Информационно-технологическая карта урока
Раздел тематического планирования |
Технологии изготовления предмета труда |
Проверено Завуч по УВР Абжакова Л.Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подраздел |
РАБОТА с КОЖЕЙ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Пилявская Т.Ю. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 8 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Вводное занятие. Из истории кожи. Кожа, изделия из неё. Материалы и приспособления, оборудование рабочего места. Правила безопасной работы. Подготовка старой кожи к обработке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
8.2.10.1 знать особенности кожи, технологию изготовления изделий из кожи, назначение и применение кожи, её особенности возможности подвергаться различным физическим воздействиям, иметь представление о форме различных изделий из кожи, их конструкции; 8.2.10.2 знать виды кожи (чепрак, замша), свойства кожи (прочность, практичность, пластичность кожи); 8.2.10.3 знать материалы, инструменты и приспособления для работы с кожей; правила хранения материалов и инструментов, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами, горючими материалами, нагревательными приборами, используемыми в работе с кожей, оборудование рабочего стола; 8.2.10.4 владеть навыками подбора необходимых инструментов и оборудования для работы с кожей, в соответствии с качеством и назначением материала; 8.2.10.5 владеть навыками подготовки старой кожи к обработке, использования в работе отходов кожевенного производства, уметь использовать в работе вещи, бывшие в употреблении, изготавливая из неё различные декоративные изделия; 8.2.10.6 владеть технологией и разными способами обработки кожи, обработки деталей в технике «жмурка», технологией обработки лакированной кожи; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке |
Закрепить знания учащихся о коже, изделиях из неё. Закрепить знания учащихся о материалах, приспособлениях и инструментах, оборудовании, используемого при работе с кожей. Закрепить правила безопасной работы инструментами и приспособлениями. Закрепить умения и навыки учащихся в практической работе с кожей. Формировать умение использования вещей, бывших в употреблении, подготовке старой кожи к обработке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекцион-но-развивающие цели |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, динамичность кистей рук, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер и точность при вышивке, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность. Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций. Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике. Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитатель-ные цели |
Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости. Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи. Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядные пособия |
Образцы натуральной кожи, образцы изделий из кожи, украшения, картины из кожи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудова-ние |
Кусочки кожи, ножницы, нож, пинцеты, карандаши, шаблоны, картон, клей, электроплитка, свечи, рабочие коробки, рабочая одежда |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный (повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа |
Мездра, замша, бахтарма, дерма, кожевенники, чепрак, замша, сафьян, велюр, тиснение, перфорация, интарсия, пирография, плетение, гравировка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формативное оценивание |
После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы Применяются следующие приёмы: «Здороваемся глазами», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Радуга», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», таблица «Таблица ЗУХ», релаксация - «Светофор» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Дифферен-цирован-ный подход к ученикам Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Психолого-педагогичес-кий настрой |
· Подготовка учащихся к занятию · Подготовка рабочих мест · Сообщение темы и цели занятия Метод "Здороваемся глазами" Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте друг другу частичку своего настроения. |
Ученики 1-2, 3 тип. группы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение познаватель-ных сведений
|
Слово учителя
Вспомните историю использования кожи в пошиве одежды и изготовлении различных изделий, вспомните инструменты, оборудование и приспособления, применяемые в работе и правила безопасной работы с ними, вспомните особенности кожи, её возможности меняться при термической обработке. Кожевенное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому к нему надо относиться особенно бережно. Но что делать с вещами, которые отслужили своё? Что можно сделать с бывшей в употреблении, но ещё годной натуральной кожей (н.: сумочки, кошельки, ключницы, футляры для очков, детские башмачки, бумажники, шкатулки, пояса и др.) Выведение темы урока Мы с вами продолжаем изучать тему: «Работа с кожей. Изготовление различных сувениров и изделий из кожи». ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы – ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. С незапамятных времен человечество по достоинству оценило такие качества натуральной кожи, как прочность, пластичность, долговечность. Натуральная кожа – универсальный природный материал. Кожаная одежда и обувь всегда были в моде и остаются вне конкуренции в сравнении с синтетическими материалами. Каждый из нас знает, что первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовала вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящие к Y веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена строили свои жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух. Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. Древние произведения искусства сохранились в гробнице Тутанхамона, - это и расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода (1350 г. до н.э.). Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу,- пергамент. Римляне в I в. до н.э. переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего изготавливали из недорогой кожи. С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в X в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. В эпоху готического стиля (XII – XY вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк – это кожаные обои, различные футляры, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров. Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XY века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее. В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает свое место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий, например. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными и плетеными орнаментами, резьбой и золочением. Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XYII веке они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, снова в отделке появилась гравировка. В XYIII веке величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, такой прием называется аппликацией. Более сложный вариант мозаики – интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения. В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид. Другой пример – созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-ХII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержались более 300-т лет. Широкую известность получили так называемые «кордовские» кожаные обои. Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приёмы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из неё по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке её научились покрывать золотом. Кожаная одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории. ПРИЁМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ Тиснение Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счёт толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
Перфорация Перфорация или высечка – один из древнейших приёмов. Собственно, он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия, расположенные в виде орнамента. Этот приём используют для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.)
