Классный руководитель групп 3-24 и З-31к
Десятникова Оксана Викторовна
Выступление на методическом объединении классных руководителей на тему:
«Система работы классного руководителя по
духовно-нравственному воспитанию студентов»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
г.Краснодар
19.11.2020 г.
Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
ЗАДАЧИ
воспитания определены:
в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры
(нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам)
в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры
(толерантность, культура общения, вера, патриотизм)
в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры
(семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции)
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине
СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок
СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода
ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание
НАУКА: ценность знания, стремление к истине
Традиционные РЕЛИГИИ России: вера, духовность, толерантность
ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни
ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов
Пространство духовно-нравственного развития
Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания молодежи, т. е. уклада студенческой жизни, определяющего:
урочную деятельность,
внеурочную деятельность
внеколледжную деятельность обучающихся
Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.
Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем
Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна обучающимся, поскольку основное структурное звено в колледже - это коллектив одногруппников. Именно в нем зарождается интерес к будущей специальности, учебе, формируются социальные отношения друг с другом. Группа представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития молодежи..
Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приоритетным направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание студентов.
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь молодежи понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений работы в колледже.
В процессе работы стараться придерживаться определенного
стиля в отношениях со студентами:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования молодежи, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы: «Борьба со сквернословием», «Интернет-зависимость и способы борьбы с ней», «Симпатия, влюблённость или любовь…», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Умей общаться со всеми и всегда», «О дружбе и друзьях», «Права несовершеннолетнего», «Что такое патриотизм?», «День народного единства», «Терроризм – угроза будущему», «Алкоголь и алкогольная зависимость», «Суд над наркотиками», «Наркомания, ВИЧ, СПИД – что это?» и другие способствуют развитию самооценки студента, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Значительную роль в воспитательной деятельности играет организация встреч с разными людьми.
Бесценным опытом будет встреча с ветераном Великой Отечественной войны, с представителями выбранной профессий – профессионалами своего дела.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогут такие мероприятия как Неделя специальности, участие в олимпиадах, эстафетах, экскурсиях и других тематических мероприятиях.
Для достижения полноценного результата воспитательной деятельности, безусловно, необходима и работа с родителями, причём она должна быть разнообразной по своим формам: в виде беседы, круглого стола или в онлайн режиме. А также в индивидуальной форме. Актуальными темами являются такие как: «Мы разные – в этом наша сила», «Психологическое здоровье студентов», «Молодежные субкультуры», «Локальные сети в нашей жизни. Интернет-зависимость», «Семейные традиции», «Конфликт. Методы предупреждения и стиль поведения в конфликтной ситуации» и многие другие темы.
Помочь студенту найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс, протянуть руку помощи –для этого классный руководитель должен взаимодействовать с психологом, социальным педагогом, преподавателями, администрацией колледжа и родителями.
«Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В.А. Сухомлинский писал:
Духовно – нравственное воспитание
содействует формированию у человека:
нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма
нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.