Выделение. Мочевыделительная система

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почкиУ человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
Иконка файла материала МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.ppt
Выделение.  Мочевыделительная  система Урок биологии в 8 классе
Какое отношение имеют  эти предметы к теме  нашего урока? ЛОХАНЬ ПИРАМИДА ЧАШКА ПОЧКИ
Сегодня на уроке мы… • Изучим строение и функции органов  мочевыделительной системы. Научимся  узнавать их на рисунке.  • Узнаем,  как образуется моча. Чем  отличается первичная моча от  вторичной.  • Сможем объяснить, почему важно  иметь здоровые почки.
Этапы обмена веществ  Поступление веществ  Внутриклеточный обмен      Из белков  Из жиров и углеводов Соли Н2О Н2О СО2 СО2 Мочевина Выделение продуктов обмена
Выделение веществ за сутки  из организма человека  (по Старлингу и др.) Название  органа Вода Углекис­ лый газ Твердые  вещества Кожа Почки Легкие 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г 1500 г 30 – 50 см3  60 – 65 г 500 г 450 – 500 л Нет
Эволюция выделительной системы животных
Строение  мочевыделительной системы МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН ПОЧКИ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ  ОРГАНЫ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ   МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫ Й КАНАЛ
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из  словарика, рисунок на слайде поможет вам. СЛОВАРИК: объемом, две,  форме, почки, Мочеточники,  поясницы, непарный,  позвоночника, ширина, Масса. ПОЧК И МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕВОЙ  ПУЗЫРЬ МОЧЕИСПУСКА­ ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ   ТЕКСТ:  У человека ? почки. Расположены  они на уровне ?, с обеих сторон ?.  На правую почку «давит» такой  «гигант» как печень, поэтому она  на 1 –1,5 см ниже левой. По ?    почка напоминает боб. Величина ?  – с кулак человека. ? – 150­200 г,  длина – 10­12 см, ? – 5­6 см.  Примерно каждые 7 с из почек  выходит очередная порция мочи,  которая попадает в мочеточники.  ?    ­ трубочки длиной 30 см, 4­7мм  в диаметре. Плавными  движениями мочеточники двигают  мочу к мочевому пузырю.  Мочевой пузырь — ? орган, ?  500­ 700 мл. Он не слишком большой и  не слишком маленький ­ зачем  накапливать лишнюю тяжесть, не  обладающую  полезными качествами?
• У человека две почки.  • Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон  позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант»  как печень, поэтому она на 1 ­1,5 см ниже левой.  • По форме почка напоминает боб.  • Величина почки – с кулак человека.  • Масса – 150­200 г, длина – 10­12 см, ширина – 5­6 см.  Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная  порция мочи, которая попадает в мочеточники. • Мочеточники ­ трубочки длиной 30 см, 4­7 мм в  диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают  мочу к мочевому пузырю.  • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500­700  мл. Он не слишком большой и не слишком маленький ­  зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую  полезными качествами?
Словесные пропорции • Образец: • Орган :   система органов     =      ?    : ткань • Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя  слова­подсказки: трубочки, почки, кожа, моча,  выделение.  (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова) 1. мочевой пузырь : мочевыводящий орган =                              ? : мочеобразующий орган моча 2. легкие : углекислый газ  =   почки  :   ? 3. мочевой пузырь : мускульный мешок  =   почки мочеточники :  ?  трубочки
Строение почки Пирамидки мозгового слоя Мозговой слой Почечная артерия Почечная вена Лоханка Большая почечная чашка Малая почечная чашка Мочеточник  Корковый слой Плотная оболочка
Микростроение почки
Уберите лишнее 1. Извитой каналец 2. Петля 3. Лоханка 4. Собирательная  трубочка 1. Капиллярный  клубочек 2. Мочеточник 3. Извитой каналец 4. Капсула
Какими номерами обозначены  части нефрона: 1 2 3 4 5   • Извитой каналец • Капиллярная  сеть канальца • Почечная  капсула • Собирательная  трубочка  • Капиллярный  клубочек ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3
Работа  нефрона
Куда попадут ненужные  вещества из собирательной  трубочки? Расположите органы  в нужной последовательности. 1. Мочевой пузырь 2. Мочеточники 3. Лоханка 4. Почечные  чашки 5. Мочеиспускательный  канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5
Какой процесс в организме  иллюстрируют эти числа? • 1500 литров • 150 литров ОТВЕТ:  1500 л крови  фильтруется за сутки  через клубочки; 150 л первичной мочи  образуется;  1,5 литра – вторичной.   • 1,5 литра
Сравните состав первичной и  вторичной мочи. Объясните  разницу.