Плетение - один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто при-меняются элементы макраме, выполненные из «цилиндрического» шнура перфорацией, плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).
Пирография (выжигание) – приём новый, но с древней родословной. Видимо первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII века, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный приём. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовление сувениров.
Гравировка. Инструменты, применяемые при гравировке Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случает цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.
Аппликация Аппликация в кожевенном деле – наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».
Интарсия Интарсия – по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык–в–стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжёлые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или ПВА. Техника интарсии применяются в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими при1мами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели. Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф.
ВИДЫ КОЖ Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.
Замша отличается тонкостью, мягкостью, тягучестью и бархатистостью обеих поверхностей (замша из самого тонкого сырья может сохранять лицевой слой). Водоупорна и выдерживает пребывание в воде, почти не теряя качества, даже после мытья в мыльной воде. Первоначально для замши бралась только кожа европейской серны. Позднее перешли на овчину, козлину и кожу свиней. При производстве замши подготовленное сырьё подвергается особому процессу – замшеванию.
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ и МАТЕРИАЛЫ ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА Вводный инструктаж В работе с кожей используют много режущих инструментов: пробойники, ножи, стамески.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУМЕНТАМИ И ПРИСПОСОБЕНИЯМИ (приложение) ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО СТОЛА Работа с кожей достаточно трудоёмка. Для того чтобы приступить к ней, необходимо подготовить стол – прикрепить рабочую доску, разложить инструмент, приспособления, материалы. Необходимо заранее подобрать и рассортировать кожу. Ножи обязательно должны быть в чехлах, пробойники в коробках, кожа в целлофановых пакетах. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Ножницы, шило, ручки, циркули, пинцеты, линейки, тюбики с клеем удобно ставить в тяжелую ёмкость с широким горлышком. Коробочки для мелких деталей, выкроек, фурнитуры для удобства можно подписать, это облегчит поиск нужного. Тряпочка, чтобы вытереть руки от клея и протереть стол. Необходимо перед работой надеть фартук. Обязательно должна быть коробка для мусора.
