Выступление на МО. Тема Метапознание в обучении"
Оценка 4.9

Выступление на МО. Тема Метапознание в обучении"

Оценка 4.9
doc
01.11.2024
Выступление на МО. Тема Метапознание в обучении"
Выступление на МО. Тема Метапознание в обучении – формируем и развиваем регулятивные УУД._.doc

Выступление на ШМО .

 

 Тема: Метапознание в обучении – формируем и развиваем регулятивные УУД.

 

 

Метапознание (metacognition) – это «мышление о мышлении» или способность думать и регулировать собственные мысли.

Метапознание — это размышление о своем мышлении или саморефлексия, с помощью которой человек, используя знания о себе, поставленной задаче и стратегиях и ориентируясь на переживания, чувства, эмоции, осуществляет метакогнитивную регуляцию своей познавательной деятельности, т.е. планирует познавательную деятельность, контролирует свой прогресс в достижении цели познания и оценивает полученный результат.

Метапознание - это знание человека о своем познании, способность управлять своим собственным познанием на основе своих знаний. Главные вопросы, которые должен задавать учитель: "Как ты это узнал? Зачем ты это узнал?" Эти вопросы позволяют увеличить мотивацию к изучению материала, а значит и качество знаний. 

Компоненты метапознания:

·         метакогнитивные знания,

·         метакогнитивные чувства,

·         метакогнитивная регуляция.

Метакогнитивные знания – это

1) знания о себе или осознание своих сильных и слабых сторон при изучении и обработке информации,

2) знания о природе задачи и условиях, необходимых для ее выполнения, уровне сложности задачи,

3) знания о стратегиях, которые применяют для успешного выполнения задачи.

Пример:

 «Я знаю, что я (знания о себе) испытываю трудности с текстовыми задачами (знания о природе задачи), поэтому сначала отвечу на вычислительные задачи и оставлю текстовые задачи на потом (знания о стратегиях)».

Метакогнитивные чувства – это внутренняя эмоциональная реакция на познавательную деятельность или сознательные переживания и суждения, возникающие во время познавательной деятельности и отражающие характер ее протекания. Например, решая задачу, можно испытывать чувство знакомости или правильности решения.

Пример:

«Представьте, что вы решаете кроссворд: какие-то вопросы кажутся легкими, и вы уверены в своем ответе, а какие-то воспринимаются как невыполнимые; иногда вы вписываете подходящий ответ, но сомневаетесь в его правильности, а иногда чувствуете, что нужное слово вертится на кончике языка, и через некоторое время оно действительно приходит в голову. Это все примеры метакогнитивных чувств — сознательных переживаний, которые сопровождают познавательную деятельность и отражают характер ее протекания, а не явления окружающего мира».

Метакогнитивная регуляция – это способность отслеживать процессы решения проблем на основе метакогнитивных знаний посредством использования метакогнитивных стратегий планирования (целеполагание, планирование подхода к решению задачи, определение основных этапов работы, выбор стратегий), мониторинга (мониторинг понимания задач и собственного прогресса на пути к решению, внесение изменений в деятельность, выбор других стратегий) и оценки результатов (самооценка и самокоррекция в ответ на самооценку) познавательной деятельности.

На этапе планирования учащиеся размышляют о цели обучения, которую поставил перед ними учитель, определяют основные шаги своей работы, обдумывают подходы к решению учебной задачи и учебные стратегии, которые будут использовать. Для этого учащимся рекомендуется спросить себя:

«Что меня просят сделать?»

«Какие учебные стратегии я буду использовать?»

«Есть ли какие-нибудь учебные стратегии, которые я использовал раньше и которые могут оказаться полезными?»

На этапе мониторинга учащиеся реализуют план работы, отслеживают свой прогресс в достижении цели обучения и при необходимости вносят изменения в свою деятельность, отказываясь от учебных стратегий, которые не работают. На этом этапе учащимся могут спросить себя:

«Работает ли учебная стратегия, которую я использую?»

«Мне нужно попробовать что-то другое?»

На этапе оценки учащиеся определяют, достигли ли они цели обучения, насколько полезными были выбранные ими учебные стратегии, что помогло и что мешало достичь цели обучения. Для этого учащиеся спрашивают себя:

«Насколько хорошо я справился?»

«Что пошло не так?»

