Выпускная квалификационная работа по теме «Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа по теме «Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»

Оценка 5
docx
31.05.2024
Выпускная квалификационная работа по теме «Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»
Тезисы готовые.docx

Тезисы выпускной квалификационной работы

Недиковой Арины Антоновны

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема: «Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»

Руководитель: Ковалева Жанна Александровна

Актуальность: В последнее время значительно распространилось применение метода моделирования во всех областях науки, техники, экономики, производства, он широко используется при решении практических задач в технике и экономике. Поэтому формирование у учащихся умения математического моделирования является важной задачей современного школьного образования, в первую очередь, математического. Одна из главных задач современного школьного математического образования состоит в формировании научного мировоззрения учащихся. Важная роль в этом процессе отводится ознакомлению учащихся с методом математического моделирования. Это объясняется тем, что этот метод обладает свойствами общего метода научного познания в школьном обучении, играет роль интегрирующего фактора по предметному содержанию школьной математики и естественных дисциплин.

Согласно ФГОС НОО одним из главных показателей развития учебной мотивации является «устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задачи». Одной из особых групп общеучебных универсальных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, является моделирование. Это процесс преобразования объекта в модель, где отображены существенные характеристики объекта в пространственно-графической или знаково-символической форме.

В настоящее время, тема совершенствования образования обширно обсуждается с позиции активизации творческой познавательной деятельности учеников начальных классов. Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики в начальной школе вынуждает преподавателей и методистов начать поиск методов и приемов поддержки у учеников активности и интереса к изучаемой информации. Моделирование является таким методическим приемом, который стимулирует учащихся начальной школы к самостоятельному получению знаний и развивает интерес к преподаваемому материалу.

Также стоит отметить, что умение решать текстовые задачи – это одно из главных умений, которое закладывается в начальной школе. Все основные типы и  виды задач, условия которых представлены в различных моделях, изучаются в начальной школе, что является базой для успешной подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ уже будучи старшеклассником.

На занятиях по математике в начальной школе учащимся часто предлагают готовые модели, но не проводят систематической работы по составлению моделей к условиям задачи. Из- за нехватки времени на уроках математики, для подробного разбора моделей к условиям задачи, создает проблемы в случаях, когда ученикам требуется самостоятельно построить вспомогательную модель. Но на уроке не хватает времени на детальную проработку каждой модели, поэтому для формирования основ моделирования нами была выбрана внеурочная деятельность. Именно в рамках внеурочной деятельности можно рассмотреть все виды моделирования, которые необходимы обучающимся для решения задач.

Объект исследования: процесс формирования математической грамотности.

Предмет исследования: использование приемов моделирования как средств формирования математической грамотности младших школьников.

Цель: изучение моделирования как средства формирования математических представлений у младших школьников.

Гипотеза: можно предположить, что использование моделирования на внеурочных занятиях положительно повлияет на уровень сформированности математической грамотности младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:

1.                                                    Изучить литературу психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                 Определить содержание базовых понятий работы: математическая грамотность, функциональная грамотность, информационная грамотность, наглядное обучение, моделирование, модель, схема, таблица, диаграмма.

3.                 Рассмотреть средства и основные функции формирования основ математической грамотности;

4.            Охарактеризовать виды математического моделирования и их особенности в начальной школе.

5.                 Разработать комплекс занятий по формированию математической грамотности во внеурочной деятельности.

6.                 Применить разработанный комплекс внеурочных занятий на уроках математики с использованием моделирования как средство формирования основ математической грамотности младших школьников.

7.                 Провести   диагностику, направленную на уровень сформированности математической грамотности.

Для реализации поставленных задач использован комплекс методов:

1.                 теоретические (изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования);

2.                 эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса)

3.                 практические (разработка и применение рабочих листов на внеурочном занятии как средство формирования основ математической грамотности).

В первой главе мы рассмотрели основные понятия, такие как: функциональная грамотность, математическая грамотность, наглядное обучение, моделирование, а так же коммуникативные и регулятивные умения, которые являются важными аспектами для формирования математической грамотности и ее направлений. Рассмотрели одно из направлений функциональной грамотности – математическую грамотность.

          Это позволило сделать вывод о том, что средства должны содержать задания с различными видами предоставления информации, а так же применять средства для формирования математической грамотности эффективнее во внеурочное время.

Рассмотрели особенности восприятия математической грамотности младшими школьниками, принципы и логику выстраивания материала. А так же выбрали технологию моделирования как средство формирования основ математической грамотности,  подробно проанализировали ее методические аспекты организации и преимущества.

Во второй главе раскрыто понятие «проектные задачи». Использование моделирования при формировании математической грамотности младших школьников через внеурочную деятельность, позволяет научить учащихся работать с различными видами представления информации (таблицы, диаграмма, схемы и т.д.). Мы рассмотрели разработанные проектные задачи для 3 класса по математике, как средство формирования основ математической грамотности. Проанализировали результаты диагностик на уровень сформированности математической грамотности обучающихся до и после их проведения.

Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа исследования и контрольного, мы увидели положительную результативную динамику у младших школьников.

В совокупности было проведено 4 занятия с использованием различных видов моделирования и составлена таблица, где отражены темы занятий, формы заданий и универсальные учебные действия, формируемые на данном занятии. При этом каждый вид моделирования  вводил новые понятия,  тем самым углубляла ранее полученные знания на новый уровень.  Результаты обучающихся 3 класса повысились.

Мы пришли к выводу, что именно на аспектах формирования математической грамотности и компонентах восприятия математической грамотности младшими школьниками  основывается выбор использования моделей, посредством которой реализация данного процесса может представляться более эффективной. Так как метод моделирования отвечает всем необходимым условиям  формирования основ математической грамотности у младших школьников, которые мы рассмотрели ранее. Это позволяет сделать предположение о том, что эффективным средством формирования основ математической грамотности может выступить решение  математических, жизненных задач, представленных в разных моделях: таблица, диаграмма, схема, применительно на внеурочных занятиях.

 

 

 

 

 



 

Тезисы выпускной квалификационной работы

Тезисы выпускной квалификационной работы

Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики в начальной школе вынуждает преподавателей и методистов начать поиск методов и приемов поддержки у учеников активности и интереса к…

Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках математики в начальной школе вынуждает преподавателей и методистов начать поиск методов и приемов поддержки у учеников активности и интереса к…

Гипотеза: можно предположить, что использование моделирования на внеурочных занятиях положительно повлияет на уровень сформированности математической грамотности младших школьников

Гипотеза: можно предположить, что использование моделирования на внеурочных занятиях положительно повлияет на уровень сформированности математической грамотности младших школьников

В первой главе мы рассмотрели основные понятия, такие как: функциональная грамотность, математическая грамотность, наглядное обучение, моделирование, а так же коммуникативные и регулятивные умения, которые являются…

В первой главе мы рассмотрели основные понятия, такие как: функциональная грамотность, математическая грамотность, наглядное обучение, моделирование, а так же коммуникативные и регулятивные умения, которые являются…

Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа исследования и контрольного, мы увидели положительную результативную динамику у младших школьников

Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа исследования и контрольного, мы увидели положительную результативную динамику у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024