Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии
Оценка 4.6

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
28.01.2017
Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии
В работе рассматриваются интерактивные методы обучения географии, суть интерактиных методов. Дается классификация интерактивных методов, рассматриваются психологические аспкты учебно – познавательной деятельности учащихся, а также практическое применение на уроках географии. Новейшие подходы к организации обучения делают учебно-воспитательный процесс разнообразным, интересным и эффективным, а самым полезным в таком обучении является то, что география начинает нравиться.
география курсы 2017.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ ЛНР «НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР» Отдел методики преподавания  учебных дисциплин/ Использование интерактивних методов   обучения при изучении географии                                                ВЫПУСКНАЯ РАБОТА                                                Архиповой Валентины Александровны,                                                слушателя курсов повышения квалификации                                                учителей географии, биологии, химии                                                учителя географии ГБОУ ЛНР «Георгиевская                                                                   общеобразовательная школа І­ІІІ ступеней №1» 1 ЛУГАНСК 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3 РАЗДЕЛ І  ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК НОВЕЙШИЙ ПОДХОД  К  ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА  В  ШКОЛЕ………………… 7      1.1. Суть интерактивного обучения ……………………………………… … 8 1.2. Классификация интерактивных методов обучения …………………… 9 1.3. Исследовательский метод …………………… ……. ………………….  16 1.4. Психологические аспкты учебно – познавательной деятельности    учащихся……………………………………………………………………….   РАЗДЕЛ ІІ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ   ……………………………………………………  21 16 2.1. Технологии ситуативного моделирования……..……………………….. 2.2. Методы кооперативного обучения ……………………………………... 2.3. Мультимедийные технологи в урочной деятельности……………….... 2.4. Исследовательская деятельность учащихся…………………………. ...   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. ….. 29 18 21 23 25 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   ИСТОЧНИКОВ…………… ……. …... 31   2 Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое самостоятельно Моя основная задача – помочь им раскрыться                                                                               М.Песталоцци   ВВЕДЕНИЕ Образование XXI века – это образование для человека . Его стержень – развивающая,   культуротворческая  доминанта,   воспитание   ответственной личности,   которая   способна   к   самообразованию   и   саморазвитию,   умеет критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.              Все это требует пересмотра подходов к определению целей и задач школьного образования, формирования его содержания, организации учебно – воспитательного процесса. Основой   всех   преобразований   должно   стать   реальное   знание потенциальных   возможностей   детей,   прогнозирование   потребностей   и моделей   развития   личности.   Именно   на   этом   основывается   применение личностно ориентированных педагогических технологий.                       Программа   модернизации   образования   выдвигает   задачу   более широкого   применения   активных   методов   обучения   и   воспитания,   реально отражающих социальные – экономические и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование,   организация,   коммуникация   и   рефлексия.   Быстрее   и эти   компетентности   формируются   при   активном качественнее  3 взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы   должен   уметь   применять   полученные   в   школе   знания   и   умения   в реальных   жизненных   ситуациях.   Мы   должны   помнить,   что   перед   нами школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. [ 6, с.5 ].  Мне   представляется,   что   для   достижения   качества   образовательных услуг   необходимо   использование   интерактивных   образовательных технологий, переход на интерактивное обучение. В   этих   условиях   учителю   необходимо   ориентироваться   в   широком спектре   современных   инновационных   технологий.   Сегодня   нельзя   быть педагогически   грамотным   специалистом   без   изучения   всего   обширного арсенала образовательных технологий, методик. Эти факторы и повлияли на выбор данной темы. Методы   обучения   должны   обеспечить   развитие   природных способностей личности. При этом учитель должен быть психически готовым к работе с детьми с разной одаренностью.        В педагогике возникло новое направление – педагогическая инноватика, которая становится специальной отраслью научного знания, характеризуется определенным содержанием, принципами, тенденциями и закономерностями развития.   [ 2].  Социальный заказ современного этапа развития нашего государства – это личность, способная творчески усваивать знания. Это, в свою очередь, требует   новых   методов   обучения,   нестандартных   форм   воспитания индивидуального подхода к личности           В соответствии с этим меняются и подходы к выбору форм и методов обучения, его оценки.  [ 9, с.27].                     Ставится   акцент   на   развитие   инновационных   образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательного учебного заведения с 4 целью   обеспечения   перехода   образования   на   новую, ориентированную парадигму.   личностно­            Ускорение   темпа   жизни,   большой   поток   знаний,   что   влияет   на   современного   человека,   требует   от   него   умения   быстро   находить необходимое   решение,   используя   для   этого   поисковые   методы,   пользуясь большим   количеством   разнообразных   источников   информации.   В   связи   с этим,   среди   традиционных   форм   и   методик   обучения,   в   педагогической   Эта практике   все   чаще   используются   интерактивные   методы. востребованность   объясняется   тем,   что   такое   обучение   направлено   на повышение познавательной активности учащихся, усиление деятельностного подхода в обучении и реализации совместной деятельности, нацеленной на кооперативную обработку учебной информации с выработкой новых знаний лично каждым учащимся в оптимальном для него режиме.  [7, с.176].             Цель работы  :   подробно   рассмотреть   современные   интерактивные методы и особенности их использования на уроках географи. При написании работы я ставила перед собой задачи : ­   проанализировать   научно   –   методическую   литературу   по   данной   теме­ выяснить суть интерактивного обучения; ­ рассмотреть классификацию методов интерактивного обучения;  ­   рассмотреть   применение   интерактивных   методов   обучения   на   уроках географи.                