Выступление
Оценка 4.7

Выступление

Оценка 4.7
doc
31.05.2021
Выступление
obuchenie_v_shkole._vystuplenie_na_pedsovete.doc

Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. (Слайд 1)

Чаще всего таких детей в школе называют – учащиеся с низким уровнем успеваемости. Мне сейчас предстоит более подробно рассказать о Способах обнаружения отставания учащихся и признаках отставания. Сначала разберёмся о каких детях будет идти речь. (Слайд 2)

Кто они, эти дети?

Они могут учиться в коррекционном или в обычном классе, и нередко по одним предметам – чаще всего устным – они ещё успевают, а по русскому, украинскому языку, чтению, математике – нет.

Некоторые из них  «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями учения.

Какие это могут быть трудности? (Слайд 3)

Каждый внимательный учитель замечал среди своих  учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они ещё пытаются следить за объяснениями учителя, а во второй – нередко «отключаются» и порой занимаются своими делами или же просто ложатся на парту. Их письменные задания часто не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми. Эти дети учатся и ведут себя на уроках и переменах не «как все». Как правило, они не обнаруживают желания ходить в школу, учиться вообще или у данного учителя, в данной школе.

Если это положение вовремя не исправить, то из таких учеников со временем вырастают активные дезорганизаторы, своим поведением досаждающие учителям, учащимся, всем в школе. Часто неуспеваемость сочетается у них с недисциплинированностью, плохая учёба – с плохим поведением. Причина этого заключается не столько в них самих, в их особенностях,  сколько:

·       в неумении учителя эти особенности учитывать,

·       в нарушении учителем принципов индивидуального подхода,

·       доступности и посильности обучения,

·       в недостатках учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.

 

Неуспеваемость и отставание  взаимосвязаны. (Слайд 4)

В  неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Для того чтобы Организация работы с детьми низкого уровня обученности была эффективной, учителю необходимо знать причины неуспеваемости своих учеников. При этом осложнить сложившуюся ситуацию может то, что неуспеваемость вызвана не одной, а целым рядом причин. Рассмотрим  взаимосвязь типичных трудностей в обучении  младших школьников и уровня развития их познавательных процессов. (Слайд 5)

1.    В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

·       Низкий уровень развития фонематического слуха;

·       Слабая концентрация внимания;

·       Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

·       Несформированность приёмов самоконтроля;

·       Индивидуальные типологические особенности личности.

 

2.    Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

·       Низкий уровень объёма распределения внимания;

·       Низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

·       Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

·       Слабое развитие фонематического слуха.

 

3.    Трудно понимает объяснение с первого раза.

Причины:

·       Несформированность приёмов учебной деятельности;

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Низкий уровень  развития общего интеллекта;

·       Слабая концентрация внимания;

·       Низкий уровень развития восприятия.

 

    4.Постоянная грязь в тетради.

    Причины:

·       Несформированность приёмов учебной деятельности;

·       Низкий уровень развития наглядно- действенного мышления;

·       Низкий уровень развития кратковременной памяти;

·       Недостаточный объём внимания.

 

   5. Плохо списывает с доски, с текста.

   Причины:

·       Несформированность предпосылок учебной деятельности;

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Низкий уровень развития кратковременной памяти;

·       Низкий уровень переключения внимания.

 

   6. Испытывает трудности при чтении.

   Причины:

·       Плохо развита артикуляция;

·       Низкий уровень развития восприятия;

·       Низкий уровень развития кратковременной памяти;

·       Низкий уровень развития общего интеллекта;

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

·       Низкий уровень развития речи;

·       Низкий уровень переключения внимания.

 

  7. Неусидчив.

  Причины:

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Индивидуально-типологические особенности.

 

  8.Невнимателен и рассеян.

  Причины:

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Низкий уровень объёма внимания;

·       Низкий уровень концентрации и переключения внимания;

·       Преобладающая мотивация учения – игровая (1-е классы), низкий уровень мотивации (2-е классы).

 

 9. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

Причины:

·       Несформированность умения планировать свои действия;

·       Низкий уровень развития образного мышления;

·       Низкий уровень развития логических операций  (анализа, обобщения, систематизации);

·       Слабое развитие логического запоминания;

·       Низкий уровень речевого развития;

·       Заниженная самооценка.

 

10. Испытывает трудности при решении математических задач.

Причины:

·       Низкий уровень развития общего интеллекта;

·       Низкий уровень развития образного мышления;

·       Низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;

·       Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.

 

11. Плохое знание таблицы сложения (умножения).

Причины:

·       Несформированность приёмов учебной деятельности;

·       Низкий уровень развития произвольности;

·       Низкий уровень  развития кратковременной и долговременной памяти;

·        Низкий уровень развития общего интеллекта;

·       Слабая концентрация внимания.

 

Причины неуспеваемости

 

Внутренние по отношению к школьнику (Слайд 6)

 

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

 

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

 

Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

 

Внешние по отношению к школьнику (Слайд 7)

 

Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

 

Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

 

Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

 

Какие способы обнаружения отставаний (Слайд 8) у учащихся по предметам можно предложить учителю:

·       Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.

·       Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение.

·       Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

 

Предлагаемая карта для работы с детьми низкого уровня обученности поможет учителю вести целенаправленную работу по устранению имеющихся пробелов и добиться устойчивых результатов. (Слайд 9)

Карта для работы с детьми низкого уровня обученности

1.Фамилия, имя   ученика______________________

2.Класс__________________

3.По каким предметам испытывает затруднения__________

4.Поведение ученика_______________________________

5.Причины, которые привели к отставанию по предмету_____________________________________________

6.Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе________________________________________________

7.Кто привлечён к работе по преодолению затруднений___________________________________________

8.Сколько времени уже длится эта работа________________________________________________

9.Какие изменения наблюдаются______________________

10.Результаты работы__________________________________

 

Необходимо помнить, что к любому ученику нужно проявлять внимание и как можно больше требовательности, так нас учит А.С.Макаренко. (Слайд 10)

 

Таким образом, зная конкретную причину возникших затруднений у учащихся низкого уровня  обученности,  можно строить с ними определённую развивающую работу на этой основе. Важно, чтобы помощь, оказываемая учащемуся, испытывающему трудности в обучении, была  целенаправленной и систематической.

 

Заканчивая свой доклад, хотелось бы вспомнить ещё одни слова Сухомлинского:

 

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

 

 

 

 

 

ООШ № 8

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учащимися
низкого уровня  успеваемости в школе:

 

1.           Способы обнаружения отставания учащихся

2.           Признаки отставания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель Никишина Т.В.

 

 

 

 

2010-2011 уч.год


Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка

Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны

Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу); ·

Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу); ·

Низкий уровень развития общего интеллекта; ·

Низкий уровень развития общего интеллекта; ·

Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Недостатки опыта влияния школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр

Недостатки опыта влияния школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр

Кто привлечён к работе по преодолению затруднений___________________________________________ 8

Кто привлечён к работе по преодолению затруднений___________________________________________ 8

ООШ № 8 Работа с учащимися низкого уровня успеваемости в школе: 1

ООШ № 8 Работа с учащимися низкого уровня успеваемости в школе: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021