Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. (Слайд 1)
Чаще всего таких детей в школе называют – учащиеся с низким уровнем успеваемости. Мне сейчас предстоит более подробно рассказать о Способах обнаружения отставания учащихся и признаках отставания. Сначала разберёмся о каких детях будет идти речь. (Слайд 2)
Кто они, эти дети?
Они могут учиться в коррекционном или в обычном классе, и нередко по одним предметам – чаще всего устным – они ещё успевают, а по русскому, украинскому языку, чтению, математике – нет.
Некоторые из них «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями учения.
Какие это могут быть трудности? (Слайд 3)
Каждый внимательный учитель замечал среди своих учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они ещё пытаются следить за объяснениями учителя, а во второй – нередко «отключаются» и порой занимаются своими делами или же просто ложатся на парту. Их письменные задания часто не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми. Эти дети учатся и ведут себя на уроках и переменах не «как все». Как правило, они не обнаруживают желания ходить в школу, учиться вообще или у данного учителя, в данной школе.
Если это положение вовремя не исправить, то из таких учеников со временем вырастают активные дезорганизаторы, своим поведением досаждающие учителям, учащимся, всем в школе. Часто неуспеваемость сочетается у них с недисциплинированностью, плохая учёба – с плохим поведением. Причина этого заключается не столько в них самих, в их особенностях, сколько:
· в неумении учителя эти особенности учитывать,
· в нарушении учителем принципов индивидуального подхода,
· доступности и посильности обучения,
· в недостатках учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. (Слайд 4)
В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Для того чтобы Организация работы с детьми низкого уровня обученности была эффективной, учителю необходимо знать причины неуспеваемости своих учеников. При этом осложнить сложившуюся ситуацию может то, что неуспеваемость вызвана не одной, а целым рядом причин. Рассмотрим взаимосвязь типичных трудностей в обучении младших школьников и уровня развития их познавательных процессов. (Слайд 5)
1. В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
· Низкий уровень развития фонематического слуха;
· Слабая концентрация внимания;
· Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
· Несформированность приёмов самоконтроля;
· Индивидуальные типологические особенности личности.
2. Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
· Низкий уровень развития произвольности;
· Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
· Низкий уровень объёма распределения внимания;
· Низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
· Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
· Слабое развитие фонематического слуха.
3. Трудно понимает объяснение с первого раза.
Причины:
· Несформированность приёмов учебной деятельности;
· Низкий уровень развития произвольности;
· Низкий уровень развития общего интеллекта;
· Слабая концентрация внимания;
· Низкий уровень развития восприятия.
4.Постоянная грязь в тетради.
Причины:
· Несформированность приёмов учебной деятельности;
· Низкий уровень развития наглядно- действенного мышления;
· Низкий уровень развития кратковременной памяти;
· Недостаточный объём внимания.
5. Плохо списывает с доски, с текста.
Причины:
· Несформированность предпосылок учебной деятельности;
· Низкий уровень развития произвольности;
· Низкий уровень развития кратковременной памяти;
· Низкий уровень переключения внимания.
6. Испытывает трудности при чтении.
Причины:
· Плохо развита артикуляция;
· Низкий уровень развития восприятия;
· Низкий уровень развития кратковременной памяти;
· Низкий уровень развития общего интеллекта;
· Низкий уровень развития произвольности;
· Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
· Низкий уровень развития речи;
· Низкий уровень переключения внимания.
7. Неусидчив.
Причины:
· Низкий уровень развития произвольности;
· Индивидуально-типологические особенности.
8.Невнимателен и рассеян.
Причины:
· Низкий уровень развития произвольности;
· Низкий уровень объёма внимания;
· Низкий уровень концентрации и переключения внимания;
· Преобладающая мотивация учения – игровая (1-е классы), низкий уровень мотивации (2-е классы).
9. Испытывает затруднения при пересказывании текста.
Причины:
· Несформированность умения планировать свои действия;
· Низкий уровень развития образного мышления;
· Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации);
· Слабое развитие логического запоминания;
· Низкий уровень речевого развития;
· Заниженная самооценка.
10. Испытывает трудности при решении математических задач.
Причины:
· Низкий уровень развития общего интеллекта;
· Низкий уровень развития образного мышления;
· Низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
· Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
11. Плохое знание таблицы сложения (умножения).
Причины:
· Несформированность приёмов учебной деятельности;
· Низкий уровень развития произвольности;
· Низкий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
· Низкий уровень развития общего интеллекта;
· Слабая концентрация внимания.
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к школьнику (Слайд 6)
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
Внешние по отношению к школьнику (Слайд 7)
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Какие способы обнаружения отставаний (Слайд 8) у учащихся по предметам можно предложить учителю:
· Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.
· Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение.
· Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Предлагаемая карта для работы с детьми низкого уровня обученности поможет учителю вести целенаправленную работу по устранению имеющихся пробелов и добиться устойчивых результатов. (Слайд 9)
Карта для работы с детьми низкого уровня обученности
1.Фамилия, имя ученика______________________
2.Класс__________________
3.По каким предметам испытывает затруднения__________
4.Поведение ученика_______________________________
5.Причины, которые привели к отставанию по предмету_____________________________________________
6.Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе________________________________________________
7.Кто привлечён к работе по преодолению затруднений___________________________________________
8.Сколько времени уже длится эта работа________________________________________________
9.Какие изменения наблюдаются______________________
10.Результаты работы__________________________________
Необходимо помнить, что к любому ученику нужно проявлять внимание и как можно больше требовательности, так нас учит А.С.Макаренко. (Слайд 10)
Таким образом, зная конкретную причину возникших затруднений у учащихся низкого уровня обученности, можно строить с ними определённую развивающую работу на этой основе. Важно, чтобы помощь, оказываемая учащемуся, испытывающему трудности в обучении, была целенаправленной и систематической.
Заканчивая свой доклад, хотелось бы вспомнить ещё одни слова Сухомлинского:
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
ООШ № 8
Работа с учащимися
низкого уровня успеваемости в школе:
1. Способы обнаружения отставания учащихся
2. Признаки отставания
Подготовила:
Учитель Никишина Т.В.
2010-2011 уч.год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.