Во время написания работы я использовала ряд научных трудов, в которых  рассматриваются  вопросы  интерактивных  технологий и методов обучения.                      Проблемой внедрения интерактивных образовательных технологий занимаются многие педагоги и ученые. Так, книга Пометун Е.И. и Пироженко Л.В. « Современный урок. Интерактивные технологии обучения» знакомит с новейшими   подходами   к   организации   обучения   –   интерактивными 5 технологиями,   которые   помогут   учителю   сделать   процесс   обучения интересным, разнообразным, эффективным, демократичным.  [10]. Основой   раскрытия   выбранной   темы   стала   работа   «Технологии   в обучении   географии»   Корнеева   В.П.,   где   рассматриваются   содержание   и методика   географического   образования   и   технологии   в   обучении, приводится   краткая   характеристика   наиболее   известных   технологий   в процессе   изучения   предмета,   предлагаются   рекомендации   по   их практическому вы пользования. [ 6].                 Обзор современных образовательных и педагогических технолоій, разработки   уроков   и   материалы   к   ним,   примеры   применения   инноваций   в общеобразовательных   учебных   заведениях   можно   найти   в   книге   Довгопол И.И.,   Ивкова   Т.А.   «Современные   образовательные   и   педагогические технологии»  [ 5 ]. Пособие   Врублевской   М.А.   «   Секреты   успешного   урока   географии» посвящена   научно   –   методическим   аспектам   современного   урока, направленного, прежде всего, на развитие творческих способностей учащихся. Автор предлагает выбор оптимальных методов обучения, которые помогут учителю методически грамотно построить урок.[ 3 ]. Андреева   В.М.,   Шматько   О.Е.     «Урок   географии   в   современных технологиях» ­ в пособии предлагаются описания педагогических, которые чаще всего используются учителями.[ 1 ]. Описание   современных   технологий,   интересных   форм   и   приемов   в работе рассматриваются в пособии Довгань Г.Д. « Интерактивные технологии на уроках географии».[ 4 ].     В пособии « Энциклопедия педагогических технологий и инноваций»   Наволокова   Н.П.   в   удобной   и   лаконичной   форме   представлены характеристика различных педагогических технологий, рекомендации по их 6 практическому   использованию,   современные   подходы   к   проектированию урока.[ 7 ].           РАЗДЕЛ І ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК НОВЕЙШИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В   современном   образовании   существует   определенный   парадокс: несоответствие   между   стратегической   целью   образования   (а   именно всестороннее   развитие   личности   ребенка),   заложенной   в   нормативных документах,   и   реальной   деятельностью   общеобразовательных   учебных заведений (предоставление учащимся определенной суммы знаний, выработку умений, навыков, контроль и оценку этих знаний и умений). Решить   этот   парадокс   призваны   современные   образовательные технологии,   возникновение   и   развитие   которых   обусловлены   степенью развития общества и науки.   Еще   Ян   Амос   Коменский   пытался   найти   такой   общий   порядок обучения,   при   котором   оно   осуществлялось   бы   по   единым   законам человеческой   природы.   Такое   обучение   требовало   бы   только   «   искусного распределения времени, предметов и методов». Со   времен   Коменского   было   осуществлено   немало   попыток   сделать отлаженную   машину,   однако   и   сейчас,   три   века   спустя,   человечество   не приблизилось к идеалу механически отлаженного упорядоченного учебного процесса. 7 Главной   причиной   необходимости   модернизации   образования   можно считать массовый характер обучения в начальной и средней школе, потом в старшей   и   высшей   школах   в   ХХІ   веке.   Учебные   заведения   столкнулись   с таким противоречием: требования к качеству массовой подготовки учеников растут,   а   обучение   остается   усредненным.   При   таких   условиях   активный поиск   инструментов   построения   эффективного   учебного   процесса   для массового обучения, которые бы гарантированно обеспечивали успех в руках обычного педагога, является актуальной потребностью времени.[ 1, с. 4,7 ]. 1.1. Суть интерактивного обучения          В педагогической технологии одной из центральных проблем является проблема   методов   и   приемов   обучения   в   общеобразовательной   школе. Научный термин «метод обучения» означает способ или путь, при помощи которого   учащиеся   под   руководством   учителя   получают   знания,   умения, навыки,   у   них   формируются   положительные   общечеловеческие   черты характера, определенное мировоззрение и убеждения.         Метод обучения – это способ, который дает положительные результаты в   усвоении знаний учениками. [ 5].                Прежде чем перейти к основательному рассмотрению интерактивных методов   обучения   и   интерактивного   урока,   выясним   общую   суть интерактивного обучения.          Интерактивное обучение – это обучение, построенное на основе общения и взаимодействия, которые реализуются и в технологиях, и в методах, и в организационных   формах.   Использование   достаточно   нового   термина   « интерактивный» в методической литературе на сегодняшний день не является устойчивым. 8 Интерактивная модель обучения Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact», где «inter» —взаимный! «act» —действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию, диалогу.            Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит при   условии   постоянного,   активного   взаимодействия   всех   учащихся.   Это взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик   и   учитель   являются   равноправными,   равнозначными   субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают,   умеют   и   осуществляют.   Организация   интерактивного   обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр,   общее   решение   проблемы   на   основе   анализа   обстоятельств   и соответствующей   ситуации.   Оно   эффективно   способствует   формированию   созданию   атмосферы навыков   и   умений, сотрудничества,   взаимодействия,   позволяет   педагогу   стать   настоящим   выработке   ценностей, лидером детского коллектива.                  Интерактивное  взаимодействие   исключает   доминирование   одного участника учебного процесса над другими, так и одного мнения над другим. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения.