Выступление на МО
«Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР»
Приоритеты современного общества требуют большого внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из главных в сфере государственной политики. Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром. Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире Дети, о которых идет речь, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения Возможны только совместные действия со взрослым; характерны грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. В основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе я применяю разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, прослушивание аудиозаписей, способы стимулирования и поддержания мотивации, интегрированные уроки, которые поддерживают, направляют и корректируют развитие каждого обучаемого ребенка.
Моя
работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и
множественными нарушениями и передо мной задача: компенсировать имеющиеся
отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и
умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формирую
представление ребенка о самом себе, затем учу ориентироваться в ближайшем
окружающем пространстве. Безусловно, обогащаю опыт взаимодействия с взрослым..
Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации,
переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому я беру задания из
разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир,
предметно-практическая деятельность). Формирование представления о себе:
показываю отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываю части тела
ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи —
потешки, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову,
жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формирую
интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза
рогатая)
Традиционные формы и методы обучения невозможно применить на практике из-за
различных типов памяти, восприятия, внимания, индивидуальных особенностей и
возможностей учеников.
При использовании различных форм уроков наиболее продуктивными и целесообразными, из моего опыта работы, является интегрированный урок, где соединены в одной теме несколько предметов.
Интегрированные уроки позволяют развить у детей учебную мотивацию, что является неотъемлемой частью учебного процесса, а также способствуют развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и навыков коммуникации. Так как многие дети с ТМНР имеют патологии по зрению, слуху, двигательным нарушениям и соматическим заболеваниям, то это, конечно, накладывает некоторые ограничения по форме проведения урока, но остается такой главный элемент, такой как смена деятельности.
При организации интегрированного урока, необходимо учитывать еще и разный уровень умственного развития детей и их речи. Например, ребенок неумеющий говорить ограничен в возможности взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, являющаяся основой социального взаимодействия, недоступна такому ребенку. Педагог ему предлагает другие коммуникативные системы – это метод пиктограмм, т.е. символические изображения, заменяющие слова, а также копирование и использование жестовой речи, карточек.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР имеет определенную
последовательность, формирование каждого умения предполагает
соблюдение ряда этапов.
На первом этапе создаются условия для установления
эмоционального контакта с ребенком и формирование у него мотивации к взаимодействию с взрослым. С этой целью используются занятия в сенсорной комнате, игровые ситуации, сюрпризные моменты, поощрения с учетом интересов и желаний ребенка, проблемные ситуации для вызывания потребностей у ребенка к подражанию, общению. Все действия ребенка сопровождает эмоционально-смысловой комментарий. Эта задача решается первоначально в обиходно-бытовых ситуациях и только потом на специально организованных занятиях. (У ребенка не сформированы навыки самообслуживания. Все необходимые действия выполняет взрослый. Ребенок запомнил последовательность действий и пассивно ждет конечного результата, например, когда его покормят. Взрослый подносит наполненную ложку ко рту ребенка, но не завершает действие. Ребенок вынужден использовать доступные средства коммуникации, чтобы привлечь внимание взрослого для оказания помощи (смотрит на взрослого, вытягивает губы, показывает жестом, использует вокализации или др.). Таким образом, ребенок сам проявляет инициативу во взаимодействии. Задача взрослого отреагировать на обращение ребенка и завершить действие.)
Когда ребенок начинает доброжелательно реагировать на инициативу взрослого и легко вступать в эмоциональный контакт, можно переходить к следующему этапу обучения.
На втором этапе - этапе совместных действий - взрослый кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Важно подобрать индивидуальный темп выполнения, предусмотреть эмоциональное комментирование действий (что делаем, в какой последовательности и зачем). Оречевление необходимо для развития представлений об окружающем мире, установления смысловых взаимосвязей между событиями и развития речевых функций. Этап важен, так как у ребенка не сформировано подражание и ограничены возможности самостоятельного выполнения движений (вследствие интеллектуального или двигательного нарушения).
На третьем этапе подключаются имитационные действия: взрослый показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, используя сохранные органы чувств (слепой ребенок кладет свои руки на руки взрослого, ощущая тактильно движения), далее отрабатывается поэлементное выполнение действия одновременно ребенком и взрослым, который выполняет движения рядом с ребенком на таком же материале. Взрослый использует эмоциональное комментирование и стимулирует развитие речевого подражания. При необходимости в случае затруднения ребенка взрослый может использовать жестовую инструкцию или элементы совместных действий (например, начинает действие за ребенка).
На четвёртом этапе - этапе проб и ошибок - взрослый показывает алгоритм действий и предлагает повторить его ребенку. Ребенок выполняет и в случае ошибки, взрослый указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску правильного способа выполнения. Используются подсказывающие, альтернативные и наводящие вопросы, чтобы побудить ребенка действовать правильно. Подсказывающие - содержащие в себе однозначный правильный ответ. Альтернативные - предполагающие выбор из двух, чаще контрастных вариантов. Наводящие - включающие опорные слова и требующие распространения высказывания (домысливание ситуации с опорой на прошлый опыт). Если ребенок самостоятельно не способен исправить ошибку, взрослый вновь возвращается на этап имитационных или совместных действий. После того, как ребенок научится выполнять данное действие по образцу без ошибок, можно переходить к следующему этапу.
На пятом этапе ребёнок действует по словесной инструкции. Вначале ребенок действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий.
Такая этапность позволяет отработать основные жизненные, бытовые, социальные и познавательные навыки и умения. Также в рамках проведения работы происходит развитие знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развивается эмоциональная сфера, обогащается словарь и развиваются коммуникативные навыки.
Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь. Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.