Выбор профессии определяет всю дальнейшую жизнь человека, поэтому к этому выбору нужно относиться очень серьезно.
Профессию нужно выбирать по душе, в соответствии со своими наклонностями и способностями.
Если выбрать профессию, к которой у человека нет способностей, то у него мало что будет получаться на работе. Чтобы достигнуть результата, ему придется трудиться намного больше, чем тому человеку, который выбрал профессию, к которой у него есть призвание.
Поэтому, к концу обучения в школе надо хорошо задуматься, а кем бы ты хотел стать в будущем.
Будущая профессия должна приносить не только средство для существования, но и радость от той работы, которую ты ежедневно выполняешь.
Если выбрать профессию по душе, можно многого добиться в жизни и много пользы принести людям.
От профессии также зависит и то, какое положение человек занимает в обществе.
Несмотря на то, что все профессии уважаемы и почетны, человек все же общается с людьми, близкими ему по духу и по образованию. У людей близких профессий много общих интересов, им есть о чем поговорить, поспорить.
Поэтому, к выбору своей будущей профессии нужно отнестись очень серьезно.
Цель: понять, что такое «профессия», помочь определиться с выбором жизненного пути.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятию «Профессия».
Ознакомить с классификацией профессий.
Изучить ошибки и факторы при выборе профессии.
Определить роль профессии в жизни человека.
Выделить основные типы профессии.
Узнать у выпускников школы как они определились с выбором профессии с помощью «Анкеты-опроса».
Объект исследования: выбор профессии
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Метод: изучение, анализ, обобщение, систематизация, анкетирование.
Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Проблемой является то, что в настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность.
В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий. Найти что-то подходящее, что будет нравиться всю жизнь, бывает очень трудно. Ведь от этого будет зависеть как выбор экзаменов, так и поступление в ВУЗ на определѐнную специальность.
Именно в этом периоде жизни старшеклассника процесс определения профессии является одним из основных выборов, на основании которого строится будущее, поэтому мы должны очень серьезно отнестись к этому.
Актуальность: то, чем человек будет заниматься в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускникам школы.
Кроме специфики предмета труда есть и еще одна сторона профессиональной деятельности, значимо влияющая на образ жизни работника. Речь о том, что профессия часто влияет на положение человека в социальной структуре общества. Социологи установили, что общество, в котором мы живем, не однородно.
Всех людей, живущих в государстве, можно примерно разделить на некоторые группы или «слои», которые отличаются по своему образу жизни. Я условно представил эти социальные «слои» на рисунке в виде многоэтажного дома. Рассмотрим его подробнее.
В этом доме есть «подвал».
В нем «обитают» бомжи, тунеядцы и другие люди, по каким-то причинам не желающие работать. В эту группу не входят люди с ограниченными возможностями здоровья и те, кто временно остался без работы. Для такого существования не нужно какое-то образование. Некоторых обитателей этой социальной группы вполне устраивает их «абсолютная свобода», почти полная независимость в выборе своих поступков и действий, предоставленность самим себе. Это они и считают основной и самой привлекательной стороной своего образа жизни.
На «первом этаже» «располагаются» неквалифицированные рабочие и младший обслуживающий персонал — уборщицы, посудомойки, санитары, дворники, расклейщики объявлений, продавцы газет в метро и др. Для работы в этих профессиях, как правило, не требуется какое-то специальное образования, бывает вполне достаточно общего среднего, а то и вовсе начального. Зарплата у них тоже относительно, заставляя многих из них «крутиться», искать возможности для дополнительного заработка. Это доставляет беспокойство, порождает неуверенность в завтрашнем дне. В то же время, вакансий довольно много, и работники без особых проблем могут переходить с места на место, выбирать работу поближе к дому, с более лояльным начальником и т. д.
«Второй этаж» «заселен» квалифицированными рабочими — это слесари, монтажники, станочники, маляры, водители, печатники, воспитатели детских садов и многие-многие другие, для работы им уже недостаточно школьного образования — для получения профессии необходимо закончить колледж. Большинство «жителей» этого «этажа» могут обеспечить себе приемлемый уровень существования без поиска дополнительных заработков, поэтому, как правило, их жизнь размеренна, предсказуема, создает минимум перемен и потрясений, обладает определенным авторитетом и достоинством, поскольку именно эти люди создают основную массу материальных ценностей, которыми мы все пользуемся.
