Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"
Оценка 5

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Оценка 5
Лекции
rtf
информатика
Взрослым
15.07.2018
Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"
Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика" для студентов 2 курса СПО, изучающих данную дисциплину. Рассматривается предмет изучения музыкальной информатики, особенности, основные задачи; дается понятие "музыкальная информация" и ее компоненты и виды . В данной лекции указаны основные области применения электронно-вычислительных машин в музыке.
1_Основы муз_информатики.rtf
Тема 1.1. Введение в музыкальную информатику Предмет   изучения   музыкальной   информатики,   особенности,   основные задачи.  Области применения ЭВМ в музыке. В XX веке началось активное освоение компьютерных технологий многими прикладными   специалистами.   Особенно   большое   развитие   получили информационные технологии в различных научных дисциплинах, таких, как математика, физика, теория космических полетов, оперативная косметическая медицина, компьютерная хирургия) и многие другие. Адаптация   возможностей   вычислительной   техники   к   задачам музыкального учебного заведения началась в конце 1980­х гг.   Инженеры и программисты были подготовлены к разработке инструментальных средств, к разрешению   технических   и   организационных   проблем   компьютеризации музыкальной   деятельности,   но   в   преподавательской   практике   перед   ними возникли   сложности   методологического   и   психологического   плана; музыковедами   же   эти   вопросы   долгое   время   широко   не   обсуждались. Поскольку потребность в освоении новых знаний и технических средств была велика,   начал   появляться   новый   предмет,   который   назвали   «Музыкальная информатика». К началу XXI в. в результате развития современной музыкальной науки, а также   специальных   технических   средств,   профессионального   исполнения   и любительского музицирования проявилась всеобщая глобальная  тенденция к взаимопроникновению информатики и музыки. Музыка,  является искусством лишь только с внешней стороны. Внутри это наука, изучающая историю и все многообразные явления искусства.  Музыкально­компьютерные   технологии   –   это   быстро   развивающаяся область   знаний.   Она   находится   на   стыке   между   техникой   и   искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Специфика   использования   музыкально­компьютерных   технологий   в образовании   заключается   в   непрерывном   обновлении   достижений   научно­ технического прогресса в этой области. На музыкально­компьютерные технологии как на область исследований существует множество разных взглядов. Это позволяет классифицировать их именно   как  систему   знаний,   объединяющую   в   себе  информатику, звукорежиссуру и педагогику. В  информатике  это   особая   прикладная   область   исследований,   в звукорежиссуре  ­   новый,   богатейший   по   возможностям   инструмент   для Педагогика создания  звуковых   образов   и   акустических   измерений. рассматривает  музыкально­компьютерные   технологии   как   важную   часть музыкального воспитания, которую необходимо включить в процесс обучения с целью воспитания разносторонних специалистов. В области педагогических знаний «Музыкальная информатика» предстает перед нами как новая и, по большей части, экспериментальная дисциплина.  «Музыкальная информатика» как учебная дисциплина включает в себя ряд теоретических знаний и навыков:  базовые   составляющие   мультимедийного   компьютера   и   их классификация, MIDI­технологии, музыкальное программное обеспечение, а также основы звукорежиссуры, акустики музыкальных инструментов.  В музыкальной информатике как учебной дисциплине можно выделить следующие компоненты:   1)   классическая   теория   музыки   и   2)   экспериментальный   раздел информатики, связанный с электронными или компьютерными технологиями синтеза,   исполнения, использования,   изучения   звука   как   такового,   а   также   музыкальных произведений созданных посредством этих технологий.   тиражирования,   передачи,   обработки,   записи, Музыкальная   информатика –   раздел   информатики,   изучающий применение информационных технологий в музыке и обработке звука. Говоря о музыкальной информатике как новом предмете науки, не следует забывать о том, что она логично вырастает из классической теории информа­ ции.   Основополагающим   в   вопросе   об   организации,   обработке   и   передаче данных   являются   свойства,   составляющие   информационное   поле. Слово информация (от латинского informatio), означает «сведения, изложение, разъяснение».  Не  каждые  созданные  кем­либо  и чем­либо  звуковые   данные являются   звуковой   информацией.   Любые   данные,   созданные   каким   либо источником, становятся информацией (в том числе музыкальной) в результате их восприятия человеком или обработки по заданному человеком алгоритму.   Музыкальная   и   прочая   звуковая   информация   существует исключительно   в системе:  источник  (производящий   данные)   –  приемник (человек   или   устройство   обрабатывающее   звуковые   данные   с   какой­то заданной человеком целью).  