Выставочный зал "Память говорит" "Как сохранить историческую Память"

  • Культурные мероприятия
  • rtf
  • 03.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из опыта работы по организации работы в Выставочном зале. Представлены формы и методы работы по созданию экспозиций,организация работы в социуме: ученики и их родители,совета ветеранов, поисковые отряды.Проведение мероприятий патриотической направленности: экскурсии, уроки Мужества, встречи с интересными людьми,игры.Проведение творческих вечеров с ветеранами Великой Отечественной,войны.
Иконка файла материала ЭССЕ (2) (3).rtf
«Современное образование:  актуальные идеи и успешный опыт»  «Как сохранить историческую Память?» Шубелева Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Государственного   бюджетного   общеобразовательного учреждения   школы   №   449   Пушкинского   районаСанкт­Петербурга Санкт­Петербург, Пушкин 2019 Наверное,   каждый   из   нас   хоть   раз   в   жизни   побывал   в   музее   или   на выставке.   Оказываясь   в   толпе   экскурсантов   или   наедине   с   экспонатом,   мы никогда   не   задумывались   над   тем,   откуда   берутся   экспонаты,   как   готовятся экскурсии.   Не   задумывались   до   тех   пор,   пока   сами   не   оказались   в   роли организаторов… выставочного зала. Да­да, вы не ослышались, в нашей школе появился   выставочный   зал.   Парадоксально,   но   разве   можно   кого­то   удивить выставочным залом да еще  в городе Пушкине, практически,  в городе­музее под открытым   небом...   Зачем   в   городе   Пушкине   какой­то   школьный непрофессиональный музейный объект? Но зря мы так думали... Первыми   экспонатами   стали   фотографии   военной   поры.   Выставка   "Из семейных альбомов" Всероссийского проекта "Семейные фотохроники Великих войн   России"...32   фотографии...Кто   они,   мальчишки   и   девчонки   грозовых сороковых?   Как   сложилась   их   судьба?   Мы   связались   с   организаторами выставки , но о самих  людях с фотографий узнать мало что удалось, разве что мы     познакомились   с   правнуком   лейтенанта   Станового   Б.Т.,  фотография которого находится  теперь в нашем выставочном зале. Пройдя всю войну, Борис Тимофеевич вернулся домой жив­здоров, дожил до глубокой старости... А вот еще   одна   фотография   ­   "Красное   вино     Победы".. Это   визитная   карточка передвижной выставки . На ней –молодая красивая девушка в военной форме… Одна из немногих ,"дошедшая" до Победы... Мария Шаболовская…  Именно она прислала на конкурс фотографию, на которой запечатлена в победном сорок пятом. А в 2017 году лично присутствовала на открытии этой выставки в своем родном городе Курске. Может быть, это и стало точкой отсчета для  сохранении памяти для нас и наших учеников, когда после долгих раздумий мы решили, что нам необходимо создать если не музей, то хотя бы выставочный зал, чтобы сохранить Память. Память о своей семье, родных и близких ,о своей школе, городе, стране.. Так иродился  проект по созданию выставочного зала "Память говорит" .    В   основу экспозиции вошли материалы из семейных архивов: письма, фотографии,   воспоминания,   школьные   сочинения,   видеоролики,   презентации. Находками из далеких военных лет с нами охотно делятся поисковые отряды. Кусочек   черного   хлеба,   похоронка­извещение,   старый   фотоальбом,   кружка, ложка… Реальные вещи из реальной жизни «военных сороковых» или «скрытых восьмидесятых».     Каждый   экспонат   хранит   тепло   рук   своего   хозяина,   а   мы словно считываем информацию, разыскиваем воспоминания их владельцев или исторические   факты   той   поры. «...Все,  что   только   можно   предоставлять   для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое ­   слухом,   запахи­обонянием,   подлежащее   вкусу­вкусом,   доступное   осязанию­ путем осязания. Если какие – то предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»      Вот   так   мы     и   соприкасаемся   с   прошлым,   сопереживаем   и соучаствуем...Ведь   каждое   открытие   ,   сделанное   нашими   учениками   ,   не проходит   бесследно.   Каждая   фотография,   письмо,   любая   вещь   из   семейного архива продолжает жить и сосуществовать уже в нас, в нашем времени. Уже новое поколение пытается определить ее роль в истории. А это значит, что наш выставочный   зал­это   не   комната,   в   которой   просто   «пылятся»   экспонаты   от экскурсии до экскурсии, выставочный зал­это место встреч, разгаданных тайн и поиска.     