Слово учителя
Очень жаль, когда хорошие дорогие кожаные вещи стареют, появляются потертости, например, на куртках и пиджаках, или теряется перчатка из пары. Можно подарить вещам вторую жизнь, тем более, вещь, сделанная своими руками является уникальной. Кроме того, переделка старых вещей развивает творческие черты характера, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
Кожа – это удивительный материал, который создала сама природа. Изделия из кожи надёжно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время, как говорят, «отлично дышат». В словаре Ожегова можно прочитать: «Кожа – это наружный покров человека, животного, выделанная шкура животного, применяемая в различных производствах». Когда-то собственная кожа была единственной «одеждой» древнего человека. Но со временем похолодало, стали надвигаться ледники, человек стал искать способы, чтобы согреться – начал изготавливать себе одежду из шерсти, льна, хлопка, шёлка, лыка, соломы и т.д. В разные времена разные народы делали из кожи совсем необычные вещи. История знает и кожаные деньги, кожаные обои, кожаные дома и кожаные музыкальные инструменты (волынки, барабан). Кожевенное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому к нему относиться надо особенно бережно. Кожевенники, так называли мастеров по выделке кожи, были в особом почёте, а из кожи, выделанной их руками, делали, в, первую очередь обувь и одежду, другие предметы и пергамент, на котором писали в старину книги. Кожаные вещи в семьях берегли, зная какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли даже волшебными свойствами. Человечество по достоинству оценило её прочность, практичность, элегантность, пластичность и благодаря этим качествам уже не одно тысячелетие кожа не выходит из моды. Из кожи шьют верхнюю одежду – юбки, куртки, пиджаки, кожаные сумки, портфели, ремни, перчатки. А что же делать с вещами, когда они отслужили своё? Особенно не везёт перчаткам. Они частенько ещё новыми остаются без дома. Но если хорошо подумать, вторая жизнь всех этих вещей может оказаться довольно интересной. Ведь кожа сейчас – один из самых модных материалов. Даже из очень маленьких обрезков можно извлечь много пользы. Кусочки кожи можно использовать в быту: ремонтировать одежду, накладывая заплатки из кожи, пришить в качестве вешалки в пальто или куртки. Она гораздо прочнее и долговечнее. Если к носкам пришить кожаные подошвы, то они превратятся в домашние тапочки. Протёртые локти на одежде примут достаточный вид, если наложить на них треугольные или овальные латки из мягкой кожи, можно изготовить кожаные пуговицы, они придадут хороший вид одежде. Во всех этих ролях может выступить и натуральная замша, обычно такая же мягкая и тонкая, как перчаточная кожа. Замша – это выделанная мягкая и тонкая ворсовая кожа с бархатистой поверхностью. И совсем никудышняя замша, рваная или в пятнах, которая непригодна для использования в ремонте - ценный инвентарь для уборки. Благодаря обилию капилляров она отлично впитывает влагу. Поэтому замша идеальна для мытья окон, кафеля и других гладких блестящих поверхностей – ведь она в отличие от традиционных хлопчатобумажных тряпок, совсем не оставляет волокон. Замшей можно протирать очки. Лучшего материала для ухода за оптикой в природе не существует. Как видите, даже крохотные кусочки этих ценных материалов в хороших руках всегда найдут применение. Что можно сделать с бывшей в употреблении, но ещё годной натуральной кожей (такой как: сумочки, кошельки, ключницы, футляры для очков, детские пинетки, бумажники, шкатулки, пояса и другие полезные вещи), если заняться её централизованным сбором? И у домашних умельцев возможностей не меньше использовать во второй раз кожу – было бы терпение и находчивость. РЕСТАВРАЦИЯ И ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ СТАРОЙ КОЖИ Метод «Мозговой штурм»
Когда мы держим в руках изношенные старые сапоги, сморщенные в гармошку, потерявшие цвет, деформированные - нам кажется разумным выбросить их в хлам. Но из голенищ могут получиться неплохие вещи. Сначала выпорем из сапог молнию и подкладку. Головки сапог осторожно отрезать сапожным ножом. В результате в нашем распоряжении окажутся довольно большие куски кожи от голенищ. Обычно они скроены из нескольких почти прямоугольных деталей – распорите соединительные швы. Лицевая поверхность кожаных изделий обычно гладкая и блестящая, потому что покрыта нитрокраской. Кожевенники называют лицевую сторону кожи «лицо», а изнаночную - «бахтарма». Бахтарма имеет рыхлую и волокнистую структуру, а лицо – более