«Культура школы как фактор социализации учащихся»
Подготовила воспитатель 6-А класса Бондаренко Надежда Ивановна.
24.03.2021 года
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»
В.А. Сухомлинский
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»
М.И. Калинин
Задачи: ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка; определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.
Исторический путь развития России привел ее к демократическим преобразованиям. Этот скачкообразный переход от несовершенного социализма к нецивилизованному капитализму отрицательно сказался на психологическом состоянии народа, сложившийся за многие века склад чувствования и осмысления окружающего мира обнаружил явную невписываемость в рамки происходящих событий. Происходящие перемены психологии народа объясняются новыми социально-экономическими условиями и, прежде всего, вхождение в рыночное пространство. Это привело к появлению некоторых элементов западной морали: стремление к наслаждению, денежное сумасшествие, нигилизм, признание господства силы и многое другое. Эти черты постепенно становятся атрибутами нашего социального поведения. В то время как Бернард Шоу писал, что русская душа необычайно яркая, насыщенная культурой, в сравнении с которой все западные души кажутся вульгарными. Поэтому приобщение нас к мировым стандартам жизнедеятельности не должно сопровождаться стандартизацией «по живому» без учета этнопсихологических особенностей народа. Российская земля как сокровищница прошлого, вобрала в себя и хранит несметное богатство культурных ценностей, собранных и накопленных многими поколениями людей.
Если отвергать прошлое даже в малой части, человек лишит себя своих корней, своей основы. Прошлый опыт, национальные традиции, культура – все это берется в будущее, это необходимый багаж для творческого созидания будущего.
Из истории знаем, что, вобрав в себя наиболее полезное от других народов, наше Отечество все равно развивалось по русской модели, так как национальные стереотипы поведения с трудом изымаются из психики человека. Быстрое их изъятие приводит к национальной дисгармонии общества, и в современной ситуации мы оказались как бы в нокдауне: удар выдержали и на ногах устояли, но сознание несколько сдвинулось.
Это наша Великая Культура. У нас в стране сохраняется существенная недооценка определяющего значения культуры в диктуемых жизнью преобразованиях, глубокое недопонимание того, что именно Культура, и только она может служить первоосновой, базисом для построения будущего. Только опираясь на весь неисчерпаемый духовно-творческий потенциал Культуры можно исцелить наше больное общество.
Основная, решающая функция культуры – человекотворческая. Она вытекает из высшего предназначения культуры: созидать, творить человека, его духовный мир. Именно культура составляет вечное и нерушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному. Она же дает ясный и четкий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть красота, совершенство, культурность, справедливость, добро, а что, напротив есть невежество, уродство, дикость, грубость, зло.
Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе, способствовать мобилизационному сплочению общества во имя высших интересов России, инициировать массовое развитие творчества, формирование нового поколения духовно богатых, высоконравственных личностей, ставящих своей целью процветание своей Родины. Только в обществе, исцеляющемся культурой, можно рассчитывать на обильный поток поистине инновационных идей, способных развитию общества творцов, а не разрушителей.
Если мы приходим к убеждению, что именно Культура представляет собой высшую, вечную ценность и служит базисом для построения будущего, то возникает вопрос, как поставить ее во главу угла диктуемых жизнью преобразований в образовательном процессе школьника, устремленного к улучшению жизни.
Культура – (от лат. cultura) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Большая советская энциклопедия).
Современное представление о понятии «культура» предлагает 520 толкований термина. Это – «сфера деятельности человека», «образ жизни», «совокупность ценностей», «культура общения», «физическая культура», «эстетическая культура», «культура речи», «правовая культура», «политическая культура», организационная культура», «инновационная культура», «экологическая культура»..
В нашем обиходе более близко понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)
Культура школы зависит прежде всего от культуры каждого члена школьного коллектива или другими словами, каждого участника образовательного процесса
Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ личности.
Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.
Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели.
По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
На выходе из школы Выпускник должен владеть культурой познания, культурой самореализации, культурой выбора, культурой ответственности
В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е. В. Бондаревской: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры.
К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
1. Символы учебного заведения
2. Герои школьного сообщества
3. Язык организации
4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
5. Профессиональные и общечеловеческие ценности
По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.
Поднимаясь по ступеням, к строительству которых школа приступает с начальных классов, формируя личностные компетенции, ребенок приходит к осознанию своего места в социуме.
