Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Уссурийск уссурийского городского округа
Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка
Учитель английского языка
Салимова юлия викторовна
уссурийск, 2021
Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г. Белинский
Когда выпускники школ приходят в ВУЗы, то зачастую слышат фразу : «Забудьте все то, что вы учили в школе…»
Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.
Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.
Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: затруднительно объяснять детям тему сложно-подчиненные предложения 6 класс «Радужный английский», когда по русскому языку обучающиеся познакомятся с ней в 9 классе по предмету «Русский язык», или формировать понятие «местоимение» в рамках программы по английскому языку во 2 классе в тот момент, когда ребята не знакомы с этим понятием на русском. Или тема «Австралия» в 7 классе проходится до того, как это произошло на географии.
Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Обратимся, для примера, к истории и английскому языку. Вот здесь повезло. На момент беседы о промышленной революции у научно-техническом прогрессе у ребят уже сформированы базовые понятия об этом по истории.
А.В.Хуторской высказал мнение: «Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются».
Если
представить объёмную модель образования, то метапредметные основы - они
вертикальные, это корни. А межпредметные - горизонтальные связи между
ветвями-предметами.
Горизонтальная межпредметная связь может быть чисто инструментальная,
например, математика помогает вести деятельность в других предметах - считать,
рассчитывать, выводить, решать задачи. Переносятся методы, подходы. Или
какие-то вопросы рассматриваются на стыке предметов. Межпредметность не
обеспечивает метапредметности, но может являться её предвестником,
обоснованием.
Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации.
Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще.
Понятие МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ значительно шире.
Прежде всего, давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность,
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность, как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения)
Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Освоение метаспособов происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
· развивающее обучение;
· критическое мышление;
· технологический компонент;
· общеучебные умения и навыки.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные), познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми способами);
- регулятивные умения (постановка вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнания, метаспособы, метадеятельность.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
А.В.Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования подчеркивает, что
«грубейшей ошибкой нынешних ФГОСов (их составителей) является отделение
личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение
образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и
метапредметные результаты ученика являются личностными!»
Александр Романов поясняет: «Во ФГОСах
декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не
метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так
назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.)».
Но я все-таки буду придерживаться понятия «метапредметные УУД» и постараюсь проанализировать, при помощи каких приемов можно их сформировать на разных этапах урока.
1. Мотивационно-целевой этап.
Задача этапа: организовать процесс выращивания целей обучающихся
Формируемые метапредметные умения
Регулятивные
Умение видеть проблему, Определять причину затруднения, Умение задавать вопросы, Умение ставить цель, Умение планировать свою деятельность по достижению цели, Умение прогнозировать результат своей деятельности, Умение определять критерии успешности деятельности
Познавательные
Умение слушать, Умение выделять главное, Умение сравнивать
Коммуникативные
Умение формулировать высказывание
Инструменты организации деятельности обучающихся
1. Загадка Encryption (шифровка) - After rain comes fair weather. – Не всё ненастье, будет и красно солнышко.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
6 |
20 |
5 |
18 |
18 |
1 |
9 |
14 |
3 |
15 |
13 |
5 |
19 |
6 |
1 |
9 |
18 |
23 |
5 |
1 |
20 |
8 |
5 |
18 |
. |
2. Отсроченная отгадка (черный ящик)
- Guess what is there inside. Prompt: it is a thing that helps us to learn if it is hot or cold. (thermometer) (Догадайтесь, что внутри. Этот предмет помогает определить, холодно ли на улице.