плотную и однородную. I. Чистка кожи и замши Теперь надо по возможности привести лицевую сторону кожи в порядок. Для начала осторожно промыть её тёплой водой. Стирать кожу нельзя, потому что тогда вымываются жирующие вещества – растительные и животные жиры, минеральные масла, которые вводят в кожу после дубления, без них кожа становится ломкой, садится и коробится, так как волокна коллагена склеиваются и не могут скользить относительно друг друга. Вымываются и некоторые дубильные вещества, которые наполняют кожу. Самое большое, что можно позволить со старой кожей – замочить её в тёплой воде на 3-5 минут. Сильно загрязнённые места осторожно протираются мягкой мочалкой или щёточкой. С мылом мыть кожу тоже нежелательно, но можно использовать мыльную пену, которая почти не содержит щёлочи. Затем прополоскать кожу в слабом водном растворе уксуса и соли (1 л воды + 50 гр поваренной соли + 1 ст столового 9% уксуса). Это немного увеличит эластичность. А цвет восстанавливается, если смазать лицевую поверхность глицерином. Из опыта – можно мыть кожу тёплым некипяченым молоком, тогда содержащийся в нём жир лучше впитывается в кожу. Считается, что блеск и упругость кожи восстанавливает натирание влажной кофейной гущей (кроме белой кожи). С натуральной замшей обращаются иначе. Расположение коллагеновых волокон здесь другое и жировое дубление в промышленной обработке происходит иначе. Благодаря этому многие сорта замши можно мыть с мылом и даже стирать со стиральным порошком в тёплой воде. Жиры при этом не вымываются благодаря прочной связи с волокнами. При сильном загрязнении добавляют в моющий раствор нашатырный спирт. Жировые пятна на замше чистят бензином, хлороформом и др. растворителями. Чтобы её мельчайший ворс оставался на вспушенном состоянии, замшу чистят специальными резиновыми щётками, жёсткими сортами поролона, школьным ластиком либо наждачной бумагой. Натирание мелкой поваренной солью или мякишем свежего белого хлеба тоже используют. Старую, потерявшую вид замшу иногда успешно числят тёплым молоком с добавлением питьевой соды (1 ч.л соды на стакан молока). II. Теперь надо распрямить и разгладить материал. Пока кожа ещё влажная, распяльте её на листе толстой фанеры или доске бахтармой вверх и закрепите по краям маленькими гвоздиками. Пусть она высохнет сама, не старайтесь ускорить дело с помощью обогревательных приборов. Если отверстия от гвоздиков по мере высыхания становятся продолговатыми и угрожающе вытягиваются – перебейте гвозди поближе к центру куска кожи. Иначе с перетянутой кожей будет трудно работать. Маленькие кусочки достаточно высушить под прессом. Для этого влажную кожу проложить между чистыми сухими тряпочками и придавить плоским грузом. Через некоторое время, пока кожа ещё влажная, замените тряпочки кусками оргстекла или другими гладкими пластинами и оставить под прессом до высыхания. Тогда поверхность станет ровной и гладкой. III. Пока кожа сушиться, можно подвергнуть её дополнительному жированию. Ведь жиры, которые были введены в кожу при промышленной обработке, со временем теряют нужные свойства. Необходимо восстановить лёгкость взаимного скольжения волокон коллагена относительно друг друга, покрыв их подходящим «смазочным материалом». Чуть влажную кожу слегка пропитайте каким-нибудь жиром. Например, касторовым маслом. Чтобы оно лучше впитывалось, попробуйте добавить немного нашатырного спирта. Ещё одно народное средство – смешать касторовое масло (50 гр) и белок одного яйца – взбить смесь вилкой, венчиком или миксером. Очень хорош для жирования кожи рыбий жир, но из-за неприятного запаха он мало годится для домашних поделок (в 1л кипящей воды растворить ¼ куска хозяйственного мыла и, снова доведя до кипения, добавить рыбий жир. Размешав смесь, влить раствор 1-1,5 ст.л нашатырного спирта). Иногда используют эмульсию из сливочного масла с тёплой водой, добавив туда небольшое количество нашатырного спирта. Наносят жирующий состав густой мягкой кистью или матерчатым тампоном. Только прежде необходимо проверить на маленьком кожаном лоскутке, не остаются ли от этого на нём неровные тёмные масляные пятна. Избегать нужно чрезмерного жирования, чтобы кожа не стала засаленной, тяжёлой. В любом случае после нанесения смеси надо тщательно снять её излишки чистой влажной тряпочкой. Когда кожа почти подсохнет и будет чуть-чуть волглой, можно снять её с растяжки и хорошенько помять руками. Это улучшит проникновение жировой смеси между волокнами коллагена. Если качество реставрации кожи вас устроит, приступайте к дальнейшей работе с ней.