На «третьем этаже» «проживают» люди с высшим образованием. Раньше их принято было называть «интеллигенцией». Это офисные работники, менеджеры, учителя, врачи, инженеры, ученые, экономисты, ветеринары, младший и средний офицерский состав, мелкие чиновники, неизвестные и не очень известные артисты и др. Неплохой интеллектуальный уровень этих людей позволяет большинству из них не только выполнять свои профессиональные обязанности, но также замечать и понимать закономерности процессов, происходящих в обществе. Их труднее, чем «жителей» предыдущих «этажей» сбить с толку пропагандой, навязать какую-то точку зрения, спрятать от них социальные проблемы. То, что они замечают, вызывает у них беспокойство. Поэтому «жители» именно этого «этажа» больше участвуют в общественной жизни, вступают в партии и общественные организации, включаются в массовые мероприятия, работают в благотворительных организациях. Нередко этим людям свойственны ответственность за страну, служение гуманистическим идеям и ценностям, патриотизм, а иногда и радикализм, что и определяет их образ жизни.
«Четвертый этаж» можно условно назвать местом пребывания «подросших» (в карьерном смысле) «жителей» «третьего этажа». Это руководители мелких и средних государственных и частных предприятий и организаций (директора школ, домов культуры, магазинов, кафе, служб быта и др.), средние предприниматели, известные и популярные журналисты, писатели, телеведущие, известные артисты, музыканты, спортсмены и др. То есть это люди, не только имеющие высшее образование, но получившие еще и какое-то дополнительное специальное образование (экономическое, управленческое, юридическое, языковое и др.У «жителей» этого «этажа», как правило, очень мало свободного времени. Они слишком вовлечены в свою работу, увлечены ею, не могут себе позволить на время «выйти из потока». Это и определяет их перегруженный событиями, но довольно увлекательный образ жизни. К сожалению, такой образ жизни несет и заметные риски: частые и мощные стрессы могут подорвать здоровье или толкнуть на поиск способов «переключиться» и расслабиться, включая разгульные вечеринки, злоупотребление алкоголем, азартные игры и др.
На «пятом этаже» «размещаются»: директорский корпус крупнейших предприятий, творческая элита, депутаты, крупные предприниматели и военачальники. Образовательная подготовка часто включает два, а то и три вуза, многие имеют ученые степени. В образе жизни этих людей трудно отделить профессиональную деятельность и личную жизнь. Они представляют собой людей, обладающих значительной властью, которую трудно выпустить из рук (на самом деле, конечно, правильнее сказать «из головы») на какое-то время. Обладать властью считается престижным и привлекательным, поэтому «жители» этого «этажа» обычно довольны своей жизнью.
Наконец, шестой этаж занимают президент страны, его ближайшее окружение, председатель правительства, министры, ведущие политические деятели, олигархи. Их доходы составляют миллионы рублей, знания должны быть поистине энциклопедическими, а способности — развитыми до степени талантов, чтобы удержаться на занимаемом уровне. Образ жизни полностью совпадает с работой, хотя работой эту деятельность уже как-то и не принято называть. Уровень ответственности и уровень стресса максимальный. Любопытно отметить, что между «этажами» существует «парадная лестница». Желающие перейти на более высокий этаж могут ей воспользоваться.
Суть этой «лестницы» — реальное образование. Чтобы переместиться этажом выше, а главное, потом на этом этаже удержаться, нужно приобрести необходимое и достаточное количество знаний, навыков, опыта.
Некоторые могут воспользоваться еще одной — «служебной лестницей». Имеется в виду возможность «выслужиться», то есть вступить в партию, профсоюз, общественную организацию, работать в ней, становиться одним из лидеров и тем самым двигаться вверх по «этажам». Однако, и в этом случае все равно потребуется постоянно развивать свое образование, причем реальное, а не «бумажное».
Кому-то может повезти, и он сможет воспользоваться «лифтом», то есть быстро подняться на какой-то «этаж», воспользовавшись родственными или дружескими связями. Проблема в том, что удержаться потом на «этаже», не обладая необходимыми знаниями и навыками, будет очень непросто. Придется фактически «сесть на шею» к своему «благодетелю», оказавшись в полной от него зависимости.