[ 11, с.30] 1.2. Классификации интерактивных методов обучения Попытки   классификации   интерактивных   методов   обучения разнообразны: Л. Н. Вавилова, Т.Н. Добрынина, Е.Я. Голант, А. А. Голубкова, В. В. Гузев и другие. Рассматривая различные классификации интерактивных методов, нужно отметить ряд проблем: во­первых, еще до сих пор не было обнаружено ни 9 одной полной классификации интерактивных методов обучения. Во­вторых, нет   четкого  разграничение   между   интерактивными   и   активными   методами обучения, одни и те же виды относят как к активным, так и к интерактивным. В­третьих, имеющиеся классификации интерактивных методов обучения не отражают такой личностной функции, как самореализация. Существует достаточно большое количество подходов к классификации интерактивных технологий. Например, такая классификация ( по цели урока и форме организации учебной деятельности): ­ технологии кооперативного обучения; ­ технологии коллективно – группового обучения;  ­ технологии ситуативного обучения; ­ технологии обработки дискуссионных вопросов. Методы кооперативного обучения.         Парная и групповая работа организуется как на уроках усвоения , так и на  уроках  применения  знаний, умений  и навыков.  Это  может  происходить сразу же после изложения учителем нового материала, в начале нового урока вместо   опроса,   на   специальном   уроке,   посвященном   применению   знаний, умений и навыков, или быть частью повторювально – обобщающего урока. Это:         Работа в парах. В условиях парной работы все дети в классе получают редкую по традиционным обучением возможность говорить, высказываться. Работа   в   парах   дает   ученикам   время   подумать,   обменяться   идеями   с партнером   и   лишь   потом   озвучивать   свои   мысли   перед   классом.   Она способствует   развитию   навыков   общения, критического мышления, умения убеждать и вести дискуссию.   умения   высказываться,   Ротационные   (изменяемые   )   тройки.Деятельность   учащихся   в   этом случае   является   подобной   работы   в   парах.   Этот   вариант   кооперативного 10 обучения   способствует   активному,   основательному   анализу   и   обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.         Два – четыре – все вместе. Еще один вариант кооперативного обучения, что   является   производным   от   парной   работы,   эффективен   для   развития навыков общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию.         Карусель. Этот вариант кооперативного обучения наиболее эффективен для   одно   временного   включения   всех   участников   в   активную   работу   с разными партнерами по общению для обсуждения дискуссионных вопросов.           Работа в малых группах. Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного разума.         Аквариум. Еще один вариант кооперативного обучения, является формой деятельности учащихся в малых группах, эффективен для развития навыков общения   в   малой   группе,   совершенствования   умения   дискутировать   и аргументировать свое мнение. Может быть предложен только при условии, что учащиеся уже имеют хорошие навыки групповой работы.                Диалог.  Суть   его   заключается   в   совместном   поиске   группами согласованного   решения.   Это   находит   свое   отражение   в   конечном   тексте, перечня   признаков,   схеме   и   тому   подобное.   Диалог   исключает противостояние,   критику   позиции   той   или   иной   группы.   Все   внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других.                Синтез мыслей.  После объединения в группе и выполнения задания учащиеся   не   делают   записей   на   доске,   а   передают   свой   вариант   другим группам, которые дополняют его своими мыслями, подчеркивают то, с чем не соглашаются.   Обработанные   таким   образом   листы   передаются   экспертам, которые опять же сопоставляют написанное с собственным вариантом, делают общий отчет, который обсуждает весь класс.         Совместный проект. Имеет такую же цель и объединения в группы, что и   диалог.   Но   задания,   которые   получают   группы,   разного   содержания   и 11 освещают проблему с разных сторон. По завершении работы каждая группа отчитывается и записывает на доске определенные положения. В результате из ответов представителей групп составляется совместный проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов.                     Поиск информации ( круг идей). Разновидностью, примером работы в малых   группах   является   командный   поиск   информации.   Учеников объединяются  в  группы.  Каждая   группа   получает   вопросы  по   теме   урока. Определяется   время   на   поиск   и   анализ   информации.   В   конце   урока заслушиваются сообщения от каждой группы, которые затем повторяются и, возможно, расширяются всем классом             Целью «Круга идей»  является разрешение острых спорных вопросов, создание   списка   идей   и   привлечение   всех   учеников   к   обсуждению поставленного вопроса. Технология применяется, когда все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), какие группы представляют по очереди. Методы коллективно – группового обучения.          К   этой   группе   поместили   интерактивные   технологии,   которые   предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это такие технологии как:         Обсуждение проблемы в общем кругу. Целью этой технологии является прояснение определенных положений, привлечение учащихся к сложных или проблемных   вопросов   в   учебном   материале,   мотивация   познавательной деятельности,   актуализация   опорных   знаний   и   тому   подобное.   Учитель должен   поощрять   всех   к   равному   участию   и   дискуссии.         Микрофон. Эта технология предоставляет возможность каждому сказать что­то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение или позицию.          Незаконченные предложения. Этот прием часто сочетается с  12 «Микрофоном»   и   дает   возможность   основательнее   работать   над   формой высказывания собственных идей, сравнивать их с другими. Работа по такой методике дает присутствующим возможность преодолевать по предложенным темам, отрабатывать умение говорить кратко, но по существу и убедительно.         Мозговой штурм. Известная интерактивная технология коллективного обсуждения,   широко   используется   для   выработки   нескольких   решений конкретной   проблемы.   Мозговой   штурм   побуждает   учащихся   проявить воображение   и   творчество,   дает   возможность   свободно   высказывать   свои мысли.            Обучая­учусь. Используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Он дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний сверстникам. Использование этого метода дает  общую   картину   понятий   и   фактов,   которые   необходимо   изучить   на уроке,   а   также   вызывает   определенные   вопросы   и   повышает   интерес   к обучению.                