|
Образцы видов кож
Иллюстра-ции
Видеоро-лик
Инструмен-ты, приспо-собления для работы с кожей
ПТБ работы с инструмен-тами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Практичес- кая работа |
Определение дескрипторов 1. Знать историю возникновения кожевенного ремесла 2. Уметь правильно определять вид кожи 3. Уметь правильно подбирать инструменты для работы 4. Уметь подготавливать кожу к обработке 5. Знать правила безопасной работы с ножницами, иглами
Инструктивно-рецептивный метод
Самостоятельно-практическая работа
· При работе с какими инструментами нужно быть внимательными? · Как правильно расположить инструменты при работе?
Практическая работа 1. Выполнение лабораторной работы 2. Правильный подбор материалов и инструментов 3. Подготовка кожи к обработке
Лабораторная работа Текущий инструктаж Кожу вырабатывают на кожевенных заводах из шкур животных (кожный покров животных). Она имеет 3 слоя – наружный, средний (дерма) и внутренний. Наружный (покровный) слой шкуры тонкий по толщине, покрыт волосами. Средний слой (дерма) – самый плотный и толстый. Внутренний слой шкуры называется клетчаткой. Он занимает третью часть толщины шкуры. Кожу вырабатывают из среднего слоя шкуры, всё остальное при выработке кожи удаляют и называют её кожевенным сырьём. Лабораторная работа:
· из каких слоёв состоит шкура животного? · из какого слоя шкуры животного вырабатывают кожу?
ПОДГОТОВКА КОЖИ К ОБРАБОТКЕ Метод «Обратная связь» Ориентировка в задании 1. Анализ образца Посмотрите на образец:
Прием «Рассуждаем вместе»
Ход выполнения работы (технологическая карта) Прежде чем начать работу, давайте определим порядок выполнения.
- выполнить задание по
инструкционной карте
2. Составление плана. · С чего начнете работу? · Что будете делать потом? · Что дальше?
3. Оценка работы над изготовлением образца (критерии для самоанализа) 1. Лабораторная работа выполнена правильно 2. Самостоятельность в работе 3. Различает разные виды кожи 4. Качественное выполнение работы 5. Участвует в обсуждении работы Во время выполнения практической работы учитель внимательно следит за действиями учащихся, поправляет их, если работа выполняется неправильно, следит за позой учащихся, помогает по необходимости.
Практические задания по группам 1-2 типологическая группа 1. Выполнить лабораторную работу 2. Определить вид кожи 3. Подготовить старую кожу к обработке
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПОДГОТОВКА КОЖИ К ОБРАБОТКЕ
1. Подобрать бывшие в употреблении изделия (сапоги, сумки, куртки и др.). 2. Выпороть молнии, отрезать пуговицы и т.д. 3. Головку сапог осторожно отрезать (ножницами или сапожным ножом), соблюдая правила безопасной работы. 4. Распороть или разрезать соединительные швы (по необходимости). 5. Отсортировать полученные детали по размеру, окраске и качеству. Сложить их в пакекты. 6. Выполнить реставрацию и подготовить кожу к работе.
3 типологическая группа
1. Выполнить лабораторную работу 2. Определить вид кожи 7. |
Выполне-ние лабора-торной работы
Анализ образца
Совместное составле-ние плана работы
Конкретизация плана работы
Проверка знаний ПТБ
Учащиеся выполняют объем работы соотноси-тельно своей типологич группы
Работа по Инструкци-онной карте |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление |
Словесный отчёт о работе Приём «Рассуждаем вместе»
Вопросы: 1. Можно ли использовать бывшую в употреблении кожу? Такую кожу можно использовать для изготовления различных изделий, предварительно подвергнув её определённой обработке. 2. Что нужно сделать с изношенным изделием? Сначала нужно их распороть и отсортировать. 3. Как определить лицевую и изнаночную сторону кожи? Лицевая поверхность кожаных изделий гладкая и блестящая. Изнаночная сторона имеет рыхлую и волокнистую поверхность. 4. Как называется изнаночная сторона кожи? Изнаночная сторона кожи называется «бахтарма». 5. Как называют лицевую сторону кожи? Лицевую сторону кожи кожевенники называют «лицо». 6. Можно ли стирать кожу? Кожу стирать нельзя, потому что вымываются жирующие вещества, которые вводят в кожу после дубления. 7. Что ещё может произойти с кожей при стирке? Кожа «сядет» и покоробится. 8. Чем мыли кожу в быту? Мыть загрязнённую кожу можно тёплым некипяченым молоком. 9. Чем отличается замша? Замшу можно стирать мылом и порошком. 10. Как чистят замшу? Замшу можно чистить тёплым молоком м добавлением питьевой соды – 1 ч.л на стакан молока.