Таким образом, видим, что выбор профессии — это не просто выбор дела, которому предстоит посвятить значительное время жизни, но и нечто большее. Молодые люди могут произвольно выбрать себе предмет деятельности, только придется учесть и те качества, которые неизбежно потребуются и будут действовать во всей последующей жизни. Смогут выбрать они и «этаж» по душе, но придется не забывать про «лестницу», по которой нужно будет пройти, и про силы, которые для этого потребуются. Более зрелым «соискателям» своего места в жизни стоит подумать, как лучше использовать свои сильные качества, сформированные профессией, а также решить нравятся ли им те риски, с которыми придется столкнуться на «верхних этажах», и готовы ли они встретиться с ними?
2.Роль и выбор профессии в жизни человека
У каждого из нас в жизни наступает время выбора профессии. От того, правильным будет этот выбор или же нет, во многом зависит дальнейшая судьба человека. Кто-то уже в детстве четко знает, кем он станет, когда вырастет, и решительно идет к своей цели.
Мне хочется рассмотреть несколько важнейших ориентиров при выборе профессии.
Во-первых, профессия должна приносить удовлетворение или даже удовольствие от выбранного дела.
В качестве второго фактора я бы отметил оценку собственных возможностей в получении новых компетенций, то есть новых знаний и навыков.
В-третьих, что очевидно, работа должна приносить доход.
И,самое важное,необходимо убедиться, что выбранная профессия будет востребована на рынке труда через 5 лет (чтобы не искать свое место десятилетиями).
Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей.
Как и где освоить профессию? На сегодняшний день существует масса способов профессиональной подготовки. Профессиональной подготовкой квалифицированных кадров в стране могут заниматься только образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования: СУЗы (училища, колледжи, техникумы) и ВУЗы. Освоить профессию можно в разных форматах: очно (посещая все занятия в ВУЗе, при этом совмещать учебу и работу законно невозможно), заочно (посещая учебный центр во время сессии и аттестации), дистанционно (это относительно новая версия профподготовки, когда обучение возможно в любом удобном месте с помощью подключения к сети Интернет)
3.Критерии выбора профессии
Чтобы сделать правильный выбор профессии, нужно ориентироваться на несколько критериев:
1. Степень сложности освоения. Не стоит выбирать специальность, на которой будет трудно учиться.
2. Возможности для поступления. Есть разные учебные заведения, курсы и программы для освоения будущей профессии. Рассмотрите все варианты и выберите самый удобный.
3. Востребованность профессии. Подумайте, легко ли будет найти работу, когда отучитесь, будут ли нужны такие специалисты?
4. Перспективы профессии. В мире все быстро меняется. Будет специальность востребована через пять, десять или двадцать лет? Если хотите сделать выбор на всю жизнь, обязательно учтите этот критерий.
5. Заработная плата.
6. Перспективы карьерного роста.
7. Престиж. Влияние на выбор профессии оказывает и степень ее престижа и популярности в обществе.
8. Условия труда. Бывают профессии, связанные с риском для жизни или опасностью для здоровья, либо предусматривающие работу в тяжелых условиях. Готовы ли вы к этому?
9. Возможности для самореализации, раскрытия потенциала.
10. Социальная значимость.
4.Ошибки в выборе профессии.
1. Недостаток знаний о себе. Затрудняет или делает случайным, необоснованным профессиональный выбор. В ситуации выбора профессии нам надо знать свои интересы и склонности, способности и возможности. Очень важно правильно оценивать состояние своего здоровья.
2. Незнание мира профессий. Слабая информированность о мире профессий ведет к тому, что у человека может сложиться искаженный образ себя в какой-либо профессии. 3.
3. Представления о какой-либо профессии оказываются устаревшими. В современном мире быстро меняются технологии, а значит меняется характер и условия труда.
4. Выбор профессии " за компанию».
5. Выбор престижной профессии. Такой выбор может идти вразрез с вашими истинными потребностями в самореализации.