Ажурная пила  .  Технология используется  для создания на  уроке ситуации,   которая   дает   возможность   учащимся   работать   вместе   для   за короткий промежуток времени. Эффективная и может заменить лекции в тех случаях,   когда   исходная   информация   должна   быть   донесена   до   учащихся перед проведением  основного урока или дополняет такой урок. Поощряет учащихся помогать друг другу учиться, обучая. Методы ситуативного моделирования.                Модель   обучения   в   игре  –   это   построение   учебного   процесса посредством   включения   ученика   в   игру   (   прежде   всего   игровые моделирования явлений, которые изучаются). Игровая   модель   обучения   призвана   реализовать,   помимо   основной дидактической цели, еще и комплекс целей: обеспечения контроля вывода эмоций; предоставление ребенку возможности самоопределения; вдохновение 13 и   помощь   развития   творческой   явы;   предоставление   возможности   роста навыков сотрудничества в социальном аспекте; предоставление возможности высказывать свои мысли. Арсенал интерактивных игр довольно большой, но наиболее распространенными из них являются:           Имитационные игры. Участники имитации реагируют на конкретную ситуацию   в   рамках   заданной   программы,   четко   выполняя   инструкцию, например,   проводя   опыт.   Имитационные   игры   развивают   воображение   и навыки   критического   мышления,   способствуют   применению   на   практике умения решать проблемы.           Судебное слушание. Дает возможность учащимся разыграть судебный процесс   по   конкретному   делу.  Цель   этой   технологии   в  том,  что   она   дает возможность   учащимся   получить   упрощенное   представление   о   процедуре принятия   судебного   решения,   принять   участие   в   упражнении,   связанной   с анализом, критическим мышлением, принятием решений.            Ролевая игра. Имитирует реальность назначением ролей участникам и предоставления им возможности действовать « как будто на самом деле». Каждое лицо в ролевой игре имеет  четко знать содержание ее роли и цели ролевой игры вообще Цель   ролевой  игры  –   определить   отношение   к   конкретной   жизненной ситуации,  приобрести   опыт   путем   игры,   помогать   научиться   через   опыт   и чувства. Методы обработки дискуссионных вопросов.             Дискуссии являются важным средством познавательной деятельности учащихся  в  процессе  обучения.  Современная дидактика  признает  большую образовательную и воспитательную ценность дискуссий. Они учат глубокому пониманию проблемы, самостоятельной позиции, оперированию аргументами, учитывать мнения других, признавать  удачные аргументы, лучше  понимать другого, способствуют уточнению собственного взгляда на мир 14 В мировой практике использования дискуссии в обучении получили распространение   различные   варианты   организации   обмена   мнений   между участниками,   различные   технологии   проведения   дискуссии,   обработки дискуссионных   вопросов.   Наиболее   распространенным   в   отечественной методике обучения являются:          Метод ПРЕСС. С этой небольшой технологии стоит начать работу над обучением   учащихся   дискутировать.   Она   используется   при   обсуждении дискуссионных   вопросов   и   при   проведении   упражнений,   в   которых   нужно занять решающую позицию по проблеме, которая обсуждается. Метод учит учащихся вырабатывать и формулировать аргументы, высказывать мнения по дискуссионному вопросу в отчетливой и сжатой форме, убеждать других.         Займи позицию. Этот метод полезен в начале работы с дискуссионными вопросами   и   проблемами.   Его   можно   использовать   в   начале   урока   для демонстрации разнообразия взглядов на проблему, что будет изучаться, или после   овладения   учащимися   определенной   информацией   по   проблеме   и осознание   ими   возможности   противоположных   позиций   относительно   ее решения.   Следует   использовать   две   противоположные   мысли,   которые   не имеют одного ответа.                Дискуссия.  Дискуссия   –   это   публичное   обсуждение   какого­либо спорного   вопроса.  Она  является   важным   средством   познавательной деятельности, способствует развитию критического мышления учащихся, дает возможность   определить   собственную   позицию,   формирует   навыки аргументации   и   отстаивания   своего   мнения,   углубляет   знания   по обсуждаемой проблеме. В этой технологии принимают участие все ученики класса.   Она   позволяет   контролировать   ход   дискуссии,   оценивать   каждого ученика.   [10, с.33, 55, 65,73].      1.3.  Исследовательский метод 15 В основе организации исследовательской деятельности учащихся лежат интерактивные   методы   учения.  Формирование   творческой   личности, обладающей   креативным   мышлением,   в   современных   условиях   является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые   методы:   исследовательский   и   эвристический   (частично­ поисковый),  в основе  которых  лежит  проблемное  обучение.  Эти  методы  в наибольшей   степени   удовлетворяют   требованиям   компетентностного подхода,   направленного   на   развитие   активности,   ответственности   и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся. Одним   из   сложных   этапов   учебно­исследовательской   работы   в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Исследовательская   форма   проведения   занятий   с   применением элементов   проблемного   обучения   предполагает   следующую   деятельность обучающихся: ­ ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; ­ ­ формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение   исследования   (теоретического   или   экспериментального)   ­ ­ выделение   изучаемых   факторов,   выдвижение   гипотезы,   моделирование   и проведение эксперимента. ­ объяснение полученных данных; ­ формулировка выводов, оформление результатов работы. Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной   трактовки   полученных   данных   и   нахождения   правильной, соответствующей реальности, точки зрения. 16 При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем   знаний   обучающихся,   особенно   на   начальном   этапе   изучения предмета,   целесообразно   применять   эвристические   методы   при   активном участии   преподавателя.   Эвристическими   могут   быть   беседы,   практические работы,   задачи,   предполагающие   самостоятельный   поиск   обучающимися новых знаний.  