Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.
Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.
Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями.
Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному
выбору профессии. На
основе общей стратегической цели и главных задач
профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели:
вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков ,
раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания ,
нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств
школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть
направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и
личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических
целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым
ограничивая развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в
процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом
облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении ,
духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера ,
осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к
более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором
реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать
вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не
имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно
общественно полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового
человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей
прошлых столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования ,
которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и
возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ?
чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых
направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас чтото получается хуже , чем у других , значит, что
то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать чтото
новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» поанглийски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один
из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца
Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с
маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из
источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не
теряя достоинства , черпали её ладонями. Онито и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для
измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысячтестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от
профессиональной пригодности работника до степени его искренности.
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей –
писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах:
писатели , музыканты ,живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком , сплошь
, сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения.
Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё
какойто временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части
и стараются таким образом оживить , что вполне им всётаки и не удаётся».
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим
признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение 1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей
говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы
совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще
мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные
сочетания в какойто мере отражают существующее многообразие психологических
структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой ,
можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух
специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми
художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое: если
художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить
себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто
человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип
мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников ,
скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тутто учитель и
должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же
обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот,
стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый изза травмы позвоночника
провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей,
сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и
настойчивость ничем не заменить.