Информация существует ради информационных процессов. Информационный процесс — это процесс сбора (приема), передачи  (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации. Таким   образом,   только   определенный   интерес   человека   превращает   имеются   определяющие   эффективность звуковые   данные   в   информацию. определенные свойства   информации, функционирования информационных процессов:  Актуальность   информации –   важность   и   своевременность   для   Соответственно, слушателя.  Доступность – понятность, удобство восприятия.  Достоверность –   необходимая   точность   и   полнота   (минимальность   и достаточность).  Адекватность – соответствие реальности.  Репрезентативность – возможность обобщения. Приемники информации могут воспринимать одну и ту же информацию по­разному. Одна и та же информация может быть актуальна, доступна для одних и не актуальна и (или) недоступна для других, Быть избыточной для людей с одной целью и недостаточной для людей с другой. Соответствовать реальности, в которой живут одни люди, и быть неадекватной  для других. Позволять   выполнить   обобщения   для   одних   параметров   и   быть нерепрезентативной по другим параметрам. Совокупность   всей   существующей   информации   и   информационных процессов представляют собой информационный мир. Информационная   модель —   это   совокупность   логически   связанной информации,   отражающая   существенные   свойства   реального   объекта исследования,   которые   отобраны   в   соответствии   с   заданной   целью моделирования.   Музыкальный   образ   является   информационной   моделью   не материального   объекта,   а   существующего   в   музыкальном   мышлении. Своеобразной моделью модели. Информационный   объект  —   это   совокупность   логически   связанной информации (информационный объект получается из информационной модели путем «отчуждения» информации от объекта­оригинала). Информационный мир – множество разнообразных информационных объектов. Музыкальная   информация  –   это   не   только   звучащая   музыка,   это   целый комплекс всего, что составляет и сопутствует ей.  Основой организации музыкальной информации являются: 1)   ускоренная   во   много   раз   возможность   получения,   ввода,   сохранения, систематизации и оперативного нахождения кратчайшим путем необходимых по       избранной     данных достаточных и тематике; 2)   сохранение   в   определенном   порядке   и   классификация   того   материала, который выборке;  3) определение приоритетов по важности, ценности, может быть, уникальности получаемой информации. Исследователи   выделяют   следующие информации:  компоненты   музыкальной подлежит  звучащая музыкальная ткань в электронном (аналоговом) или цифровом воплощении, все типы и форматы неупакованных и упакованных музыкальных файлов: WAV, MID, WFP, MPEG и др;  тембровые компоненты, обусловленные волновым синтезом звука (банки тембров, ритмов, стилевых, и некоторых других особенностей музыкальной ткани).   Почти   всегда   они   составляют   неразделимую   область   структуры вышеназванных файлов;  видеоданные,   или,   как   ещё   их   называют,   видеоряды,   несущие визуализацию   видимых   процессов   музыкальной   практики:   исполнение, дирижирование, импровизация, учебный процесс (репетиции), мастер­классы преподавателей и т. д.;  обычные текстовые данные, отражающие теоретические и практические аспекты   методики   исполнительства,   а   также   различные   тексты­схемы, характеризующие   компоненты   музыкальной   формы,   тексты   схемосимволов (например,   анализ   гармонических   последовательностей),   все   то,   что   было названо вторым макрокомпонентом музыкальной информатики;   музыкальная мысль, сохраняемая в виде нотного текста, закрепленного в   файле   нотным   редактором   c   возможностью   быть   воспроизведенной   в «твердой»,   то   есть   напечатанной   на   бумаге   форме   для   непосредственного исполнения   или   в   виде   звукового   файла,   проигрываемого   непосредственно компьютером. Основные виды музыкальной информации:  Информация имеющая отношение к музыке: рекламная, научная и т.п.  Ноты  MIDI информация  MIDI — Musical Instrument Digital Interface — компьютерный протокол (иногда говорят — язык), предназначенный для связи одного музыкального устройства с другим.   Звуковая информация: reality – информация об исполненном произведении (документалистика), virtuality – сама информация – произведение.  Проекты Информатика   как   самостоятельная   наука   выросла   из   кибернетики, многие смежные специализации появились, опираясь на метод аналогии и по­ добия, что было оправданно и характерно для такой сложной проблемы,  как совмещение научных дисциплин. На первоначальном этапе информатика проникала в музыку эпизодически, рассматривая ее как опытный материал для исследований в области обработки звука нетрадиционными методами. На втором и последующих этапах происходит (поскольку   процесс   еще   не   закончен)   объединение  двух   наук:   музыки   и информатики. Происходит это потому, что музыкальное искусство из «опытного материала»   превратилось   в   одного   из   важнейших   заказчиков   специальных компьютерных технологий, призванных обеспечить свое дальнейшее развитие.  