Мнемоника-искусство запоминания
Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Само слово «мнем» греческое и означает «память».
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации.
При заучивании учебных дисциплин (физика, биология, химия и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
Мнемоникаискусство запоминания
Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций. Само слово «мнем» греческое и
означает «память».
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях. Однако в
некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при
подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы,
запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации.
При заучивании учебных дисциплин (физика, биология, химия и т. п.) мнемотехника
обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания
предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и
определений.
Мнемоника в повседневной жизни
Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время
интерес к ней пропал?
В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26летняя китайская
телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.
Доминик о’Брайн из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных
колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только одни раз.
Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии “Бибиси” в Элстри
(Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик
запомнил последовательность карт в одной колоде за 43.59 секунды (продемонстрировав
скорость запоминания 0.84 секунды на одну карту).
Двадцатитрехлетний индиец С.Махедеван, студентпсихолог из города Мангалур,
установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и
тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр, т.е. он тратил всего
0,41 секунды на запоминание одной цифры! Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9
часов 14 минут, т.е. примерно 1,2 секунды на цифру.
В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т.е. среднее время, затраченное
на запоминание одной единицы информации.
С 1991 года проводятся чемпионаты мира по запоминанию. В настоящее время
соревнования проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные
изображения, слова, имена и лица, карты на скорость, последовательность карт за час,
цифры на скорость, числа за час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на
слух.
Основные приёмы запоминания:
1)Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.Примером может служить правило для запоминания процессов окисления и
восстановления: Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться
(слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кемлибо чеголибо полезного —
кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное).
2)Рифмизация. Рифмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные
определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше
запоминается.
3)Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
Для запоминания названий алканов используется правило:
Милый метан
Этичный — этан
ПРактичный — ПРопан
Барашек бутан
Пасется — пентан
в Горах — ГЕКсан
Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).
4)Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с
запоминаемой информацией. Например, чтобы запомнить как правильно разбавить кислоту
водой, что льют кислоту в воду или наоборот , нужно представить как Вы в чай ( в воду)
кладёте дольку лимона (кислоту).
5)Метод Цицерона на пространственное воображение . Большинство обладателей
сверхпамяти признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя
метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют « методом
Цицерона», «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что
«единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в
хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить
эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Например, можно выполнить
упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в
определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную
информацию.
6)Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Мы всегда на уроках
химии пользуемся Периодической системой химических элементов и непроизвольно
запоминаем написание химических символов
Упражнение 4
составьте смысловую фразу из предложенных для запоминания названий карбоновых
кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, валериановая, капроновая.
Через 2 минуты зачитывают вслух составленные фразы.
Пример преподавателя: Мурка украла прогорклое (пропавшее, прокисшее) масло, варёную
(вчерашнюю) колбасу.
Рефлексия ЛадошкаВам необходимо знать тривиальные и формулы названия непредельных карбоновых кислот,
т.к. они входят в состав жиров – важных органических соединений, которые широко
распространены в природе и являются составной частью растительных и животных
организмов. Как проще их запомнить?
Слайд 34 (буквы)
C15H31COOH
C16H33COOH
C17H35COOH
Индекс «15» (Пятнадцать) и название «Пальмитиновая» – начинаются с буквы «П».
Индекс «17» (Семнадцать) и название «Стеариновая» – начинаются с буквы «С».
Между ними находится Маргариновая кислота. «Между ними» и «Маргариновая» –
начинаются с буквы «М».