3. Корзина идей (эффективно работает на интерактивной доске)
Элементы для образования Present Perfect: V1, V2, V3, have, has, yesterday, just, ever, never …
4. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Перед тем как читать текст о Нью- Йорке я прошу учащихся заполнить таблицу:
I know |
I’d like to know |
I’ve learnt |
It’s a big city. It’s in America.
|
What can I see there? What can I visit there? Where can I eat? |
Manhattan, The Statue of Liberty, skyscrapers Fifth Avenue, Central Park, Metropolitan Museum Chinatown, Little Italy |
2. Содержательно-процессуальный
Задача: Создать условия для освоения новых знаний и новых способов деятельности
Познавательные
Ø Предлагать разные варианты решения проблемы (подавать идеи)
Ø Логические умения (выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать…)
Ø Умение мыслить образами (образное мышление)
Ø Умение интерпретировать информацию
Регулятивные
Ø Умение планировать собственную деятельность
Коммуникативные
Ø Умение аргументировать
Ø Умение слушать и слышать
Ø Умение принимать решение
Ø Умение отстаивать свою позицию
Ø Умение определять ценность собственной деятельности для общего дела
1. Проблемные вопросы
What is the temperature today? (какая температура сегодня?) - ответы учащихся
Видео или картинка погода в Нью-Йорке. (Приложение 3)
What is the temperature in New York? (На картинке изображен прогноз погоды в Нью-Йорке и температура 56 – днем, 46 – ночью) Почему? – эффект удивления. Может, кто-то знает ответ, если нет, находят информацию в рубрике Nota Bene.
В США используют шкалу Фаренгейта (работа со схемой и таблицей) – переведите температуру из измерения по Цельсию в измерение по Фаренгейту
2. Фишбоун (Д. Баланка)
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.
Environmental problems |
Air pollution |
Water pollution |
Soil pollution |
Global warming |
Other |
- Poisoning by lead - Acid rains -Poisonous gases |
- Waste dumping - Oil spill |
- Waste dumping - Radioactive waste |
- Climatic changes |
- Growth of population - Shortage of food and water - Destruction of wildlife |
3. Прием составления кластера
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
4. Рациональное сочетание разных форм работы (коллективное обсуждение)
Урок-соревнование (№1 Обозначьте на карте, Флаги – страны – столицы, Цепочка слов, Морской бой, Шифровка, Guess the animal by description)… групповая форма работы. ( развитие лидерских качеств, умение отстаивать свою позицию…)
5. «Шпаргалки»
Учащимся предлагают прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) ученики отдают учителю. Затем ученики по желанию подходят к учителю и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Учитель отмечает лучшие шпаргалки и докладчиков. (Stoways)
6. Техника составления интеллектуальных карт
Начните с середины листа. Напишите там центральное понятие или, еще лучше, нарисуйте свою тему. Даже если речь идет об абстрактной теме, Вам следует попробовать найти для нее образ Начните с середины листа. Напишите там центральное понятие или, еще лучше, нарисуйте свою тему. Даже если речь идет об абстрактной теме, Вам следует попробовать найти для нее образ.
Начертите линии, исходящие от этого центрального понятия или образа, на каждой запишите понятие, которое для Вас вытекает из Вашей темы.
Памятка для составления интеллектуальной карты
(автор Т. Бьюзен)
1. Представьте центральный образ в виде рисунка
- Одним рисунком можно выразить множество слов
- Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс
2. Разместите центральный образ в середине листа
- Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений
- Происходит концентрация внимания на центральном образе
3. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа
3.1. Ответвления должны быть изогнутыми
- Прямые линии утомляют мозг
- Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца
3.2. Используйте разные цвета, не менее трех
- Цвета активизируют мыслительный процесс
3.3. Подписывайте ответвления печатными буквами
- Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой
- Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей
- Каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз
4. Продолжите разветвление основных направлений мысли
- Ветви должны расходиться во все стороны
- Основные ответвления должны соединяться с рисунком в центре листа, а второстепенные - друг с другом
3. Рефлексивно-оценочный этап
Задача: Создать условия для определения причин своих успехов и неудач и обеспечить выход на новую цель деятельности
Познавательные
Ø Умение анализировать собственную деятельность Умение корректировать сравнивать себя с другими
Регулятивные
Ø Умение соотносить цель и результат
Ø Умение видеть причину
Коммуникативные
Умение оценивать свою работу в микрогруппе
1. Творческая форма рефлексии – Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например: Spaghetti Messy, spicy Slurping, sliding, falling Between my plate and mouth Delicious (byCindyBarden) |
ПРИМЕР. Тема «Free-time clubs», 6класс. 1) (School clubs) 2) Interesting, popular, favourite. 3) To collect, to play, to read. 4) Tastes differ. 5) Free time.
