Выступление на методическом объединении классных руководителей на тему: «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию студентов»

  • ppt
  • 10.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МО классных руководителей.ppt

Классный руководитель групп 3-24 и З-31к
Десятникова Оксана Викторовна

Выступление на методическом объединении классных руководителей на тему:
«Система работы классного руководителя по
духовно-нравственному воспитанию студентов»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

г.Краснодар
19.11.2020 г.

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

ЗАДАЧИ
воспитания определены:

в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры

(нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам)

в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры

(толерантность, культура общения, вера, патриотизм)

в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры

(семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции)

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок

СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода

ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание

НАУКА: ценность знания, стремление к истине

Традиционные РЕЛИГИИ России: вера, духовность, толерантность

ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни

ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов


Пространство духовно-нравственного развития

Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания молодежи, т. е. уклада студенческой жизни, определяющего:

урочную деятельность,
внеурочную деятельность
внеколледжную деятельность обучающихся

Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.

Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем

Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна обучающимся, поскольку основное структурное звено в колледже - это коллектив одногруппников. Именно в нем зарождается интерес к будущей специальности, учебе, формируются социальные отношения друг с другом. Группа представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития молодежи..
Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Приоритетным направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание студентов.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь молодежи понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений  работы в колледже.

В процессе  работы стараться придерживаться  определенного  
стиля в отношениях со студентами:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования молодежи, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Проводимые мной классные часы: «Борьба со сквернословием», «Интернет-зависимость и способы борьбы с ней», «Симпатия, влюблённость или любовь…», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Умей общаться со всеми и всегда», «О дружбе и друзьях», «Права несовершеннолетнего», «Что такое патриотизм?», «День народного единства», «Терроризм – угроза будущему», «Алкоголь и алкогольная зависимость», «Суд над наркотиками», «Наркомания, ВИЧ, СПИД – что это?» и другие способствуют развитию самооценки студента, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.

Значительную роль в воспитательной деятельности играет организация встреч с разными людьми.
Бесценным опытом будет встреча с ветераном Великой Отечественной войны, с представителями выбранной профессий – профессионалами своего дела.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогут такие мероприятия как Неделя специальности, участие в олимпиадах, эстафетах, экскурсиях и других тематических мероприятиях.

Для достижения полноценного результата воспитательной деятельности, безусловно, необходима и работа с родителями, причём она должна быть разнообразной по своим формам: в виде беседы, круглого стола или в онлайн режиме. А также в индивидуальной форме. Актуальными темами являются такие как: «Мы разные – в этом наша сила», «Психологическое здоровье студентов», «Молодежные субкультуры», «Локальные сети в нашей жизни. Интернет-зависимость», «Семейные традиции», «Конфликт. Методы предупреждения и стиль поведения в конфликтной ситуации» и многие другие темы.

Помочь студенту найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс, протянуть руку помощи –для этого классный руководитель должен взаимодействовать с психологом, социальным педагогом, преподавателями, администрацией колледжа и родителями.


«Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В.А. Сухомлинский писал:

Духовно – нравственное воспитание
содействует формированию у человека:

нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма

нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости

нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний

нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.

Доклад подготовлен классным руководителем Десятниковой О.В.


БЛАГОДАРЮ за внимание