5.Интересы и склонности
Мы стараемся побольше узнать о том, что нам нравится, а значит наша познавательная активность повышается. Как правило, интересы означают «хочу знать». Если интерес к чему-то развивается и нам хочется не только что-то знать об интересующем предмете или явлении, но и делать самому из того что интересно, тогда говорят о склонности к какой-либо деятельности. Склонности — это «хочу делать»
Нам наверняка знакомы люди, которых интересует музыка или живопись. Они с удовольствием ходят на выставки или концерты, покупают альбомы по искусству или музыкальные альбомы, однако сами не стремятся научиться играть на музыкальном инструменте, петь или рисовать. В таких случаях говорят об избирательном интересе, а не о склонности.
6.Факторы, которые обусловливают выбор человека той или иной профессии:
1. Наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие.
2. Наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности.
3. Наличие предпочтений: мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником
4. Одобрение близкими. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
5. Одобрение сверстниками.
6. Знания о профессии.
7. Потребности общества.
7.Классификация и типы профессий.
1. Профессии можно разделить на две группы:
по характеру тру¬да (физического и умственного, или исполнительского (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма¬шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу¬ют высшего образования.
и творческого (они требу¬ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).
по уровню жестко¬сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).
по отраслям хозяйства (на¬пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).
2. Профессии различаются так же по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:
а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни¬ка, получаемой в системе среднего специального образова¬ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про¬давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо¬чий, грузчик).
Профессии разделяются по типам— группа профессий, сходных по предмету труда.
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.
В соответствии с предметом труда выделяется пять типов профессий.
• «Человек – природа». В этот класс входят все профессии, в которых человек каким - либо образом взаимодействует с природой. Сюда относятся ветеринары, биологи, кинологи и все те, чьим предметом труда являются объекты живой и не живой природы. Профессии этого класса имеют огромное значение и взаимосвязаны с медициной, сельским хозяйством, биологическими исследованиями.
• «Человек – техника». Сюда следует отнести все профессии, которые связаны с различной техникой, машинами, электронными устройствами. В качестве предмета труда в этой группе будет выступать неживой объект. Сюда относятся такие профессии, как механик, слесарь, электрик и различные другие.
• «Человек – человек». У этой категории профессий в качестве предмета труда выступает человек, и вся работа у специалистов направлена на взаимодействие с ним. Сюда можно отнести такие специальности, как врач, учитель, воспитатель, юрист.
• «Человек – система знаков». В этой категории предметом труда выступают различные знаки и шифры. Сюда можно отнести программистов, лингвистов, переводчиков. В основе деятельности специалистов различных профессий этого типа лежит работа с числами, обработкой информации, кодированием текстов
• «Человек – художественный образ». К этой категории относятся такие профессии, как актер, художник, дизайнер, музыкант. Они включают в себя такую деятельность, в основе которой лежит наличие творческого, нестандартного мышления.
8.Другие классификации
1.Женские профессии – характерны чаще для женщин, хотя мужчины также могут проявить себя в них;
• Дизайнер. Специалист, который делает жизнь вокруг красивее и удобнее.
• Врач.
• Специалист по уходу. Уход за детьми, пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностям.
• Педагог.
• Стюардесса.
• Стилист.
• Маркетолог. Сотрудник компании, который выстраивает стратегию продвижения товаров и услуг.
2. Мужские профессии – наиболее характерные специальности для мужчин;
• Специалист IT-сферы. (веб-дизайнер, системный администратор, программист, специалист по рекламе.
• Банковский работник.
• Адвокат, юрисконсульт.
• Маркетолог, специалист по рекламе.
• Архитектор.Профессия, идеально подходящая для творческих личностей и людям с техническим складом ума – архитектор.
• Предприниматель, организатор собственного бизнеса.
• Финансовый консультант, специалист по инвестированию.
• Врач.
3.Вредные профессии – способны нанести вред здоровью больше, чем любые другие;
• сотрудники, работающие в горной местности;
• лица, большую часть времени работающие под землей;
• трудящиеся с рудой и подобными ископаемыми;
• люди из сферы металлургического производства;
• работники, имеющие отношение к обработке и добыванию угля;
• люди из металлургической сферы;
• лица, занятые работой со ртутными веществами, химическим производством, а также боеприпасами и другими взрывчатыми веществами;
• граждане, занятые добычей, переработкой газа, нефти, сланца и угля;
4.Востребованные профессии – наиболее необходимые на определенном этапе;
• разработчики, в том числе мобильных приложений;
• облачные архитекторы;
• системные аналитики;
• специалисты в области искусственного интеллекта;
• веб-дизайнеры;
• тестировщики;
• системные администраторы;
5.Высокооплачиваемые профессии – имеющие наибольшую оплату за труд;
• Врачи.
