Введение в профессию и основы социально-психологической адаптации на рынке труда
части программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
Кухонный рабочий
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), Единому тарифно-квалификационному справочнику, профессиональному стандарту по профессии «Кухонный рабочий»
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию и основы социально-психологической адаптации на рынке труда
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью вариативной профессиональной образовательной программы в соответствии с стандартом «Кухонный рабочий»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл.
Адаптация в условиях современного рынка труда означает не только успешное трудоустройство, но и разрешение личностных проблем, выработку позитивной жизненной ориентации, актуализацию собственных ресурсов для преодоления назревших проблем.
Программа групповых занятий по социальной адаптации нацелена на сокращения сроков поиска подходящей работы, ищущих работу впервые.
Цель: подготовить обучающихся к активным действиям на рынке труда
- сформировать реальный индивидуальный план поиска работы;
- выработать активную жизненную позицию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать службы по трудоустройству;
- определять цели трудоустройства;
- организовывать поиск рабочего места;
- анализировать «Скрытый рынок»
- составлять документы при поиске работы;
- организовывать встречу с работодателем;
- готовить и проходить собеседование с работодателем;
- адаптироваться на новом месте работы
- использовать аутотренинг для укрепления уверенности в себе;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- службы, оказывающие услуги по трудоустройству;
- требования рынка труда и работодателя к современному работнику
- методики анализа своего опыта;
- методику управления поиском работы;
- классификацию собеседований
- источники информации о вакансиях;
-виды и структуру телефонных разговоров;
-правила заполнения документов при поиске работы;
-требования к объявлению о найме;
-этапы отборочного собеседования;
-перечень вопросов собеседования;
- правовые аспекты трудоустройства;
-правила оформления испытательного срока;
- особенности адаптации на рабочем месте.
Умения и знания направлены на освоение общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В программу включены:
- информационные блоки (анализ состояния рынка вакансий в городе, имеющиеся варианты трудоустройства, профессионального обучения, повышения квалификации, самозанятости);
- обучающие блоки (составление плана конкретных действий, обеспечивающих трудоустройство, обучение навыкам самостоятельного поиска работы, технике ведения поисковых телефонных звонков, составление резюме);
- деловые игры по формирования умений успешного поведения на рынке труда и самопрезентации.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Тема 1.1 Работодатели и выпускники на рынке труда: взаимные ожидания |
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях современного рынка труда. Молодежь на современном рынке труда Оказание услуг по трудоустройству выпускникам при обращении в ГУ ЦЗН и на Ярмарках вакансий и Ярмарках профессий , кадровых служб. Изменения в требованиях работодателя к работающему персоналу. Ожидания специалистов-выпускников. вторичной занятости |
2 |
Тема 1.2 Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере
|
Рыночные отношения. Растущий спрос на высококвалифицированный труд. Необходимость планирования профессионального будущего. Трудовые стратегии молодых
|
2 |
Тема 1.3 Цели трудоустройства |
Содержание учебного материала Взаимное приветствие. Индивидуальные цели. Рекомендации по оказанию поддержки со стороны окружающих. Анализ своего опыта. Построение аргументов для работодателя. Характеристика личности. Предмет поиска. Источники поисков работы. Информационное собеседование с работниками кадровых служб. Объявление в газету
|
2 |
Тема 1.4
Организация поиска работы |
Содержание учебного материала Алгоритм поиска работы. Методы поиска работы. Планирование времени при поиске работы. Картотека предприятий. Посещение организации с целью поиска работы. Контроль за поисками работы. Практическое собеседование. Информационное собеседование. Собеседование по найму.
|
2 |
Тема 1.5
«Скрытый» рынок
|
Содержание учебного материала Списки памятки. Телефонные звонки своим друзьям или знакомым. Модель письма друзьям, которым вы не в состоянии позвонить по телефону. Подготовка к телефонному звонку. Телефонный звонок работодателю. Структура разговора, если вакантная должность отсутствует
|
2 |
Тема 1.6 Составление документов при поиске работы |
Содержание учебного материала Анкета-автобиография. Резюме. Сопроводительное письмо. Рекомендательное письмо. Письменная просьба о предоставлении рекомендательного письма. Запись на собеседование. Письмо, позволяющее записаться на собеседование. Объявление о найме. |
2 |
Тема 1.7 Отборочное собеседование |
Содержание учебного материала Этапы отборочного собеседования. Подготовка к отборочному собеседованию. Данные о рабочем месте. Личные данные. Вопросы отборочного собеседования. Срочные записи.
|
2 |
Тема 1.8 Адаптация на рабочем месте |
Содержание учебного материала Первое впечатление. Универсальное правило «По одежке встречают». Испытательный срок. Первые тридцать дней. |
20 |
Всего: |
34 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Рыкова, Е. А. Технология поиска работы : учеб. пособие для учащихся учреждений НПО / Е. А. Рыкова, И. А. Волошина, Л. Н. Прожерина ; под общ. ред. Е. А. Рыковой. – М. : ПрофОбрИздат, 2019. – 96 с.
2. Шеламова, Г. М. Культура делового общения при трудоустройстве : учеб. пособие / Г. М. Шеламова. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 64 с.
3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2014 г. № 197-ФЗ.
Дополнительные источники
1. Бреев Б. Д. Безработица в современной России. - М.: Наука , 2019 - 269 с.
2. Волошина И.А., Гребенников В.А. Психологическое исследование изменения личностных характеристик безработных // Вести. Росс.гуманит. науч. фонда. – 2019. – №5.
3. Гидденс Э. К социологическому сообществу! // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 4-5.
4. Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология безработицы: введение в тему – М.: Московский психолого-социальный институт, 2019. – 325 с.
5. Демин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социол. исслед. – 2019. – №7.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, самостоятельных работ тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умеет |
|
выбирать службы по трудоустройству; |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга, самостоятельных работ. |
определять цели трудоустройства;
|
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга, самостоятельных работ. |
организовывать поиск рабочего места |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга. |
анализировать «Скрытый рынок» |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практической работы, тренинга, |
составлять документы при поиске работы |
Текущий контроль педагога в форме тренинга, оценки выполнения практической работы. |
организовывать встречу с работодателем |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга, самостоятельных работ. |
готовить и проходить собеседование с работодателем |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга |
адаптироваться на новом месте работы |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практической работы |
использовать аутотренинг для укрепления уверенности в себе |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, тренинга, самостоятельных работ. |
Знает |
|
службы, оказывающие услуги по трудоустройству; требования рынка труда и работодателя к современному работнику |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практической работы |
требования к объявлению о найме; правила заполнения документов при поиске работы; |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения самостоятельных работ |
виды и структуру телефонных разговоров; источники информации о вакансиях |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельных работ. |
методики анализа своего опыта; методику управления поиском работы; классификацию собеседований |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельных работ. |
этапы отборочного собеседования; перечень вопросов собеседования; правовые аспекты трудоустройства; |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практической работы, |
особенности адаптации на рабочем месте, правила оформления испытательного срока |
Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практической работы, самостоятельной работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.