Исследовательская   деятельность   позволяет   сформировать   такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при   принятии   решений,   развивает   наблюдательность,   воображение,   умения   диалектически   воспринимать   явления   и нестандартно   мыслить, закономерности   окружающего   мира,   выражать   и   отстаивать   свою   или групповую точку зрения.[ 13, с. 6,7 ]. 1.4.   Психологические   аспекты   учебно   –   познавательной   деятельности учащихся. Принцип активности в процессе обучения является одним из основных в   Под   этим   понятием   подразумевается   такое   качество дидактике. деятельности,   которое   характеризуется   высоким   уровнем   мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Познавательная активность проявляется во внутренней потребности к познанию, учебе. Познавательная активность постоянно развивается, может прогрессировать или регрессировать под влиянием учителя, школы, других социальных факторов.   Поэтому   использование   современных   технологий   должно   учитывать возрастные особенности учащихся. Особенно это относится к мотивации. 17 Мотивация – важный компонент не только обучение, но и любой человеческой деятельности. Есть мотив – есть и желание выполнять и доводить до конца эту деятельность. Именно   возрастными   психофизическими   особенностями   детей обусловливается различие мотивов обучения. Так, главным мотивом обучения начальной   школы   есть   интерес,   проще   говоря,   любопытство,   собственно   к процессу   обучения.   Впоследствии   формируется   интерес   к   полученных Учебно   –   познавательная   деятельность   учащихся   средней результатов. школы   отличается   более   высоким   уровнем   самостоятельности.   Сфера интересов  значительно   шире   и  разнообразнее,  чем   у  младших   школьников. Положительные мотивы к обучению в них возникают тогда, когда содержание обучения удовлетворяет познавательные интересы.   Одной   из   главных   проблем   современного   обучения   является формирование   самостоятельной   познавательной   деятельности   учащихся. Именно решение этой проблемы обещают существующие технологии. Цель самостоятельной   познавательной   деятельности   учащихся   получать   знания самостоятельно   на   творческом   уровне,   то   есть   анализировать   их, осмысливать,   находить   для   них   практическое   применение.   А   для   этого необходимо   вооружить   учащихся   целым   комплексом   знаний   и   умений, которые приведут к решению учебной задачи.   Современные   требования   высокой   результативности   обучения способствовали разработке многих разнообразных по форме и содержанию путей оптимальной организации учебной деятельности школьников. [4, с.5]. РАЗДЕЛ ІІ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНІХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 18 Хорошо продуманный и правильно построенный урок, как правило, дает хорошие   результаты.   А   что   мы   понимаем   под   хорошим   результатом? Формирование конкретных знаний, умений, навыков? Причем формированию знаний   в   нашей   школе   всегда   придавалось   решающее   значение.   Какими знаниями нужно «нафаршировать» ученика, чтобы он правильно ответил на десятки,   сотни   тестов,   скрупулезно   отражают   детальные   понятия определенной темы? Старшеклассники   изучают   в   средней   школе   около   двадцати   учебных предметов. Предполагается, что после окончания школы они должны иметь целостную систему знаний и быть способными применять их на практике. Это в   идеале.   А   на   самом   деле,   кто   из   учителей   географии   не   сталкивался   с проблемой,   когда,   изучая   в   курсе   «Общая   география»   темы   «Влажность воздуха», «Атмосферное давление», учащимся трудно усвоить материал, ведь для этого нужны базовые знания по физике.  Ученики   нередко   не   могут   связать   понятия   даже   одного   и   того   же предмета. Знания их часто оторваны от действительности, носят формальный характер, быстро устаревают. Учитывая   это   состояние   дел,   желательно   сместить   акценты   на   умение учиться,   обретение   практических   навыков,   формирование   личной   позиции ученика. [ 4, с.7­8]. 2.1. Технологии ситуативного моделирования Игра   многогранна,   она   развивает,   воспитывает,   развлекает, социализирует.   Но   исторически   одна   из   главных   ее   задач   —   обучение.   С момента своего возникновения игра предстает основной формой воссоздания реальных   жизненных   ситуаций,   способствует   выработке   необходимых человеческих черт, качеств, навыков, привычек, развития способностей. Игра 19 —   это   сложное,   многогранное   явление,   которое   невозможно   однозначно трактовать.   Учебная   игра   может   длиться   от   нескольких   минут   до   целого урока   и   может   использоваться   на   разных   этапах,   а   также   во   внеклассной работе по географии. Любая игра включает три основных этапа: •   подготовительный   (формулируется   цель   игры,   отбирается   учебное   готовится   оборудование, содержание,   разрабатывается   сценарий, распределяются роли, проводится инструктирование и тому подобное); • непосредственное проведение игры; • обобщение, анализ результатов. [ 1, с. 62]. На своих уроках я часто использую игры. Например, при изучении темы  « Роль воды в природе, круговорот воды» использую игру « Ассоциативный куст» . ­ Какие представления у вас вызывает слово « вода»?  Эта игра дает возможность расширить знания учащихся о значении воды для всего живого.   В   11   классе   при   изучении   темы   «   Япония»,   на   этапе   актуализации знаний также использую эту игру. ­ С чем у вас ассоциируется Япония? При изучении темы « Литосфера» в 6 классе провожу игру « Верю – не верю». ­ Верите ли вы, что ученым известно уже все о внутреннем строении Земли? ­ Верите ли вы, что сквозь кратер вулкана можно добраться до центра Земли? Эта игра вызывает интерес к изучению темы. Расширяет кругозор учащихся.   В 11 классе при изучении раздела « Региональная география» детям очень   нравится   игра   «   Узнай   страну   по   описанию»,   или   «   Ассоциативные диктанты». Например, « Стена, Бранденбургские ворота, рейхстаг»  ( Германия, Берлин). На этапе закрепления использую игры: 20 ­ « третий лишний»; ­ « найди ошибку»; ­   «   где   сеять?»   Названия   сельскохозяйственных   культур   прикрепляют   на карте, где их высаживают; ­   «   как   попасть   в   пункт   назначения?»   Ученики   по   карте   прокладывают маршрут. Эти игры помогают учащимся усвоить приобретенные знания в новой ситуации. «Игры   –   упражнения»   дают   возможность   выделить   из   всего фактического материала, который предлагается детям в учебном плане, те явления   и   факты,   которые   могут   быть   сохранены   памятью   как   наиболее жизненно   важные   и   интересные   в   плане   познания.   