«Что я мог бы сделать по-другому в следующий раз?»

Что прошло хорошо?

«Для каких других типов проблем я могу использовать эту стратегию?»

Рефлексия – это фундаментальная основа метакогнитивной регуляции или процесса планирования-мониторинга-оценки. Поэтому на протяжении всего этого процесса необходимо поощрять учащихся к самоанализу с помощью рефлексивных вопросов.

Благодаря метапознанию учащиеся осознают свои сильные и слабые стороны, учатся контролировать собственное учение, определяя учебные цели и отслеживая прогресс в их достижении, и постепенно становятся более самостоятельными, уверенными и настойчивыми учащимися, которые могут:

1) понимать смысл учебной задачи,

2) определять свои сильные и слабые стороны, связанные с решением учебных задач,

3) составлять план решения задачи,

4) контролировать, насколько хорошо план работает,

5) оценить и скорректировать план по мере необходимости.

Согласно Джону Хэтти, метапознание может принести ощутимую пользу школьникам, испытывающим трудности в понимании учебного материала, отстающим ученикам и всем тем, кто хочет улучшить свои результаты.

Способствует метапознание формированию у учащихся функциональной грамотности, так как помогает использовать знания и умения в новых ситуациях, в том числе внеучебных, поскольку выводит учащихся за пределы поверхностного обучения и побуждает их к более глубокому пониманию изучаемого учебного материала. Наконец, метапознание помогает учащимся развивать эмоциональный интеллект, лучше понимать точку зрения других людей, а также думать о том, как быть счастливыми, уважаемыми и уверенными в себе.

Учебные занятия, на которых учащиеся осваивают метакогнитивные стратегии, состоят из четырех этапов:

·        Актуализация (организация размышлений учащихся в начале урока о том, что они знают по теме и какие учебные стратегии они ранее использовали, чтобы что-то узнать об этой теме)

·        Планирование (постановка цели обучения, выбор стратегии решения задачи, определение времени необходимого для решения задач, выявление возможных проблем, затруднений. Предположение о том, насколько хорошо они будут выполнять задачу, также помогает метапознанию.)

·        Практика (выполняют задание и одновременно следят за своим прогрессом. Учитель помогает им посредством организации рефлексивных пауз и метакогнитивных вопросов или подсказок, например, «Я успешно выполняю задачу, потому что...», «Эта стратегия работает, потому что...», «Меня смущает...», «Мне, возможно, придется изменить свою стратегию, потому что...» и «Мои следующие шаги ...». Особенно важно фиксировать внимание учеников на том, что их смущает, потому что это показывает, что затруднения и непонимание – это неотъемлемая часть обучения, и это способствует развитию метапознания).

·        Обзор (обычно в конце урока). (учитель дает ученикам время, чтобы они определили, что они узнали и насколько успешной была выбранная ими стратегия решения учебной задачи; что получилось, а что пошло не так; что они могли бы сделать по-другому в следующий раз, и для каких еще типов проблем они могли бы использовать эту стратегию?)

 

Для организации каждого этапа учитель может использовать разнообразные педагогические техники метакогнитивного обучения:

1.     Предварительная оценка содержания новой темы.

2.     Ведение метакогнитивных заметок.

3.     Думай вслух.

4.     Оценка учебных стратегий.

5.     Рефлексивное письмо

6.     Создание метакогнитивных вопросов

7.     Ретроспективная пост-оценка

8.     Ведение учащимися учебных журналов (Еженедельные отчеты)

9.     Остановись и подведи итог

Метакогнитивная обертка – это деятельность, которая окружает обучение и способствует метапознанию учащихся. По мнению специалистов, метакогнитивная обертка эффективна, так как: • требует мало времени, • органично включена в традиционную учебную деятельность, • способствует развитию метакогнитивной регуляции, самоконтролю и незамедлительной обратной связи. Учитель может создать метакогнитивную обертку вокруг урока, задачи (задания), домашнего задания, контрольной работы (экзамена).

Для работы с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися особый интерес представляют метакогнитивные обертки контрольной работы (экзамена).

Это короткие, рефлексивные письменные задания, в которых учащимся предлагается проанализировать свои стратегии обучения в связи с их успеваемостью с упором на соответствующую корректировку своих будущих методов учения.