• Финансовые менеджеры и аналитики.
• Инженеры-нефтяники.
• Гражданские пилоты.
• Учителя английского языка.
• IT-специалисты.
• Фармацевты.
6. Современные профессии – недавно возникшие специальности;
• Байер – дословно «закупщик», человек, отвечающий за формирование ассортимента магазина.
• Бариста –это специалист, который варит кофе на эспрессо-машине.
• Бастер – юрист, специализирующийся на разрешении трудовых конфликтов со стороны работодателя.
• Клиент инкогнито. «Таинственный покупатель».
• Лайф-коуч –гибрид психотерапевта и ведущего психотренинга
• Проблогер. Профессиональный блогер.
• Хостес. Означает «хозяйка» ресторана, гостиницы.
7.Редкие профессии – встречающиеся лишь в определенных областях;
• Флейворист — специалист по запахам.
• Шопер — консультант по стилю, помогает выбирать предметы гардероба, умеет сочетать цвета и фасоны.
• Трамбовщик — помогает людям войти в переполненный вагон метро. Арборист – знает все о заболеваниях деревьев.
• Геронтолог – врач, занимающийся лечением, профилактикой здоровья и продлением жизни людей пожилого и старческого возраста.
• IT-евангелист — специалист, который занимается пропагандой (проповедью) в сфере информационных технологий.
8. Опасные профессии – способные нанести вред здоровью и жизни;
• Шахтер ,Сапер .
• Лесоруб , пожарный,
• Электрик/монтажник ...
• Полицейский,
• Рыбак ...
• Пилот .
9.Исчезнувшие профессии – не существующие в настоящее время.
Человек-будильник.Тапёр в кинотеатре.Водонос. Машинистка. Фонарщик. Извозчик. Телефонистка. Лектор на фабрике.Тряпичник. Развозчик льда. Пинсеттер. Человек-компьютер. Сборщик пиявок. Лифтер.
9.Возможности личности в профессиональной деятельности
Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые профессиональные требования. Их необходимо знать, усваивать и выполнять, чтобы стать профессионалом высокого класса. Если особенности личности позволяют успешно овладеть профессиональными навыками, а сам труд приносит моральное удовлетворение человеку, то это гармоничный профессиональный выбор.
Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека самым тесным образом.
Заболевания могут помешать профессиональной деятельности, или особенности профессии могут плохо повлиять на физиологические процессы.
Заболевания нервной системы, органов слуха — это ограничения при выборе тех профессий, которые сопровождаются шумом или вибрацией. Начав работу или обучение, мы можем столкнуться и с другими воздействиями на организм. Это могут быть промышленная пыль, токсические вещества, ионизируещее облучение, сильное электромагнитное поле, высокие требования к физической выносливости, необходимость длительного пребывания на ногах или высокая нагрузка на зрение.
10. СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
1. Выбор профессии «за компанию».
2. Подчинено давлению родителей или других родственников.
3. Увлечение только внешней стороной профессии.
4. Перенос отношения к человеку –личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
5. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
6. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
7. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
8. Недостаточное знание профессии.
9. Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
10. Определиться в своих интересах;
11. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
Выбирая профессию, важно определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе, получить информацию об интересующих профессиях, перспективах развития профессий, узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность, выяснить возможности трудоустройства, проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
1211.Анкетирование.
1.Определился ли ты с выбором профессии?
а) Да
б) Нет
2.Что является наиболее важным в выборе профессии?
а) Зарплата
б) Карьерный рост
в) Престиж профессии
г) Самореализация
3.Что или кто влияет на выбор твоей будущей профессии?
а) Школа
б) Интернет
в) Родители
г) Друзья
4.В какой области ты видишь свою будущую профессию?