Как   правило,   это   ­ кроссворды, ребусы, викторины.   В   своей   работе   я   учу   детей   составлять   их   самостоятельно,   что заставляет   ученика   не   только   работать   с   содержанием   учебника,   но   и побуждает к работе с дополнительной литературой, развивает познавательный интерес. К игровым технологиям относятся и нестандартные уроки, которые являются средством повышения эффективности учебного процесса. Современная   система   образования   предусматривает   различные нестандартные   формы   проведения   уроков.   Например,   обобщающие   уроки провожу  в  форме «  Брейн – ринга», «  Счастливого  случая», «  Что?  Где? Когда?», « Путешествие по страницам Красной книги», « Урок – телемост» , где обязательным является домашнее задание.    Нестандартные уроки дают возможность учащимся не только усвоить программный   материал,   но   и   показать   свою   эрудицию,   творческие способности. 2.2. Методы кооперативного обучения 21 Развитие   образования,   его   ориентация   на   формирование   творческого потенциала   ученика   побуждают   учителя   к   поиску   новых   форм   работы, использование инновационных технологий, идей, методик обучения. Одним из важнейших   компонентов   педагогического   процесса   является   личностно ориентированная взаимодействие учителя и ученика, переход от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития. Реализовать   обозначенные   задачи   возможно   при   использовании   методов обучения, которые бы способствовали активной мыслительной деятельности каждого   ученика   в   течение   урока.   Поэтому   внедрение   интерактивного обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии является актуальной проблемой. [ 3,с. 52]. Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину и прочность знаний.   Учащиеся   усваивают   все   уровни   познания   (   знание,   понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Меняется   роль   учащихся.   Они   самостоятельно   принимают   важные решения  относительно   процесса   обучения.  Поэтому  я   использую   элементы интерактивных технологий, что дает ребенку возможность самореализоваться. Интерактивные   технологии   кооперативного   обучения.   Парная   и групповая   работа   организуется   как   на   уроках   усвоения,   так   и   на   уроках применения знаний, умений, навыков. Работа в парах.  Например, при изучении в 6 классе темы « Вулканизм и явления,   которые   его   сопровождают»   ученики   работая   в   парах   выясняют какую пользу и вред приносят вулканы.    Также применяю эту технологию с целью контроля знаний и умений учащихся.   Это   дает   возможность   детям   систематизировать   свои   знания   и умения, закрепить их на практике. 22 Работа   в   группах.   Работу   в   группах   на   уроках   географии   можно проводить во всех курсах. Особенно, на мой взгляд, она уместна при изучении большого объема учебной информации. Во время изучения нового материала совмещаю с методом « Обучая – учусь». Например, в 10 классе при изучении темы « География мировых природных ресурсов». Работу в малых группах использую  при  отработке  навыков   определения  координат  в 6  классе. « 7 июля 2007 года на Лиссабонском стадионе были провозглашены новые 7 чудес света это: Каменный город Петра, Великая Китайская стена, Мачу – Пикчу, Тадж – Махал, Статуя Христа Спасителя, Колизей, Чичен – Ица. Определите по координатам страны, где они находятся». Интерактивные технологии коллективно – группового обучения. К   этой   группе   поместили   интерактивные   технологии,   которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это такие технологии, как: Микрофон. Эта технология предоставляет возможность каждому сказать что­ то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свою мысль или позицию.  На этом же этапе использую и прием « Незаконченные предложения». Это дает возможность учащимся отрабатывать умение говорить кратко, но по сути и убедительно.   При актуализации опорных знаний использую « Мозговой штурм». Он побуждает   проявлять   воображение   и   творчество,   дает   возможность   им свободно выражать свои мысли. Например, при изучении Северной Америки в 7 классе : « Чем отличается географическое положение Северной Америки от ранее изученных материков?». В 6 классе при изучении темы « Внутреннее строение Земли»: « Для чего человечеству нужно знать, как устроена Земля?» 23 Учеными   и   практиками   доказано,   что   интерактивное   образование стимулирует познавательную деятельность и способствует формированию как предметных компетентностей, так и общевоспитательных. 2.3.  Мультимедийные технологии в урочной деятельности  Использование компьютерных технологий на уроках географии имеет ряд преимуществ: • экономия времени; • возможность многогранной и комплексной проверки знаний учащихся; • повышение мотивации к обучению, интереса участников образовательного процесса к урокам; • возможность ученику выбирать свой темп работы; • самостоятельность работы и др. [ 8, с. 48]. На   современном   этапе   проблема   применения   компьютера   в   учебном процессе   возникла   в   связи   с   реализацией   программированного   обучения. Вначале компьютер рассматривался как более совершенное по сравнению с другими   учебными   машинами   средство   программированного   обучения. Впоследствии стало очевидным, что его применение приводит к качественным изменениям в содержании, методах и формах обучения, позволяет создавать новую   учебную   среду.   Новые   возможности   для   обучения   географии открывают   мультимедийные   технологии,   которые   позволяют   создавать электронные книги, энциклопедии, фильмы, базы данных и тому подобное. Их особенностью   является   объединение   текстовой,   графической,   аудио   ­   и видеоинформации,   анимации.   С   использованием   мультимедийных   компакт­ дисков географические понятия, ранее казавшиеся отвлеченными, становятся конкретными   или,  по  крайней  мере, достаточно  наглядными.  Программное обеспечение   мультимедийных   компьютеров   позволяет   детям   видеть   текст, 24 слышать   стереофоническое   звучание   и   просматривать   картинки   и видеосюжеты   географической   тематики.   Один   компакт­диск,   например, может   содержать   целую   географическую   энциклопедию.   