Формирование гражданско-патриотических качеств младших
школьников на занятиях детского объединения
«Страницы Родины моей»
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО»-
народная мудрость.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, во всех сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорили учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. Оно, конечно не полное и его стоит дополнить. Человек, не знающий хотя бы вкратце Историю России, не может называть себя патриотом. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Дети младшего школьного возраста мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданско-патриотических позиций.
Программа «Страницы Родины моей» рассчитана на младший школьный возраст 7-11лет и направлена на формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников средствами начального краеведения.
Содержание данной программы предусматривает получение знаний не только на аудиторных занятиях, но и во время прогулок и практической деятельности.
Цель программы: формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников средствами начального краеведения.
Задачи программы
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой город, область и страну;
- воспитывать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к изучению своей страны, области и города;
- формировать навыки наблюдения за окружающей средой (природой);
- формировать коммуникативные навыки;
- Формировать у обучающихся элементы IT-компетенций.
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями по краеведению;
- формировать у учащихся опыт в освоении социокультурного пространства.
Содержание программы реализуется в 3 этапа по годам обучения:
I этап.
Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям. Изучение истории своего города, его настоящего.
II этап. Изучение Оренбургской области, городов, входящих в состав нашей области, изучение культуры, быта и традиций.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций нашей страны.
На первом этапе (1 год обучения) начинается изучения модуля «С чего начинается Родина?».
В состав модуля входят такие темы:
- «Я и моя семья»
- «Традиции моей семьи»
- «Моя школа»
- «Мой дом»
- Конкурс рисунков «Родина там, где дом»
- Игра «Каждому свой дом»
Детям предлагается отобразить тему «Я и моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Затем дети рассказывают о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры. Необходимо помочь каждому ученику выбрать роль в соответствии с нею определить тему игры («День рождения», «Вечером всей семьёй», «Семейный праздник», «Поход в кинотеатр» и направить развитие сюжета.
На занятиях
«Традиции моей семьи» дети
рассказывают о том, как их семьи проводят выходные и праздничные дни.
Рассказывая об этом, дети испытывают чувство гордости за своих пап и мам. Не зря В. А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Слова «мама», «мать»- одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языке всех народов. Словом «мать» называют и свою Родину.
В результате реализации первого модуля у детей расширяется представления о своей семье, родословной, проявляется чувство гордости за свою семью, что заставляет бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, обогащаются представления о себе и своих сверстниках.
Модуль «Моя Родина – город Гай» включает в себя следующие темы:
- «Город Гай на карте России, Оренбургской области»
- «История заселения и образования города»
- «Герб и гимн города Гай»
- «Известные люди нашего города»
- «Крупные предприятия города»
- «Коллективная работа над проектом «Город будущего»
- «Памятные места в моём городе»
- «Экология города»
- «Праздники нашего города»
- «Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город»
Изучая историю
своего города, его прошлое и настоящее позволяет расширить знания учащихся о родном
городе, о социальных объектах, расположенных на
территории города; формируются представления о людях нашего города.
Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении.
Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.
На втором этапе (2 год обучения) дети знакомятся с модулем «Моя Родина - Оренбургская область».
Они ближе узнают:
- «Символика Оренбургской области»
- «Оренбург-столица Оренбургской области»
- «Погода и климат Оренбургской области»
- «Население Оренбургской области»
- «Растительный мир Оренбургской области»
- «Животный мир Оренбургской области»
- «Водные ресурсы Оренбургской области»
- «Природные ресурсы Оренбургской области»
- «Промышленность Оренбургской области»
- «Экология Оренбургской области»
- «Природные достопримечательности Оренбуржья»
При изучении данного модуля у детей формируются знания об историческом прошлом и настоящем родного края; расширяются знания о богатствах и достопримечательностях нашей области; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.
На третьем этапе (3 год обучения) дети готовы воспринимать более сложный материал.
В ходе изучения модуля «Моя Родина - Россия» у детей расширяются элементарные представления о своей стране. Они знакомятся:
- с историей становления Российской Федерации;
- с историей происхождения названия нашей страны;
- с главным городом нашей страны;
- с Государственной символикой;
- с народными промыслами России;
- русской архитектурой;
- с субъектами Российской Федерации.
В результате изучения этого модуля дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучат историю гимна, герба, флага нашей Родины.
Популяризация среди школьников государственных символов является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма. Обращение к символам государства способствует формированию у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.
В процессе реализации программы «Страницы Родины моей», у обучающихся должны быть сформированы следующие гражданско-патриотические качества, которые в дальнейшем пригодятся детям для их успешной социализации:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.