовой последовательности |
2 |
4.
|
Определение истинности составного логического высказывания |
2 |
5. |
Анализ простейших моделей объектов
|
2 |
6.
|
Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд |
1 |
7. |
Диагностическая работа № 1 задания части 1 базовый уровень
|
1 |
8. |
Разбор работы |
1 |
9. |
Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования |
1 |
10.
|
Принципы адресации в сети Интернет
|
1 |
11.
|
Принципы поиска информации в Интернете |
1 |
12.
|
Анализ информации, представленной в виде схем |
1 |
13. |
Запись числа в различных системах счисления |
2 |
14.
|
Диагностическая работа № 2 задания части 1, базовый уровень
|
1 |
15. |
Разбор работы |
1 |
16. |
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера |
1 |
17. |
Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию |
2 |
18. |
Создание презентаций
|
2 |
18.
|
Создание текстовых документов
|
2 |
19. |
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы |
1 |
20.
|
Диагностическая работа № 3 |
1 |
21.
|
Разбор работы |
1 |
22.
|
Создание и выполнение программы для заданного исполнителя
|
1 |
23. |
Работа с тестами, задания части 1 и части 2 |
1 |
24. |
Отработка заданий КИМ повышенного уровня |
1 |
25. |
Контрольное тестирование |
1 |
Информационное сопровождение программы
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждѐн приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089).
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по Информатике и ИКТ
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по Информатике и ИКТ
4. http://sdamgia.ru/
5. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
6. http://oge.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.