Функции почек Осмыслите  факт:       при нарушении обеих  почек наступает сильное  отравление всего  организма и человек  погибает уже через 5  дней. Объясните:  • а) Какими веществами  отравляется человек с  поврежденными почками,  хотя никакие яды в  организм из окружающей  среды не поступали?  • б) Какие функции  выполняют почки?   Функции почек: 1) выделительная (выводят  избыток воды, солей); 2) защитная      (выведение  токсических  соединений) 3) участвуют в поддержании  гомеостаза. 4) Образуют биологически  активные вещества, 5) Участвуют в регуляции  артериального давления, 6) Стимулируют образование  эритроцитов.
Причины заболевания почек • Осложнение после ангины, гриппа,  скарлатины, кариеса • Восходящие инфекции при несоблюдении  правил гигиены • Переохлаждение (особенно поясничной  части) алкоголь • Переедание; мясо, острые продукты,  • Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь,  компоненты табачного дыма, некоторые  лекарственные препараты и др.)
Сравните анализ мочи здорового  и больного человека Общий анализ мочи Общий анализ мочи Цвет – соломенно­ желтый Глюкоза – отсутствует Белок – отсутствует Эпителий – следы Эритроциты­ 0­3 в поле зрения Лейкоциты – 0­3 в поле зрения Слизь – нет Бактерии – нет Цвет – желтый Глюкоза – отсутствует Белок – следы  Эпителий – следы Эритроциты – 3­6 в поле зрения Лейкоциты  ­ занимают все поле зрения Слизь – есть Бактерии – много Заключение :   Заключение:
Используя знания, полученные на уроке,  объясните содержание стихотворения  Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только  честь, Но наши почки тоже.
Какое отношение имеют  эти предметы к теме  нашего урока? ЛОХАНЬ ПИРАМИДА ЧАШКА ПОЧКИ
Закрепление изученного материала 1. Структурная единица почки называется: А- долька, Б- лоханка, В- нефрон, Г- кора. 2. Образование вторичной мочи происходит: А- в мочевом пузыре, Б- в почечном канальце, В- в капиллярах почки, Г- в почечной вене. 3. В почке человека нефронов содержится: А- 5000, Б- 1000, В- 500000, Г- 1 млн.
4. В состав нефронов не входит: А- капиллярный клубочек, Б- капсула, В- почечная лоханка, Г- почечный каналец. 5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: А- белка, Б- мочевины, В- мочевой кислоты, Г- соли аммония. 6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе? А- почки, Б- печень, В- мочеточники, Г- мочевой пузырь.
Итог урока. Домашнее задание. 1. Изучить § 42 учебника. 2. Рассмотреть рисунки 87-89. 3. В рабочей тетради вопросы 161- 164.
Рефлексия  Рефлексия   Красный  Красный цвет карточки означает,  цвет карточки означает,  что урок очень понравился, во  что урок очень понравился, во  время урока не покидало хорошее  время урока не покидало хорошее  настроение. настроение. Желтый цвет ­ урок прошел  цвет ­ урок прошел  спокойно, незаметно. Ничто в  спокойно, незаметно. Ничто в  уроке особенно не волновало, но  уроке особенно не волновало, но  вы удовлетворены уроком.  вы удовлетворены уроком.  Настроение спокойное, ровное. Настроение спокойное, ровное. Синий цвет ­ чувство полной  цвет ­ чувство полной  неудовлетворенности уроком,  неудовлетворенности уроком,  настроение уныния и горечи. настроение уныния и горечи.  Желтый   Синий
Желаю удачи!