Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.
Иконка файла материала Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.doc
Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору   профессии.   На     основе   общей   стратегической   цели   и   главных   задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение   учащихся   определёнными   знаниями   ,   формирование   умений   и   навыков   , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.  В зависимости  от  степени   воспитанности  учеников   их  цели   могут  быть направлены на решение близких   и более отдалённых , как социально значимых , так и личных   целей.   Деятельность,   ограниченная   постановкой   и   реализацией   эгоистических целей   ,   приобретает   потребительский   характер   ,   а   не   созидательный   ,   тем   самым ограничивая развитие полноценной личности. Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе  профориентации.  Продукт деятельности  педагога  воплощается  в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных   потребностях   .   Создание   ценностей   предметного   и   идеального   характера   , осознание собственного роста   (   интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат  деятельности ребенка. Продукт   деятельности   школьников   –   конкретный   выбор   профессии   ,   в   котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе   с   учителем   ,   что   выполняемая   трудовая   подготовка   в   школе     должна   быть   не имитационной  вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно­ полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека   .Об   этом   говорилось   ещё   в   учениях   выдающихся   педагогов   –   мыслителей прошлых столетий. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами   и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего   я   хочу   ?   что   я   могу   ?,   окажет   психодиагностика   –   одно   из   самых   молодых направлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний. 1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом. 2.Взаимное превосходство. Если у вас что­то получается хуже , чем у других ,­ значит, что­ то должно получиться лучше. Ищите. 3.Неизбежность   перемен.   Ни   одно   суждение   о   человеке   не   может   считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что­то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.  «Тест»   по­английски   значит   «короткое   испытание»,   «проба»,   их   применяют   для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам  полководца Гедеона   ,   уставшим   после   изнурительного   перехода   ,   предстояла   тяжелая   битва   с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они­то и составили потом отборный отряд. В   прошлом   веке   английский   учёный   Ф.Гальтон   впервые   использовал   тесты   для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысячтестов   ,   с   помощью   которых   их   авторы   надеялись   выяснить   все   что     угодно   –   от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действитель­ность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой­то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё­таки и не удаётся». Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение  1). По мнению авторов этого теста , совпадающие  результаты тестирования  разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Сочетание   ЛЛЛЛ   соответствует   художественному   типу,   а   ПППП   присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания   в   какой­то   мере   отражают   существующее   многообразие   психологических структур. Предложенная  классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив  на  вопросы  (приложение  2),  пользуясь  одиннадцатибальной     системой   , можно также определить к какому типу относиться ребёнок. Говорить   ,   кто   из   них   умнее   ,   нет   смысла   ,   поскольку   речь   идёт   лишь   о   двух специфических   особенностях   человеческого   восприятия   мира.   Мыслитель   со   слабыми художественными   задатками   вряд   ли   добьётся   успехов   в   науке   .Верно   и   другое:   если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду  написано  быть художником  , если у него на первом  месте этот тип мышления.   Зато   небесполезно   знать   ,   что   подавляющее   большинство   художников   , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут­то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из­за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.