а) Гуманитарные науки (журналистика, педагогика, психология)
б) Искусство (театр, музыка)
в) Естественные науки (биология, медицина, математика)
г) Технические (информатика, архитектура)
5.Готовишься ли ты к своей будущей профессии?
а) Да, подготавливаюсь в процессе учёбы
б) Частично
в) Нет
6.Что тебе больше нравится?
а) Создавать что-то новое
б) Управлять людьми
в) Советовать, консультировать
г) Слушать советы других
7.Что по твоему мнению, является основным в выборе профессии и успеха в жизни?
а) Трудолюбие
б) Наличие связей
в) Образование
г) Престиж профессии
Я задавал вопросы учащимся 9 класса нашей школы:
«Определились ли они с выбором будущей профессии?»Как оказалось, уже определились 83% учащихся, а 17% - нет. (Рис.1)
По ответу на вопрос, кто повлиял на выбор профессии, можно сделать вывод, что ученики сами принимают решение, куда собираются поступать.
На вопрос, что является основным критерием в выборе профессии - 59% ответили -зарплата, 17% - престиж, 17% - карьерный рост и 7% - самореализация. (Рис.2)
Следует отметить, что зарплата очень важна в трудовой деятельности работника, она увеличивает эффективность работы, увеличению зарплаты так же способствует карьерный рост.
Так же по ответу о влиянии на выбор профессии мы видим, что почти в равной степени мы ориентируемся на мнение родителей (42%) и школы (38%). (Рис.3)
На вопрос готовности к будущей профессии, большинство ответило положительно (70%) , это говорит о том, что учащиеся скорее всего определились, но перед ними все еще стоит выбор профессий. (Рис.5)
По ответам на вопрос, в какой области учащиеся планируют выбирать профессию, мы видим, что большинство остановило свой выбор на естественных науках (47%) , далее идут гуманитарные (29%) , технические (17%) и искусство (7%). (Рис.4)
Анализируя ответы на шестой вопрос, ученикaм, которым нрaвится упрaвлять, руководить я предложил бы тaкие профессии, кaк IT-специaлист, упрaвляющий, директор компании, заведующий, тем, кому по душе зaботиться о ком-то, ухаживать, подойдут тaкие профессии, как социaльный рaботник, воспитатель, врач, творческим личностям, кому нравится создавать, придумывать что-то новое, подойдут такие профессии, как архитектор, дизайнер, художник, хореограф, тем, кому нрaвится рaссуждaть, дaвaть советы и помогать в решении проблем,больше всего подойдет профессия психолога, ну а тем, кто не боится рисковать, подойдут такие профессии, как пожарный, спасатель, полицейский. (Рис.6)
При ответе на последний вопрос, лидирующие позиции занимают трудолюбие (45%) и образование (39%) . Именно благодаря трудолюбию человек получает образование и достигает вершин в карьере и жизни. (Рис.7)
Таким образом, по результaтaм данного тестировaния можно сделaть вывод, что профессия должнa отвечaть интересaм человекa, но в основе выбора профессии должно лежать то, нaсколько человек отвечaет требовaниям профессии по своим индивидуaльно-психологическим кaчествaм. Уже с нaчaльной школы мы понимaем вaжность проблемы, именно поэтому проводятся рaзличные творческие рaботы, опросы, беседы, которые определяют личностные кaчествa и жизненные ориентиры ребёнкa.
12.Вывод.
В ходе своего исследования я пришел к следующим выводам:
Профессия требуюет специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Выбор профессии надо начинать осуществлять за несколько лет до поступления в профессиональное учебное заведение, так как у школьника будет возможность попробовать себя в интересующих сферах деятельности в качестве волонтера, во время летнего трудоустройства. Также основы выбора профессии закладываются, когда ребенок отдает предпочтение различным кружкам, спортивным секциям, факультативным занятиям.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора человеком профессии в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного, целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное — личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации, люди чувствуют себя хорошо, если занимаются делом, которое им по душе и соответствует их способностям. Значит, каждому человеку очень важно найти свое место в трудовой жизни, используя личные качества, способности, ценности, ориентации. Выбирая профессию, каждый молодой человек или девушка должны осознавать, что они проектируют не только свою судьбу, но и формируют общество, его экономику.
В ходе работы над проектом я выполнил все поставленные задачи. Цель проекта достигнута.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.