Как правило, метакогнитивная обертка контрольной работы (экзамена) состоит из четырех частей:

1.     обоснование: учащимся объясняется для чего нужны эти рефлексивные задания, например, для того, чтобы помочь стать лучше или что-то изменить в учебной деятельности.

2.     рефлексия: учащимся необходимо ответить на рефлексивные вопросы;

3.     сравнение: учащиеся анализируют ошибки, которые допустили;

4.     корректировка: учащиеся определяют, как они будут учиться в дальнейшем, что они изменят в своей учебной деятельности, от каких стратегий откажутся, а какие будут использовать.

Пример:

Метакогнитивная обертка контрольной работы.

Имя:

Контрольная работа№__ по теме:

 

Дата проведения:

Оценка:

Обоснование:

Эта форма поможет вам оценить вашу собственную подготовку к контрольной работе и позволит вам скорректировать свои привычки в учебе в будущем. Ваши ответы не повлияют на вашу оценку и предназначены исключительно для того, чтобы помочь вам улучшить ваши результаты. Быть честным с самим собой здесь — полезная и важная часть самоанализа.

 

Когда вы начали готовиться к контрольной работе? (выберите одно мнение и поставьте «галочку»)

Регулярно, в течение всего периода изучения темы.

За 2 недели до контрольной работы.

За 1 неделю до контрольной работы.

Ночью перед контрольной работой.

Я не готовился.

Как вы готовились к контрольной работе? (Круг учебных стратегий, которые

использовались для подготовки к контрольной работе)

Читал учебник

 

Создаю собственные заметки (конспекты)

 

Отвечал на вопросы

в конце раздела или

главы.

 

Проходил онлайн-тесты

 

Учился с другом

или группой

 

Создавал флеш-карты

 

Попросил кого-то

проверить себя

 

Другое:

 

Сравнение:

 Теперь, когда вы просмотрели вашу оцениваемую работу:

Оцените баллы, которые вы потеряли: выберете из списка ваши проблемы и  оцените каждое из утверждений с точки зрения того, насколько оно верно для вас по шкале от 1 до 5

проблемы с пониманием теории _____

проблемы с запоминанием формул_____

проблемы с дефинициями (определениями) понятий _____

невнимательности_____

небрежности_____

отсутствия подготовки _______

неспособности сформулировать подход к проблеме________

арифметических ошибок_________ 

неясных ожиданий________

тревоги (и конкретно по поводу чего?) _________

другое____________________________________________

 

Рефлексия:

Какие типы вопросов были самыми сложными для вас? Почему? (не более трех)

Тип вопроса

Почему этот вопрос показался мне

сложным?

Например: Указать силы действующие на тело.

Я не знаю как изображать силы на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка:

Назовите по крайней мере три позиции, которые вы будете делать по-другому в следующий раз при подготовке к контрольной работе. Будьте конкретны. Например, будете ли вы тратить больше времени, начинать подготовку раньше, менять конкретную привычку к учебе, пробовать новую (если да, попробуйте назвать ее), оттачивать какой-то другой навык (если да, назовите его), учить формулы и определения после каждого урок, участвовать в большем количестве обзорных возможностей или что-то еще?

 

Напишите 3 вещи, которые вы будете делать для подготовки к следующей контрольной работе:

Как учитель может помочь вам со следующей контрольной работой?

 

1.

 

1.

2.

 

2.

3.

 

3.

 

Метагонитивные техники и упражнения, которые мы можем использовать (а некоторые из них мы используем в своей работе):

1.     МЕТАКОГНИТИВНАЯ ТЕХНИКА "РАСКАЖИ МНЕ, КАК"

Дать задание обучающимся, дать время на обдумывание, а затем попросить рассказать, как ученик будет решать проблему. Продумывание того, «как» решить проблему, выполнить задачу или построить тип письменного ответа, поощряет метапознание. Это требует, чтобы ученики остановились и подумали о том, что они будут делать в серии конкретных шагов. Какие стратегии они будут использовать? В каком порядке они будут использовать эти стратегии? Почему это лучший подход? Это дает представление о мыслительном процессе ученика, что облегчает выявление заблуждений или областей путаницы.

