Выступление на ШМО учителей технологии "Формы и методы ознакомительной профориентационной работы"
Оценка 4.8

Выступление на ШМО учителей технологии "Формы и методы ознакомительной профориентационной работы"

Оценка 4.8
docx
02.03.2024
Выступление на ШМО учителей технологии "Формы и методы ознакомительной профориентационной работы"
Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.docx

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 
 администрации Сергиево-Посадского 
  городского округа Московской области
   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
      «Средняя общеобразовательная школа №28»

 

 

 

 

 

Тема выступления на ШМО:

"Формы и методы ознакомительной профориентационной работы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил учитель технологии:

Коваль О.М.

 

 

Основными методами ознакомительной профориентационной работы являются:

ü   урок в учебных мастерских (на производственных комбинатах) с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией в ходе урока или лабораторно-практического занятия;

профориентационный урок имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют различные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограмм, отчётов о профориентационных мероприятиях.

ü   рассказ используют для сообщения данных о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, о психофизиологических качествах личности в данной профессии и др..

ü   объяснения используют для сообщения особенностей различного рода трудовой деятельности, правила выбора профессии и т. д. При этом вводятся новые понятия и термины (профессия, профессиограмма т.п.), демонстрируются учебные таблицы, схемы, диаграммы.

Рассказ и объяснения должны быть достоверными, чёткими и доказательными, а изложение материала - коротким, но эмоциональным, логично построенным.

ü   профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логически связана с учебным материалом и подготовлена заранее. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учащихся, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной окраски беседе добавляют цитирование известных учёных, изобретателей, писателей, соответствующие теме беседы, применение наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна соответствовать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих учащихся.

ü   наглядные методы профориентации - демонстрация изучаемых объектов, может служить не только подтверждением изложенного материала, но и источником знаний (например, наблюдение за трудом рабочих во время экскурсии). Здесь возможны несколько видов демонстрации:

·       натуральные объекты (изделия, выполненные учащимися и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы;

·       изображения объектов (картины, плакаты, диапозитивы, фильмы и т.д.);

·       приёмы работы при лабораторно-практических занятиях.

 

ü   просмотр и обсуждение художественных фильмов, телепередач профориентационного содержания. Прежде преподаватель должен сам посмотреть фильм (передачу), оценить их содержание, познавательное и воспитательное значение для молодежи, определить, какая подготовительная работа с учащимися должна быть проведена. Такие коллективные просмотры и обсуждения передач и фильмов учат молодежь правильно понимать их содержание, способствуют развитию профессионального интереса и т.д.. Перед просмотром надо поговорить с детьми, поставить перед ними вопросы, на которые они должны найти ответы, познакомить с некоторыми героями.

ü   профессиографические экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения. Профессиографическая экскурсия как форма профориентационной работы даёт возможность молодежи непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Эффективность экскурсии зависит, в частности, от целесообразного выбора места, времени, формы её проведения в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Если не придерживаться этих требований, то у учащихся может нарушаться процесс формирования положительных мотивов выбора профессии, могут накапливаться ошибочные представления об определённых видах деятельности и, соответственно, составить негативное представление о них.

Целесообразно проводить экскурсии по определенному плану:

·               определения цели и задач экскурсии;

·               подготовка к экскурсии: выбор объекта, определение профессий, на которые следует обратить внимание, подбор экскурсовода, разработка содержания беседы о содержании деятельности предприятия, подготовка учащихся к экскурсии;

·               ход экскурсии: беседа об истории предприятия, рассказ о профессии и т.д.;

·               подведение итогов экскурсии: составление письменных отчётов, обсуждение экскурсии, выставки и др.. Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч со специалистами и др.).

 

ü   профессиографические встречи со специалистами различных отраслей направлены на формирование положительных установок, на восприятие профессиографического материала с целью его анализа и обобщения. Успех в проведении встреч со специалистами различных отраслей зависит от предварительной подготовки, в процессе которой нужно поговорить со специалистом, уточнить план беседы, а также от самого специалиста, проводящего встречу. Он должен хорошо знать свою профессию, иметь навыки общения с большой аудиторией. Более эффективны не отдельные встречи, а их регулярные циклы, рассчитанные на поэтапное и последовательное ознакомление учащихся с определенными группами профессий и специальностей.

ü   участие в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.

ü   тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы имеют познавательное и воспитательное значение, развивают профессиональные интересы учащихся и играют активизирующую роль.

Таким образом, эффективность форм и методов профессиональной ориентации зависит от их применения. Более эффективными являются те формы и методы, которые создают условия для активного восприятия, практического усвоения и эмоционального переживания разного рода информации (клубные объединения, видеолектории, массовые мероприятия и т.д.). Недостатком таких методов профориентационной работы можно считать их долговечность.


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации

Основными методами ознакомительной профориентационной работы являются: ü урок в учебных мастерских (на производственных комбинатах) с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией в…

Основными методами ознакомительной профориентационной работы являются: ü урок в учебных мастерских (на производственных комбинатах) с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией в…

Здесь возможны несколько видов демонстрации: · натуральные объекты (изделия, выполненные учащимися и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы; · изображения объектов (картины, плакаты, диапозитивы, фильмы и…

Здесь возможны несколько видов демонстрации: · натуральные объекты (изделия, выполненные учащимися и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы; · изображения объектов (картины, плакаты, диапозитивы, фильмы и…

Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч со специалистами и др

Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч со специалистами и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024