Вместе   с   активистами   –учениками   старших   классов-  мы   пытаемся использовать все новое, что появляется в окружающем нас мире: интерактивные экскурсии , когда наши посетители становятся  активными участниками разных событий, происходящих  на пространстве выставочного зала и за его пределами, квесты,   ролевые   игры.   Но,   кроме   поисково­исследовательской,   проектной, экскурсионной деятельности мы проводим уроки Мужества, Музейные уроки, творческие   встречи   с   ветеранами   Великой   Отечественной   и   локальных   войн России,   встречи   с   моряками­подводниками,   представителями   поискового движения   Санкт­Петербурга   и   Ленинградской   области.   Каждая   встреча   с интересными   людьми   –   это   вклад   в   «копилочку»   нашего   выставочного   зала. Рассказы,   воспоминания,   книги,   фотографии   пополняют   наши   запасники,   а беседы и обмен опытом помогают понять, как правильно нам организовать свою работу,   как   научиться   хранить   историческую   Память…   После   встречи   с поисковым отрядом «Воин» мы узнали  о Петре Юхтарове.. На нашей выставке были представлены его личные вещи­ложка, кружка, фотография…Это один изматросов   из   Петергофского   десанта,   останки   которого   нашли   поисковики   и передали родственникам в Нижний Новгород..  А что такое Таллинский прорыв? Вы много о нем знаете? До встречи с Василием Павловичем Джуржей, ветераном Великой Отечественной войны, мы тоже об этом раньше  не слышали… После таких встреч обязательно появляются творческие   проекты   учащихся   ­   «Петергофский   десант»,   «Улицы   города рассказывают»,   «Есть   улица   Кадетская»,   «Отечество   нам   Царское   Село» ­творческий проект о Д. Соколове, погибшем в Афганистане; «Беслан. Точка отсчета. Жизнь» Школьные сочинения о своих родных и близких, стихотворения собственного сочинения, эссе… А еще в нашей школе работают люди, прошедшие дорогами других войн­ Афганской   и   Чеченской…   Их   личные   вещи,   фотографии,   рассказы   о сослуживцах тоже заняли свое почетное место в нашей летописи подвига. Мы понимаем, что выставочный зал ­ сложный организм. В то же время, специфика   школьного   Выставочного   зала   в   том,   что   он   менее   всего   должен походить   на   традиционное   музейное   учреждение.   Только   в   школьном Выставочном   зале,   на   мой   взгляд,   может   быть   наиболее   последовательно воплощена   идея   сотворчества   учащихся,   учителей   и   родителей.   Привлечение учащихся к поисковой, исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать   детей   заинтересованными   участниками   процесса,   а   сам   процесс созидания,   делания,   по   существу,   должен   быть   постоянным   и   не   иметь завершения.  Потому что память, особенно память   о войне невозможно стереть годами. Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений.             Еще тогда мы задавались вопросом: чем выставочный зал «Память говорит» станет для нас, учителей школы № 449, учеников, родителей? Нужен ли выставочный зал нашей школе?  Скажем честно, было больше вопросов, чем ответов. Как мы видим, деятельность выставочного зала «Память говорит» ­ не только заявить о себе, но и глубже узнать историю своей семьи, своего города, своей страны и рассказать об этом другим. Мы открыты для всех. Мы готовы к сотрудничеству, сотворчеству, созиданию. Мы готовы учить и учиться, а это значит,   наш   школьный   выставочный   зал   «Память   говорит»   ­   промежуточное звено   между   участием   и   соучастием,   прошлым   и   будущим.   Мы   ­   маленькая песчинка   в   истории   нашей   семьи,   школы,   страны,   мы   маленькая   песчинка   вобразовательном   пространстве,   но,   как   оказалось,   эта   песчинка   может   очень многое.  А  это   значит,  впереди   у  нас   много  новой  интересной   работы,  много задумок и новых встреч. В наших планах создание творческих лабораторий и социальных практик, экспедиций, виртуальных экскурсий. Мы надеемся, что все задуманное у нас получится.  Поэтому сегодня мы с уверенностью говорим, что выставочному залу ГБОУ школа № 449 «Память говорит» ­быть.