2.       МЕТАКОГНИТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДУМАЙ – ОБСУЖДАЙ – ДЕЛИСЬ» Быстрое упражнение, которое позволяет ученикам тщательно обдумать вопрос, прежде чем делиться своими ответами с другими. Хорошо для: предоставления ученикам времени для осмысления задания; содействия равноправному участию; обеспечения того, чтобы каждый ученик вносил свой вклад в дискуссию.

Инструкции: Задайте вопрос или представьте проблему. Дайте ученикам 1-5 минут, чтобы обдумать (или записать) свой ответ. Затем попросите учеников обратиться к партнеру и обсудить свои идеи. Наконец, попросите учеников поделиться тем, что произошло в их парных дискуссиях во время обсуждения в классе.

3.     ТЕХНИКА "ЛИСТ МЕТАПОЗНАНИЯ" Чтобы определить проблемные места и пробелы в знаниях перед итоговой оценкой, попросите учеников ответить на вопросы по изученной теме. Для этого попросите их написать на листах бумаги ответы на вопросы: (а) “Можете ли вы кратко изложить тему?”, (б) “Как вы можете применить знания по теме?” и (в) “Какие вопросы у вас еще есть по теме?” Анализ ответов поможет вам определить, какие учащиеся испытывают трудности и в чем заключаются их конкретные трудности.

4.     РЕФЛЕКСИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

1. Метакогнитивные знания. Рассмотрим три проблемы обучения: приобретение знаний, приобретение навыка или принятие решения, основанного на фактических данных. Как могут отличаться подходы, необходимые для достижения успеха в каждой из этих трех отдельных задач?

2. Метакогнитивный мониторинг. После того, как вы завершите свое следующее задание или проект, оцените свое результирующее состояние мастерства по следующей шкале из трех баллов: 0 = у меня нет уверенности в том, что я добился какого-либо значимого прогресса на пути к мастерству; 1 = Я ясно почувствовал некоторое приобретение мастерства, но мне нужно идти дальше; 2 = В настоящее время я очень уверен, что понимаю и могу справиться с этой задачей.

3. Затем посмотрите, заставляет ли ваша самооценка вас предпринимать действия, такие как повторное изучение материала или обращение за помощью к сверстнику или инструктору, чтобы достичь большей компетентности и большей уверенности. Критическим тестом будет то, смогла ли ваша осведомленность от мониторинга инициировать ваши действия. Другой придет вовремя. Это будет зависеть от того, оказалась ли ваша самооценка точной.

4. Метакогнитивный контроль. Чтобы лучше понять это, вспомните пример из жизни, когда вы приняли плохое решение, которое оказалось результатом, которого вы не желали или который не был в ваших интересах. Как переживание этого опыта позволило вам лучше справляться с подобной или связанной с ней жизненной проблемой?

 

Итог:

Метапознание — психическая деятельность человека, в процессе которой осуществляются анализ, контроль и управление собственными познавательными процессами.


Выступление на ШМО . Тема:

Выступление на ШМО . Тема:

На этапе планирования учащиеся размышляют о цели обучения, которую поставил перед ними учитель, определяют основные шаги своей работы, обдумывают подходы к решению учебной задачи и…

На этапе планирования учащиеся размышляют о цели обучения, которую поставил перед ними учитель, определяют основные шаги своей работы, обдумывают подходы к решению учебной задачи и…

Наконец, метапознание помогает учащимся развивать эмоциональный интеллект, лучше понимать точку зрения других людей, а также думать о том, как быть счастливыми, уважаемыми и уверенными в…

Наконец, метапознание помогает учащимся развивать эмоциональный интеллект, лучше понимать точку зрения других людей, а также думать о том, как быть счастливыми, уважаемыми и уверенными в…

Для работы с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися особый интерес представляют метакогнитивные обертки контрольной работы (экзамена)

Для работы с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися особый интерес представляют метакогнитивные обертки контрольной работы (экзамена)

Теперь, когда вы просмотрели вашу оцениваемую работу:

Теперь, когда вы просмотрели вашу оцениваемую работу:

Метагонитивные техники и упражнения, которые мы можем использовать (а некоторые из них мы используем в своей работе): 1

Метагонитивные техники и упражнения, которые мы можем использовать (а некоторые из них мы используем в своей работе): 1

Как переживание этого опыта позволило вам лучше справляться с подобной или связанной с ней жизненной проблемой?

Как переживание этого опыта позволило вам лучше справляться с подобной или связанной с ней жизненной проблемой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2024