Введение в информационные технологии
Никитин М.Е., преподаватель профессиональных модулей высшей категории
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова»
Общие сведения
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Информационные технологии = компьютерные технологии?
ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
2
© https://znanio.ru/person/z98576333
Общие сведения
Информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
3
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
6
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»
Включать ли персонал в ИС?
в ФЗ нет уточнений
мнения специалистов расходятся
7
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы
8
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
Основная задача ИС:
удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области.
Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
9
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
ИС по степени распределённости различают:
настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере
распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
10
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
Распределённые ИС:
файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер») - база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях
клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер») - база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения
11
© https://znanio.ru/person/z98576333
Информационные системы
клиент-серверные ИС:
В двухзвенных (two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД, и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (КП). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
Бизнес-логика может быть размещена либо в БД, либо на КП
В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (СП, application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями.
Бизнес-логика может быть размещена в БД, на СП, в КП. Размещение логики в БД или на СП позволяет реализовать «тонкий клиент» (особенно актуально при реализации мультиплатформенности)
12
© https://znanio.ru/person/z98576333
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.