«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»
Оценка 5

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

Оценка 5
Работа в классе
docx
химия +1
Взрослым
26.11.2017
«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»
Не существует сколько-нибудь досто¬верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня ода¬ренного можно развить практически любого здорового ребенка пу¬тем создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в раз¬ных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реаль¬ные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть.
Документ Microsoft Word.docx
«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время» Г.А. Кононова,  учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая   актуальность   данной   проблемы,   группа   отечественных   ученых разработала рабочую концепцию одаренности. Представление   об   одаренности,   изложенное   в   концепции,   в   значительной степени   расходится   с   привычным   представлением   об   одаренности   как высоком   уровне   развития   конкретных   (прежде   всего   умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной  задачу  воспитания, а не просто  обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность концепции, уделяющей особое внимание бережному отношению к одаренному ребенку, которое предполагает понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность. Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы одаренных   детей,   является   вопрос   о   частоте   проявления   детской одаренности.   Существуют   две   крайние   точки   зрения:   «все   дети   являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой   полагают,   что   до   уровня   одаренного   можно   развить   практически любого   здорового   ребенка   путем   создания   благоприятных   условий.   Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется   поиску   одаренных   детей.   Указанная   альтернатива   снимается   в рамках   следующей   позиции:   предпосылки   к   достижениям   в   разных   видах деятельности   присущи   многим   детям,   тогда   как   реальные   незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.   Качественные   характеристики   одаренности   выражают   специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных   видах   деятельности.   Количественные   характеристики   одаренности позволяют описать степень их выраженности. Выявление   одаренных   детей   —   продолжительный   процесс,   связанный   с анализом   развития   конкретного   ребенка.   Эффективная   идентификация одаренности   посредством   какой­либо   одноразовой   процедуры   тестирования невозможна.   Поэтому   вместо   одномоментного   отбора   одаренных   детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего   детства.   Важно   развивать   и прослеживать   творческую   траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию   «Портфолио»  ­  это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.    В   цивилизованном   мире   одаренные   дети   существовали   всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего   потенциала,   способностей   каждого   ребенка   в   процессе образования.    В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:  1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации,   не   боящихся     трудностей,   умеющих   находить   нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. 2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах. 3.Разработка   личностно   ориентированного     подхода   к   обучению одаренных   детей.   Талантливые   дети   всегда   жаждут   чего­то   нового,   более сложного,   и   если   их   информационный   голод   останется   неутоленным,   они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся   от   системы   обучения   других   детей.   Дополнительные   занятия   в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету. 4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.         Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью   ­   способностью   выдвигать   новые   неожиданные   идеи, гибкостью ­ способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять   интеграцию   естественно   ­   научных   дисциплин.   Следует отметить   также   высокий   уровень   развития   их   логического   мышления, продуктивность   мышления,   способность   к   прогнозированию,   логическую   и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение.   Одаренных   в  химическом   плане   школьников   отличают   такие личностные   качества,   как   высокая   работоспособность,   самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" ­ способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить   способных   к   химии   учеников:   они   постоянно   самостоятельно экспериментируют,   демонстрируют   окружающим   полученные   вещества, вытаскивая   их   изо   всех   карманов,   наизусть   знают   признаки   огромного множества реакций.              Приоритетная  функция учителя  химии ­  это  раскрытие  и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.   Для   успешного   развития   химической   одаренности   учащихся применяю универсальные технологии:  1) личностно­ориентированного обучения;  2) информационно – коммуникационные технологии;  3) технологию исследовательской деятельности; 4) проблемное обучение. Основные направления в работе с одарёнными детьми:       исследовательская деятельность; проектная деятельность; подготовка учащихся к олимпиадам. Исследовательская   деятельность   помогает   развить   у   школьников: автономизационную   ­   быть   способным   к   саморазвитию,   самоопределению, самообразованию;   коммуникативную   ­   умение   вступить   в   общение; информационную   ­   владеть   информационными   технологиями,   работать   со всеми видами информации; продуктивную ­ уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.          Основы   исследовательской   деятельности   закладываются   на   уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.              При   обучении   учащихся   умениям   исследовательской     деятельности (наблюдать,   сравнивать,   проводить   анализ,   химические   расчеты   и   т.д.) обращаю   особое   внимание   на   выработку   умений   строить   логическую   цепь рассуждений   при     выполнении   заданий.   