Проблема адаптации первоклассников в школе актуальна для всей системы образования.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Первый год обучения в школе становится чрезвычайно сложным, переломным периодом в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ежедневные учебные занятия требуют от школьника напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка такая статическая нагрузка очень трудна.
Каждый ребенок в этот период сталкивается с проблемами:
- сложности привыкания к школьному режиму, которые заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности;
- трудности с коммуникацией (чаще всего они наблюдаются у детей, имеющих небольшой опыт общения со сверстниками),многие дети тяжело привыкают к новому коллективу;
- сложности во взаимоотношении с учителем
- проблемы, связанные со сменой семейной обстановки.
Вместе с чувствами радости, восторга, удивления переполняющими ребенка в первые дни обучения в школе, появляются и чувства тревоги, растерянности, напряжения. Не все дети оказываются готовы к этому.
К сожалению, большинство детей поступающих в 1 класс нашей школы-интерната, отличаются пониженным или очень низким уровнем подготовки к обучению в школе и поэтому очень часто сталкиваются с различными проблемами в обучении, усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно четки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приемы обучения.
Как же учителю помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение для этих детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала, строится в соответствии со следующими основными положениями:
- Восполнение пробелов дошкольного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности.
- Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.
- Дифференцированный подход к детям – учет сформированности знаний, умений и навыков.
- Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности; развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
- Активизация речи детей в единстве с их мышлением.
- Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.
Кроме того, существует ряд условий, которые необходимо соблюдать учителю в адаптационный период и в процессе дальнейшего обучения первоклассников:
- обеспечение двигательной активности первоклассников, организация физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах;
- строгое соблюдение гигиенических норм, максимум свежего воздуха;
- организованное начало урока, четкие переходы от одного вида деятельности к другому, чередование труда и отдыха, использование игровых приемов;
- разнообразие форм организации учебной деятельности, широкое использование парной и групповой работы;
- использование на уроке различных игровых приемов: игрушки, которая дает задание, или которой надо помочь преодолеть какие-то трудности; загадки, лабиринты, ребусы, игры ; грамматические сказки, цепочки, шарады, фонетические зарядки и многое другое помогают детям восполнить пробелы и в меру своих способностей усваивать школьную программу.
- благоприятная морально-эстетическая атмосфера, эмоциональный комфорт , внимание к каждому ученику, элементарная культура общения, доброжелательность, а также слушание музыки, наблюдение за природой.
Совместные усилия педагогов, родителей , врачей, психологов помогают снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Постепенно дети вживаются в роль школьника. Начинают осознавать зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Что такое правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес.
Привыкают к режиму дня . Дети учатся задавать вопросы ,не бояться спрашивать.
Развивается учебная мотивация, развиваются навыки общения, которые позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.
Больше доброты, игры, улыбки, импровизации, четкости и мудрого предвидения , чтобы адаптация первоклассников не была большой проблемой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.