Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как показывают исследования, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес ездили».
Иконка файла материала Высокий уровень развития самосознания старшего школьника.doc
Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как   показывают   исследования,   уже   младшие   школьники   могут охарактеризовать   свой   поступок,   но   они   не   в   состоянии   установить   связи между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес ездили». Несколько   иначе   в   этом   отношении   выглядит   подросток,   который устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками. Характерна   мотивировка   следующего   рода:   «   Я   боюсь   темноты,   стараюсь прыгать через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить существенное   от   несущественного   в   своем   поведении   и   характере. Самовоспитание   подростка   не   принимает   самостоятельного   характера, остается ситуативным. Потребность   в   самоопределении   побуждает   старшего   школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере   и   своих   чувствах,   в   своих   действиях   и   поступках,   правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым   здоровьем   иметь   сильный   характер?»;   «Чем   объяснить   слабостьхарактера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от дурных привычек?». Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:  1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который рекомендуют взрослые;   2.Чуткость,   восприимчивость   к   нравственной   оценке   своей   личности   со стороны   коллектива   и   стремление   показать   равнодушие   к   этой   оценке, действовать по­своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);  3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;   4.Желание   формировать   стойкость,   выдержку,   самообладание   и   в   то   же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,   тенденции   к   преувеличению   собственного   горя,   незначительной неприятности. Несмотря   на   то,   что   старшеклассники   более   ответственно   и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше   его   организовать.   Самовоспитание   не   обязательно   должно   быть индивидуальным.   Можно   рекомендовать   старшекласснику   объединиться   стоварищами,   составить   совместный   план   самовоспитания,   помогать контролировать друг друга. Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и   отрицательной.   Адекватная   самооценка   позволяет   правильно   выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.   Неадекватная   заниженная   самооценка   тоже   будет   давать положительный   результат,   так   как   юноша   будет   с   большей   строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная   самооценка   обнаруживается   в   преувеличении   своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего  каким­то единичным  случаем. Всё это  приведёт к отсутствию стремления   к   самовосприятию.   Юноша   будет   считать,   что   у   него   нет недостатков,   а   если   и   есть,   то   они   незначительны   по   сравнению   с достоинствами.