Выступление из опыта работы
Оценка 4.8

Выступление из опыта работы

Оценка 4.8
docx
21.12.2021
Выступление из опыта работы
Формирование гражданско-патриотических качеств млшк.docx

Формирование гражданско-патриотических качеств младших

школьников на занятиях детского объединения

«Страницы Родины моей»

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО»-

народная мудрость.

 

           Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, во всех сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорили учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. Оно, конечно не полное и его стоит дополнить. Человек, не знающий хотя бы вкратце Историю России, не может называть себя патриотом. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей. 

Дети младшего школьного возраста мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданско-патриотических позиций.

Программа «Страницы Родины моей» рассчитана на младший школьный возраст 7-11лет и направлена на формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников средствами начального краеведения.

Содержание данной программы предусматривает получение знаний не только на аудиторных занятиях, но и во время прогулок и практической деятельности.

Цель программы: формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников средствами начального краеведения.

Задачи программы

Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой город, область и страну;

- воспитывать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

Развивающие:

- развивать у обучающихся интерес к изучению своей страны, области и города;

- формировать навыки наблюдения за окружающей средой (природой);

- формировать коммуникативные навыки;

- Формировать у обучающихся элементы IT-компетенций.

Образовательные:

- познакомить с основными понятиями по краеведению;

- формировать у учащихся опыт в освоении социокультурного пространства.

Содержание программы реализуется в 3 этапа по годам обучения:

I    этап.

Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям. Изучение истории своего города, его настоящего.

II    этап. Изучение Оренбургской области, городов, входящих в состав нашей области, изучение культуры, быта и  традиций.

III   этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций нашей страны.

 

На первом этапе (1 год обучения) начинается изучения модуля  «С чего начинается Родина?».

В состав модуля входят такие темы:

-    «Я и моя семья»

-    «Традиции моей семьи»

-    «Моя школа»

-    «Мой дом»

-    Конкурс рисунков «Родина там, где дом»

-    Игра «Каждому свой дом»

Детям предлагается отобразить тему «Я и моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Затем дети рассказывают о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры. Необходимо помочь каждому ученику выбрать роль в соответствии с нею определить тему игры («День рождения», «Вечером всей семьёй», «Семейный праздник», «Поход в кинотеатр» и направить развитие сюжета.

На занятиях «Традиции моей семьи» дети
рассказывают о том, как их семьи проводят выходные и праздничные дни.

Рассказывая об этом, дети испытывают  чувство гордости за своих пап и мам. Не зря В. А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Слова «мама», «мать»- одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языке всех народов. Словом «мать» называют и свою Родину.

В результате реализации первого модуля у детей  расширяется представления о своей семье, родословной, проявляется чувство гордости за свою семью, что заставляет бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, обогащаются представления о себе и своих сверстниках.

Модуль «Моя Родина – город Гай» включает в себя следующие темы:                         

          -     «Город Гай на карте России, Оренбургской области»

         -     «История заселения и образования города»

         -     «Герб и гимн города Гай»

         -     «Известные люди нашего города»

         -     «Крупные предприятия города»

         -     «Коллективная работа над проектом «Город будущего»

-     «Памятные места в моём городе»

-     «Экология города»

-     «Праздники нашего города»

-     «Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город»

 

 Изучая историю своего города, его прошлое и настоящее позволяет расширить знания учащихся о родном
городе, о социальных объектах,  расположенных на территории города; формируются представления о людях нашего города.

 

Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении.

Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.

 

На втором этапе (2 год обучения) дети знакомятся с модулем «Моя Родина - Оренбургская область». 

Они ближе узнают:

-  «Символика Оренбургской области»

- «Оренбург-столица Оренбургской области»

-  «Погода и климат Оренбургской области»

- «Население Оренбургской области»

- «Растительный мир Оренбургской области»

- «Животный мир Оренбургской области»

- «Водные ресурсы Оренбургской области»

- «Природные ресурсы Оренбургской области»

 - «Промышленность Оренбургской области»

- «Экология Оренбургской области»

- «Природные достопримечательности Оренбуржья»

При изучении данного модуля у детей формируются знания об историческом прошлом и настоящем родного края; расширяются знания о богатствах и достопримечательностях нашей области; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.

На третьем этапе (3 год обучения) дети готовы воспринимать более сложный  материал.

В ходе изучения модуля «Моя Родина -  Россия» у детей расширяются элементарные представления о своей стране.  Они знакомятся:

- с историей становления Российской Федерации;

- с историей происхождения названия нашей страны;

- с главным городом нашей страны;

- с Государственной символикой;

- с народными промыслами России;

- русской архитектурой;

- с субъектами Российской Федерации.

В результате изучения этого модуля дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучат историю гимна, герба, флага нашей Родины.

Популяризация среди школьников государственных символов является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма. Обращение к символам государства способствует формированию у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.

В процессе реализации  программы «Страницы Родины моей», у обучающихся   должны быть сформированы следующие гражданско-патриотические качества, которые в дальнейшем пригодятся детям для их успешной социализации:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины;

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.


Формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников на занятиях детского объединения «Страницы

Формирование гражданско-патриотических качеств младших школьников на занятиях детского объединения «Страницы

Развивающие: - развивать у обучающихся интерес к изучению своей страны, области и города; - формировать навыки наблюдения за окружающей средой (природой); - формировать коммуникативные навыки;…

Развивающие: - развивать у обучающихся интерес к изучению своей страны, области и города; - формировать навыки наблюдения за окружающей средой (природой); - формировать коммуникативные навыки;…

Родину. В результате реализации первого модуля у детей расширяется представления о своей семье, родословной , проявляется чувство гордости за свою семью, что заставляет бережнее относиться…

Родину. В результате реализации первого модуля у детей расширяется представления о своей семье, родословной , проявляется чувство гордости за свою семью, что заставляет бережнее относиться…

На третьем этапе (3 год обучения) дети готовы воспринимать более сложный материал

На третьем этапе (3 год обучения) дети готовы воспринимать более сложный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2021