|
ПРИМЕР. Тема “Museums of London”, 5 класс. 1) Science museum 2) Great, popular, interesting 3) offer, learn, take part in 4) meet face to face with the future 5) big collections
|
2. Игра «Ладошки»
Может быть использована на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся. На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.
4 класс(стр. 46): 1. Слушать и слышать нужную информацию 2. Сравнивать предметы(слова-исключения) 3. Подбирать заголовок к тексту 4. Описывать погоду 5. Сравнивать (используя многосложные прилагательные)
3. ЭССЕ
Достаточно эффективным учебным методом для контроля знаний и умений высшего порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) является эссе, еще не получившее, однако, широкого распространения в практике учителей отечественной школы.
Эссе в переводе с французского означает «попытка», «проба», «очерк». Это произведение- размышление незначительного объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета изучения.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки относительно предмета обсуждения, дает возможность выработать нестандартное (творческое) понимание материала. Часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности учащихся, предполагающая:
❖ анализ информации, ее интерпретацию;
❖ построение рассуждений;
❖ сравнение фактов, подходов и альтернатив;
❖ формулирование выводов;
❖ личную оценку автора и т. д.
Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает логически организовать мыслительный процесс, предполагает свободное владение языком терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы, соответствующие теме.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования этого метода:
1)самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);
2)тридцатиминутная контрольная (или самостоятельная) работа изученного учебного материала;
3)десятиминутное свободное произведение для закрепления и обработки нового материала (обычно пишется в конце урока или в конце этапа урока);
4)пятиминутное свободное произведение с целью подведения итогов урока и фиксирования мыслей и выводов, сформулированных на уроке по теме (чаще дается задание написать, что ученики узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).
Для первых двух видов эссе тема формулируется учителем чаще всего в виде проблемного вопроса, что должно побуждать учащихся к размышлению, а не только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и определений.
4. Приём “Лови ошибку”
Формирует:
· умение анализировать информацию;
· умение применять знания в нестандартной ситуации;
· умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Catch the mistake. (урок в 4 кл. По теме «Степени сравнения прилагательных»)
1) Cows are biger than lions.
2) A tiger is angryer than a fox.
3) A giraffe is the more beautiful animal.
4) A monkey is funniest animal.
5) Elephants bigger than bears.
6) A crocodile longer than a fish.
5. Роль "подводящий итоги"
Ученик участвует в управлении обучением, выполняя роль "подводящего итоги". Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.
6. Три уровня д/з
Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ . Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.
Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ . Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
В заключение хотелось бы привести слова Артура Шнабеля, австрийского педагога, пианиста и композитора: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».
Правильно сформированные метапредметные УУД откроют обучающимся дверь к более успешной работе с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; помогут сотрудничать и работать в группе выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
В заключении остановлюсь на преимуществах использования приемов
Обучающиеся приобретают способность:
– работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
– сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
– эффективно работать с другими людьми; выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Как педагог, хотела бы отметить, что повышается активность учащихся на всех этапах учебного занятия и их ответственность за качество собственного образования.
Литература.
1. Прорывные технологии: Методическое пособие /Авт.-сост. Т.И. Фисенко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2013. - .. с. 88
2. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»).
3. Хуторской А. В. Метапредметный урок : Методическое пособие.— М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 74 с. (Серия «Современный урок»).
4. https://fulledu.ru/articles/1607_mezhpredmetnost-metapredmetnoe-obuchenie-shkole.html
5. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/06/15/primenenie-tehnologii-kriticheskogo
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.