Это   можно   сделать,   выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся на уроке по теме «Генетическая   связь   между   классами   неорганических   соединений»,   они вырабатывают умение совершать действие по плану. Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно   добиться   при   целенаправленной   систематической   работе.   Такую систему   работы   составляют:   проблемное   проведение   уроков,   проведение большинства   лабораторно   ­   практических   занятий   исследовательским     и проектным   методом,     система   домашних   заданий   с   элементами теоретического и практического исследования.      Проблемное   обучение   –   это   тип   развивающего   обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это   такая   ситуация,   при   которой   субъекту   необходимо   решить   какие­то трудные   для   себя   задачи,   но   ему   не   хватает   данных   и   он   должен   сам   их искать.     Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые   собственным   трудом   намного   прочнее   и   ценнее,   чем   знания преподнесенные   учителем   в   готовом   виде.   Например,   при   изучении соединений железа предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушиться белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины.          Итак,   данные   формы   работы   учащихся   на   уроке   позволяют   раскрыть возможности   ребенка,   проявить     его   способности,   даже   если   он   не   имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые   одарены   химически. Далее с такими учащимися   работа   идет   во   внеурочное   время:   факультативы,   спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.     Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с   признаками   одаренности   реализовать   свои   возможности, продемонстрировать   весь   спектр   своих   способностей,   раскрыть   таланты, получить   удовольствие   от   проделанной   работы.   Исследовательская деятельность   имеет   творческий   характер,   и   в   то   же   время   это   один   из способов   индивидуализации   обучения.   Непосредственное,   длительное   по времени   общение   ученика   и   учителя   позволяет   педагогу   лучше   узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.     Проект ­ это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый   учащимися   комплекс   действий,   где   они   могут   быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.          Метод проектов предлагаю ипользовать при изучении в 11 классе темы "Химия   и   общество",   в   10   классе   темы   "Природные   источники углеводородов",   в   8   классе   темы   "Генетическая   связь   между   классами неорганических соединений", восьмиклассники с удовольствием выполняют проекты по теме «Что такое хорошо и что такое плохо. Или правила Техники безопасности, при работе в химической лаборатории». Завершающий этап ­ защита проектов.   При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные   презентации   своих   работ.     Для   этого   необходимо   научиться выбирать   главное,   кратко   выражать   свою   мысль,   усвоить   работу   с компьютером. Олимпиада   –   это,   прежде   всего   интеллектуальные   соревнования старшеклассников.  Олимпиады   дают   уникальный   шанс   добиться   признания   не   только   в семье и в учительской среде, но и у одноклассников.                        Для   тех   школьников,   которые   впервые   сталкиваются   с   более интересными, чем  задания  из  учебника, задачами,  участие  в олимпиаде   – первый   шаг   к   научной   деятельности.   Олимпиады   содействуют   научно   – техническому прогрессу.            Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание следует обращать на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям.       В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный   подход,   суть   которого   заключается   в   том,   что   сделать ребёнка   активным   соучастником   учебного   процесса.   Умение   владеть знаниями,   применять   их   на   практике,   интерпретировать   и   выражать   своё отношение к ним, ­ вот ключевая цель педагога в работе с учениками. Данная работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в   более   полном   и   углубленном   изучении   предметов   естественнонаучного цикла,   а   особенно    химии.   Используя   инновационные   технологии   (метод проектов,   личностно­ориентированные   технологии),   создаются   условия   для развития   природных   задатков   учеников,   интеллектуального   потенциала   и самореализации личности. Ученики реализуют познавательные возможности при   работе   над   проектами,   учатся   отстаивать   свою   точку   зрения   при   их защите, делать выводы из полученных результатов работы. С помощью данной работы учащиеся сами выбирают свою образовательную траекторию, которую продолжают и после окончания школы.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Битуова   Д.Р.     Одаренные   дети:   проблемы   и   перспективы.   // Исследовательская  деятельность школьников. ­ №3. – 2005. ­ с. 157   2. Габриелян   О.С.   Теория   и   практика   элективных   курсов.   //   Химия   в школе.­ №4. – 2006. – с. 2­3 3. Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. // Химия. ­ №21. – 2007. 4. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. ­ №4. – 2007. – с. 2 – 3 5. Дранишникова   Л.И.   Об   организации   исследовательской   деятельности одаренных детей. // Химия в школе. ­ №4. – 2008. – с. 2 6. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. ­ №4. – 2007. – с. 106  7. Иванова   Р.Г.  О   наболевших   проблемах   методики   обучения   химии.  // Химия в школе. ­ №6. – 2007. – с. 15 8. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. ­ №10. – 2005. – с. 64 9. Интернет­ресурсы: 10. 1.Национальная   образовательная   инициатива   "Наша   новая школа"                04 февраля 2010 г. Пр­271   http://www.mon.gov.ru/ 2.Положение о работе с одарёнными  детьми.www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc 3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных  особенностей одаренных детей    http://www.effecton.ru/762.html 4. «Рабочая концепция одаренности»  Д.Б.Богоявленскойhttp://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»

«Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017