1-2 типологическая группа КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Основные виды кожи (по описанию)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Основные виды кожи (по картинке)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Вид кожи (сторона)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Вид кожи (по картинке)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Д о п и ш и Кожа имеет лицевую сторону
Изнаночная сторона кожи называется
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Как называется сторона кожи
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи цифрой Название инструментов
3 типологическая группа
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Основные виды кожи (по картинке)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Вид кожи (сторона)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Вид кожи (сторона)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Как называется сторона кожи
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелками Виды режущих инструментов
Задания повышенной сложности КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Основные виды кожи (по описанию)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Приёмы художественной обработки кожи
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Работа по карточкам-заданиям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Индивидуальная работа |
Словесный отчет о работе Метод «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д., и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. 1. Как называли мастеров по выделке кожи? Мастеров по выделке кожи кожи называли кожевенниками. 2. Какие изделия изготавливали из кожи? Из кожи изготавливали обувь и одежду, пергамент, на котором писали в старину книги. 3. Назовите главные качества кожи. Кожа – прочная, практичная, элегантная, пластичная. 4. Назовите основные виды кож. Чепрак, сафьян, велюр, замша 5. Назови основные приёмы художественной обработки кожи. Тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия 6. Какие изделия шьют из кожи? Из кожи шьют верхнюю одежду, юбки, куртки, пиджаки, сумки, портфели, ремни, перчатки. 7. Что можно сделать с изделиями из кожи, пришедшими в негодность или устаревшими? Такие вещи можно использовать в быту и для изготовления новых изделий. 8. Как используются вещи, «отжившие» свой век? Из кусочков кожи можно наложить заплаты, сделать кожаные пуговицы, использовать для изготовления различных поделок. 9. Что такое замша? Замша – это ворсовая кожа с бархатистой поверхностью. 10. Каковы качества замши? Замша мягкая, тонкая, ворсистая, удобная в использовании. 11. В чём особенность замши? Замша при обтирке стеклянных поверхностей не оставляет волокон.
По окончании работы: · демонстрация учащимися своих заданий · самооценка метод «Рефлексия по кругу» · взаимооценка метод «Большой палец» Метод «Таблица ЗУХ» · Заполнение таблицы ЗУХ
Цель: определить уровень полезности полученной информации, необходимой для успешности в достижении целей урока |
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
Заполнение таблицы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт-минутка |
«Упражнения» (на выбор)
• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох. • Задержите дыхание на четыре секунды. • Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох. • Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните. • Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее.
• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.
• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело. • Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Также повторите упражнение несколько раз. Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
|
Все учащиеся выполняют упражнения на релакса-цию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов занятия |
Анализ деятельности учащихся
Беседа:
Анализ выполненной работы учащимися:
вопросы, словесного отчёта
Оценка работы:
Критерии оценивания: · продуктивность деятельности оценивается по степени аккуратности Уровни оценивания: · низкий - в работе преобладают явные погрешности, неаккуратность; · средний - работа выполнена аккуратно с несущественными погрешностями; · высокий - работы аккуратные. Домашнее задание
Рефлексия метод «Светофор» Учитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях. Зеленый цвет: цели достигнуты, уверенно движутся вперед. Желтый цвет: частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью. Красный цвет: цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя.
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоятельно, 3 группы – с помощью учителя
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Уборка рабочих мест и помещения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.