Компьютерные обучающие   программы   позволяют   существенно   повысить   эффективность обучения, в частности: новизна работы с компьютером вызывает у учащихся интерес,   усиливает   мотивацию   учения;   цвет,   графика,   мультипликация, музыка, видео значительно расширяют возможности преподавания учебного географического материала; контакт с компьютером стимулирует рефлексию, анализ   учениками   своей   деятельности   благодаря   тому,   что   они   получают наглядное изображение ее последствий; появляется возможность привлечения учащихся   к   исследовательской   работе   по   географии;   обеспечивается индивидуализация обучения (компьютеры могут успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что ускоряет и делает более эффективным обучение);   компьютеры   расширяют   возможности   программированного обучения: позволяют излагать материал в определенной последовательности, регулировать   его   объем   и   сложность   в   соответствии   с   индивидуальными возможностями учащегося, обеспечивают текущий обратную связь. [ 14 ]. Ведь   в   географии   важно   «   лучше   один   раз   увидеть,   чем   сто   раз услышать». Это создание мультимедийных уроков. Например, в 6 классе  « Вулканизм и явления, которые его сопровождают» , в 11 классе « Индия – страна священного Ганга». А также создание презентаций. Презентация может быть   посвящена   какому­либо   этапу   или   в   целом   урока.   При   создании презентаций следует отбирать именно тот материал, который необходим для конкретного урока. В процессе работы с учащимися направляю их не только на пассивный просмотр созданных презентаций, но и на собственную творческую работу – создание ученических презентаций. Например, презентация учеников 7 класса 25 « Путешествие по национальным паркам Африки». Презентация учащихся 10 класса « Глобальные проблемы человечества». В практику своей деятельности ввожу и работу с видеофильмами на   уроках.   Это   :   «   Антарктида»,   «   Леса   Амазонии»,   «   Китай»,   «   Отважные операторы»,   «   Австралия»,   «   Национальные   парки   Северной   Америки»   и другие. Использование   компьютерной   техники   и   компьютерных   технологий расширяет   возможности   учебно   ­   воспитательного   процесса,   обеспечивает новые   пути   подачи   информации,   дает   возможность   для   испытания собственных идей и проектов.  К   тому   же,   одним   из   главных   преимуществ   использования   этих новейших педагогических технологий в процессах обучения и преподавания является возможность удовлетворить индивидуальные потребности учащихся, а не средние нужды класса. Другие преимущества в том, что ИКТ значительно улучшают   доступ   к   информации,   увеличивают   возможности   общения   для учащихся   со   специальными   учебными   потребностями   и   физическими недостатками   (дистанционное   обучение),   повышают   эффективность   и мотивацию   обучения,   обеспечивающие   новые   пути   подачи   информации, которые   облегчают   ее   понимание,   дают   возможность   для   испытания собственных   идей   и   проектов,   делают   учащихся   более   уверенными   и способными решать проблемы самостоятельно. [ 12 ]. 2.4. Исследовательская деятельность учащихся В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно­воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?».  26 Одним   из   способов   реализации   данного   принципа   может   выступить организация исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать   свои   знания,   умение   видеть,   формулировать   и   решать проблему,   умение   принимать   субъективное   решение.   Как   показывает практика,   по   мере   взросления   у   современных   школьников   ослабевает мотивация к познавательной деятельности. Эта проблема является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной значимости, поэтому   я   и   акцентировала   внимание   на   исследовательской   деятельности учащихся . Внедрение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время   приводит   к   развитию   творческого   потенциала   и   природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»;   подготовке  ребят  к  жизни  в  современном  мире,  Но  необходимо также   отметить,   что   она   может   принести   пользу   только   при   правильном применении, хорошо продуманной структуре осуществляемого исследования и личной заинтересованности всех участников. Приобщение   детей     к   научно­исследовательской   деятельности начинается   с   первого   самостоятельно   написанного   реферата,   составление кроссвордов,   написание   сочинений,   отчеты   по   экскурсиям,   участию   в конференции,   творческом   отчете,   олимпиаде,   выполнению   лабораторных   и практических работ. Научно – исследовательская деятельность реализуется через такие виды деятельности как – урочная, внеурочная, внешкольная На различных этапах урока можно развивать познавательный интерес учащихся,   используя   исследовательские   приёмы.   Предмет   “география   ” 27 является   одним   из   ведущих   среди   других   предметов,   где   можно   успешно использовать   элементы   исследования.   При   изучении   материала   использую элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что­то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Например: • • « Почему дома в Антарктиде строят на  сваях?»  «Острова Ява и Калимантан расположены рядом, а плотность населения на Яве гораздо выше. Чем можно объяснить этот факт?».  • «Уровень бедности, ее глубина и масштабы зависят от совокупности влияния   экономических,   социальных,   демографических,   политических   и географических факторов. Назовите факторы, которые, по Вашему мнению, способствуют сохранению высокого уровня бедности населения в Луганском регионе». Также на уроках задаю домашние задания творческого характера.  Подготовить   рубрику   «   Это   интересно   знать»,   «   Топ   5   самых   значимых событий», « Знаете ли вы, что…». Выполнение   практических   работ   в   курсе   8   ­9   класса   «   География родного края» вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность. • Оценка   экологического   состояния   природы   своей   местности   и прогнозирование его возможного изменения. Программа предусматривает выполнение и творческих работ: Сочинение­размышление   «Если   бы   я   был   директором • машиностроительного предприятия» «Местные   растения   в   обрядовой   символике»,   «Использование • дикорастущих растений края в местной кухне», «Растения родного края в народном творчестве» и др. 28 На   занятиях   я   стараюсь     расширить   кругозор   школьников,   углубить приобретённые знания, найти им применение. Но   основное   внедрение   исследовательской   деятельности   учащихся   я реализую во внеурочное время. Обычно выбор исследовательских работ для выполнения в обычной средней школе определяется доступностью объектов исследования,   минимальным   использованием   оборудования   и   специальной   Эти   работы   можно   условно   назвать   учебно­научно­ литературы. исследовательскими. Результаты их, как правило, известны только в общих чертах и практически всегда содержат элементы научного исследования.  