В нашей стране в начале XX века были созданы все предпосылки для развития   музыкальной   информатики.   Именно   в   России   в   1920   году   Львом Терменом   был   изобретен   первый   в   мире   электронный   инструмент, управляемый с помощью движений рук в пространстве и названный в честь создателя  «Терменвоксом».   В 1929  году   Е.  Шолпо   создает   первый   в  мире синтезатор «Вариофон», на котором графическое изображение переводилось в звук.   В   50­е   годы   инженером   Е.   Мурзиным   был   создан   синтезатор   АНС, названный   в   честь   композитора   А.Н.   Скрябина.   В   60­х   годах   при консерватории в Москве открывается Экспериментальная студия электронной музыки,   в   которой   работают   такие   музыканты   и   композиторы,   как   Э. Артемьев, А. Волконский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Немтин, А. Шнитке. Однако в силу некоторых причин к 1980 году студия была расформирована и закрыта.   К   сожалению,   многие   идеи   по   музыкальной   информатике, родившиеся у нас, не нашли должного развития в СССР, в то же время они были подхвачены на Западе и реализованы в современнейшей компьютерной технике. В мире существует большое количество самых разнообразных центров, студий   музыкальной   информатики.   Этой   теме   посвящены   международные конференции, фестивали, конкурсы. В США с 1977 года выходит популярный ежеквартальный   журнал   «Computer   Music   Journal».   Специальная библиография   насчитывает   около   1200   наименований   по   самым   разным проблемам музыкальной информатики В   профессиональном   музыкальном   образовании   проблема   введения музыкальной информатики в учебные планы становится вновь актуальной во второй половине восьмидесятых годов XX века. Так, с 1988 года в Российской академии музыки им. Гнесиных начались работы по музыкальной информатике под   руководством   профессора   Ю.Н.   Рагса.   Они   затрагивали   широкий   круг проблем – это и разработка учебных пособий, и работы с базами данных, и создание   компьютерных   музыкальных   пособий,   и   упорядочивание информационных   процессов   в   музыкальном   образовании.   В   1992   году   при Московской   консерватории   открылся   «Термен­центр»   –   экспериментальная студия   электронной   музыки,   возглавляемая   А.Смирновым,   в   которой продолжаются эксперименты в области музыкальной информатики на самой современной   аппаратуре.   В   июне   1993   года   был   создан   и   до   сих   пор функционирует   Вычислительный   центр   Московской   государственной консерватории   им.   П.И.   Чайковского,   научным   руководителем   которого является Ю.Н. Pагс. Д.Л. Скрипкин считает, что   «музыкальная информатика, как новая научная дисциплина,   уже   появилась,   но   ещё   не   состоялась   в   виде   законченной   и стройной   научной   теории.   При   любых   условиях   она   (музыкальная информатика) принадлежит, и всегда будет принадлежать фундаментальной классической музыкальной науке, в качестве нового инструмента познания и исследования искусства в XXI веке» [16]. Таким   образом,  музыкальная   информатика   ­   новая   научная дисциплина,   находящаяся   с   внешней   стороны   классической   теории музыкальной   науки,   которая   является   ее   фундаментом,   организующим ядром. Составляющие   компоненты   музыкальной   информатики  ­  класси­ ческая   теория   музыки  и  экспериментальный   раздел  информатики,   свя­ занный с электронными или компьютерными технологиями синтеза, обработки, записи, передачи, тиражирования, исполнения, использования, изучения звука как   такового,   музыкальных   произведений,   созданных   посредством   этих технологий. Весь   полный   комплекс   данных,   принадлежащих   классической   теории музыкального искусства, а именно:   музыкальные   сочинения,   зафиксированные   в   нотах;   научные   труды, исследования в области музыки;   методические   разработки   и   рекомендации   в   сферах   музыкального образования, исполнительства, музыкального менеджмента, следует определить как важнейший основной компонент новой науки. В   связи   с   непомерно   огромным  количеством   информации   по   всем вышеназванным   компонентам   и   проблемным   вопросам   музыкальная   наука интегрируется с экспериментальной информатикой. Результат такого паритетного объединения призван обеспечить необходимый современный уровень сохранения, систематизации, накопления, передачи информации и знаний новым музыкантам, обработки,  обмена, использования, получения новых данных по всем вопросам и темам  музыкального искусства, музыкальной науки. Поглощая эксперименталь­ ную   информатику,   музыкальное   искусство   переходит   на   новый   путь   своего развития,   именно   потому,   что   объединение   паритетно   (50%   +   50%),   что   га­ рантирует истинный научный результат, динамичное движение на пути прогресса.  Понятие   практики   музыкального   искусства   поднимается   на   более высокий   уровень.  Например,   практика   сочинения   музыки  претерпевает значительные изменения ­ время и усилия на создание крупных произведений в разных жанрах неуклонно, из года в год сокращаются.  Причина   всему   этому процессу   ­   широкое   практическое   использование  компьютеров   и  специально оборудованных звукозаписывающих студий профессиональной направленности. Поскольку   теория   изучает   практику,   а   практика   для   своего   развития использует   теоретические   знания,   будет   совершенно   логичным   и   оправданным приспособление   достижений   информатики   к   различным   насущным  целям, проблемам и задачам музыкального и любого другого искусства. Живая практика искусств ­ это не только концерты сольных исполнителей, сочинение или преподавание, чаще ­ изнурительная работа больших коллективов творческих   работников   высокого   уровня,   умение   музыкального   менеджера действительно помогать творческим личностям, выразить  себя с максимальным успехом,   доставляющим   удовольствие   ценителям   искусства,   заработок обслуживающему   персоналу,   организаторам   шоу   и   всем  распространителям музыкального материала. Искусство бизнесмена имеет мало общего с мастерством музыканта­профессионала, но знания, умение управлять финансами и возможность малыми  средствами  добиться   высокого коммерческого результата, заставляет с большим   вниманием   относиться   к  музыкальному   менеджменту,   музыкальной психологии и режиссуре. Музыкальный менеджер ­ это психолог и режиссер в одном лице. Именно ему   реально   принадлежат   права   управления   не   только   процессом   записи   и тиражирования   музыки,   но   и   конкретным   музыкально­художественным стилем,   течением,   если   сказать   точнее,   даже   музыкальной   модой.   Об   этом нужно всегда помнить и готовить музыкальных менеджеров в государственных вузах. Следовательно,   решается   проблема   управления   процессами   об­ служивания музыкального творчества [4]. Закономерно,   что   художественная   ценность   того   или   другого   му­ зыкального стиля не всегда определяется модой. Как известно, музыкальная мода достаточно изменчива в своих неожиданных поворотах. Прежде моды существовали   и   до   сих   пор   существуют   вечные,   непреходящие   ценности музыкальной культуры, традиции российских национальных музыкантов. Сегодняшний менеджмент направлен не в сторону художественного и культурного   удобства   личности,   а   против   ее   удобств,   против   ее  желаний. Сознательно   насаждается   музыкальная   безвкусица,   имеющая   целью максимально   снизить   уровень   слуховой   приемлемости,   дискредитируя нормальные произведения культуры и искусства. Поэтому даже при свободном рынке музыкальной и развлекательной продукции есть необходимость реально управлять музыкальной информацией на уровне государственных структур. Итак,   музыкальная   информатика,   как   новая   научная   дисциплина,  уже появилась, но еще не состоялась в виде законченной и стройной научной теории. При   любых   условиях   она   принадлежит,   и   всегда   будет   принадлежать фундаментальной   классической   музыкальной   науке   в   качестве  нового инструмента познания и исследования искусства в XXI в. Ведущим   российским   центром   в   области   МКТ   является   Учебно­ методическая Лаборатория музыкально­компьютерных технологий Российского государственного   педагогического   университета   им.   А.   И.   Герцена   под руководством доктора педагогических наук Ирины Борисовны Горбуновой.  Пропагандистом   электронного   музыкального   творчества   является композитор, пианист и педагог Игорь Михайлович Красильников — доктор пед. наук,  член Союза   композиторов   России (1979), доктор   педагогических наук(2007), профессор Московского открытого образования, ведущий   научный   сотрудник Федерального   государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской Академии Образования, главный редактор журналов «Музыка и электроника» и «СИНTerra»,   создатель   новых   учебных   дисциплин   «Клавишный   синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов» и «Студия компьютерной музыки»  института     Библиографический список 1. Спира И. Все про МРЗ: компьютер как музыкальный центр. Легкий старт. СПб.:  Питер, 2006. 144 с: ил. 1. Трусова В., Медведев Е. Музыкальная азбука на PC. Самоучитель. М., 2002. 2. Горбунова И. Б. Музыкально­компьютерные технологии: лаборатория //  ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012). URL: http://mediamusic­ journal.com/Issues/1_5.htm 3. Фролов М. Учимся на компьютере музыке. М., 2000. Харуто А. В., Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное  4. пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального  вуза. ­ М.: Московская государственная консерватория, 2000. Публикация на сайте журнала «Музыка и Электроника», 2010, № 1:  5. Антон Бородин, «О некоторых аспектах обучения музыкально­компьютерным  технологиям» 6. https://www.herzen.spb.ru/main/structure/centers/uml/   учебно­методическая лаборатория   «музыкально­компьютерные технологии»

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"

Вводная лекция по дисциплине "Музыкальная информатика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2018