Исследовательские   проекты   ,   разработанные   учащимися   школы,   не лежат   мертвым   грузом,   они   являются   демонстрационным   материалом   для детей, которые будут готовить новые проекты. Исследовательские работы я включаю   в   образовательный   процесс   при   изучении   «Географии».   Так, например, исследовательская работа « Язык родного края» используется при изучении топонимов в 8 классе. При изучении почв в 8 классе обращаюсь к экологическому проекту « Фитоиндикация почв п.Георгиевка».  «   Проверка   народных   примет»   используется   во   2   классе   во   внеурочной деятельности « Почемучка». Организованная   проектно­исследовательская   деятельность   позволяет включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. И способствуют развитию метапредметных компетентностей.   Ребята   принимают   участие   и   успешно   выступают   в конкурсах   ,   научных   конференциях,   олимпиадах,     готовят   и   защищают проекты.  29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                Более   подробно   рассмотрев   вопрос   использования   интерактивных методов обучения на данном этапе развития образования, связав все с работой учителя географии, можно сделать следующие выводы:          ­  предоставленную  классификацию   интерактивных   методов   обучения, можно считать, что она соответствует такому условию, как самореализация личности ученика. Данный вывод подтверждается следующими аргументами.              Во­первых, самореализация учащегося возможна только в действии и анализируется относительно его личного пространства.  Итак,   рассматривая самореализацию   учащихся   в   учебной   деятельности,   она   определяется   как динамическое взаимодействие обучающегося со своим внутренним миром и 30 внешним ­ обязательным пространством в деятельносной  форме активности, при   котором   происходит   переход   его   потенциальных   возможностей   в актуальные,   а   результативность   характеризуется   ощущением   успеха.   Как было   упомянуто   выше,   интерактивные   методы   обучения   предполагают обязательное взаимодействие участников образовательного процесса.         Во­вторых, одним из основных видов интерактивных методов обучения является игра – совместная деятельность, которая представляет собой одну из   главных   психолого­педагогических   основ   процесса   самореализации   в учебной деятельности.                В­третьих, эмоциональные переживания, ощущение ситуации успеха, осознанность   и   рефлексия   осуществляемой   деятельности   также   является неотъемлемой частью процесса самореализации личности;            ­  интерактивное   обучение   является   одной   из   наиболее   гибких   форм включения каждого ученика в работу, обеспечивает переход от простых к сложным  задачам,  учит  использовать   не готовые   знания, а добывать   их  из собственного   опыта,   что   ведет   к   развитию   мышления   –   творческого   и диалектического.               Новейшие   подходы   к   организации   обучения   делают   учебно­ воспитательный   процесс   разнообразным,   интересным   и   эффективным,   а самым   полезным   в   таком   обучении   является   то,   что   география   начинает нравиться;  использование интерактивных методов обучения не должно стать самоцелью   работы   учителя.   Не   на   всех   уроках   целесообразно   применять интерактивные   формы   работы,   потому   что   лучше   провести   несколько интерактивных   занятий,   тщательно   подготовленных,   чем   часто   проводить наспех подготовленные игры. Самым главным является то, чтобы в классе с помощью   интерактивного   обучения   сложилась   такая   атмосфера,   которая способствовала   бы   сотрудничеству,  пониманию  и   доброжелательности,  что 31 будет   действительно   способствовать   повышению   интереса   к   географии,   в результате чего у учащихся появится желание получать знания.  Являются ли интерактивные методы обучения   средством достижения личностных   метапредметных   результатов?   Безусловно,   да!   Они   позволяют учащимся   реализовать   свои   способности   и   лучшие   качества,   стать самостоятельнее, ответственнее.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Андреева   В.М.   Урок   географии   в   современных   технологиях/ В.М.Андреева, О.Е.Шматько . – Харьков: Основа, 2006. – С. 4, 7, 62. 2. Бабанов К.А. Инновационные системы, технологии и модели обучения истории в школе. Монография./ К.А.Бабанов.   – Запорожье: Просвіта, 2000. – 260с. 3. Врублевская   М.А.   Секреты   успешного   урока   географии   /  Н.А. Врублевская. – Харьков : Основа, 2005. – С. 52. 32 4. Довгань   Г.Д.   Интерактивные   технологии   на   уроках   географии   /  Г.Д. Довгань. – Харьков : Основа, 2005. – С. 5, 7­8. 5. Довгопол   И.И.,   Ивкова   Т.В.     образовательные   и педагогические   технологии./   И.И.   Довгопол,   Т.В.   Ивкова.    ­   С.,   мсп   Современные   «Ната» 2006 –336 с 6. Корнеев   В.П.   Технологии   в   обучении   географии   /  В.П.Корнеев   .   – Харьков : Основа, 2004. – С. 5, 109. 7. Наволокова Н.П. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций. / Н.П.Наволокова. – Х.: Вид. группа «Основа»,2009. – С.176. 8. Науменко  Е.И.   Инновации   на   уроках   географии   /  Е.И.  Науменко, В.М.Андреева. – Харьков : Основа, 2007. – С. 6, 48. 9. Падалка О.С., Нисимчук А.М., Смолюк И.А., Шпак А.Г.Педагогические технологии./ О.С. Падалка, А.М. Нисимчук, И.А. Смолюк, А.Г. Шпак.  – К.:Украинская энциклопедия, 1995.­ С.27 10.Пометун О.  Современный урок. Интерактивные технологии обучения  / О.И.Пометун , Л.В.Пироженко. – К. : А.С.К., 2005. ­  С. 33, 55, 65, 73. 11.Яськова   А.А.   Использование   интерактивных   методов   в   преподавании географии / А.А. Яськова  // География. – 2006. ­ № 3 ( 55). – С. 30. 12.Вирченко   П.А.   Использование   информационных   и   мультимедийных технологий на уроках географии [Электронный ресурс] / П.А.Вирченко.– Режим   доступа   :   http://loippo.edukit.lg.ua/Files/downloads/geografi_6­ 1.doc. 13.Двуличанская   Н.Н.   Интерактивные   методы   обучения   как   средство формирования   ключевых   компетенций   [Электронный   ресурс]   /   Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. – 2011. ­ № 4. – С. 6 ­7. – Режим доступа : http://technomag.edu.ru/doc/172651.html 14.Шоробура   И.М.   Современные   педагогические   технологии   на   уроках географии [Электронный ресурс] /  И.М.  Шоробура. – Режим доступа : 33 http://studentam.net.ua/content/view/7284/9 34

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов обучения при изучении географии

Выпускная работа для слушателей курсов повышения квалификацииИспользование интерактивних методов   обучения при изучении географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017