Укреплению мировоззренческой позиции, общей культуры обучающихся способствуют также разработка и внедрение долгосрочных и краткосрочных проектов, по которым работает учреждение.
Таким образом, важнейшей задачей школы становится организация и проведение экспериментальной работы по созданию модели культурологической школы как условия становления социокультурной личности.
Однако вознесение культуры на пьедестал высших ценностей не должно развиваться стихийно. Школе необходимо осмысленно и целеустремленно корректировать этот процесс.
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет. Сегодня, когда условия жизни, знания и требования к современному человеку меняются очень быстро, невозможно научить школьника всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он окончит школу. Но успешность жизненной и профессиональной карьеры,
личное счастье человека зависит от его собственной активности и нравственных качеств. Важнейшая
задача школы, семьи и социального окружения – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий,
амбиций. Педагогический коллектив школы обращает серьезное внимание на создание условий для воспитания высоконравственной личности, духовно развитой и физически здоровой, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Большую роль в воспитании учащихся играют классные руководители,
воспитатели, которые проводят часы общения по расширению знаний учащихся об,окружающем мире, по воспитанию правовой грамотности и толерантности, формированию активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Педагоги учат обучающихся выбирать эффективные способы и приёмы решения поставленных задач. Хочется отметить
школьную традицию проведения Дня самоуправления, Дней здоровья, праздников «Новый год», 8 Марта и 9 Мая, проведение общешкольных торжественных линеек , которые способствуют
воспитанию у детей культуры труда, усидчивости, самостоятельности, любознательности. Все
это в целом прививает не только навыки культуры, но и дает ощутимые результаты в приобретении
знаний. Творческая деятельность, занятия по интересам являются важнейшим средством социализации. У ребят есть возможность самоутверждения, саморазвития в
различных областях через социальноприемлемые формы. Воспитанники в стенах нашей школы-интернат
занимаются вокалом, проектной деятельностью «Бисероплетение» и «Театр», в секциях ОФП , а также шашками и шахматами. Многие занимаются в городских учреждениях дополнительного образования. Участие детей в различных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и конференциях способствует развитию лидерских и организаторских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества. Как правило, учащиеся занимают призовые места, получают грамоты, дипломы на городских , Российском и Международном уровнях. Для ребенка такие результаты очень важны. Конечно же, процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственноправовой, эстетической и организационной культуры школы, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебновоспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия. Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; вовторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; втретьих, как важнейший фактор социализации учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в ФГОС, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. На выходе из школы Выпускник должен владеть культурой познания, культурой самореализации, культурой выбора и культурой ответственности. Культура познания: Ø обладать разносторонним интеллектом; Øбыть конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин и уважающей позицию другого; Øвладеть новыми технологиями, понимать возможности их применения, их силу и слабость, критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе; Ø осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и способами исследовательского труда. Культура выбора: Ø руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями; Ø самостоятельно находить выход из проблемной ситуации; Ø личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессии; Ø способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и выбирать нравственные, правомерные средства их достижения. Культура самореализации: личность, стремящаяся к достижению высокого уровня образованности и культуры; участвующая в созидательной деятельности и создающая продукты авторской творческой деятельности;ищущая, познающая собственные потенциалы и стремящаяся к полноценной реализации собственных личностных ресурсов. Культура ответственности: социально активная личность, способная брать на себя ответственность за собственные поступки и O способная участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты деятельность; ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и построения в России правового демократического государства. Исходя из вышесказанного, можно построить модель формирования системы внутришкольной культуры Система внутришкольной культуры Возможность удовлетворить образовательную потребность населения. Миссия школы Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению
Из чего складывается культура школы? Из многого. Из культур ее долгожителей. Из кустов шиповника на школьном дворе. Из городской улочки, где разместилась сама школа. Из связей, которыми школа незримо связана с внешним миром; изречений и анекдотов, маленьких открытий и удивительных поступков, происходящих здесь. В школе среди педагогов есть уникальные люди, которых на всю жизнь запоминают выпускники. Эти люди несут в себе, в своем образе, в манере думать, мыслить, делать что-то такое замечательное, скрывающее какую-то тайну, а истинная педагогика тайна. Эти педагоги живут своей замечательной внутренней жизнью, увлеченно служа и поклоняясь какому=то тайному или явному идолу, будь то свой трепетно любимый предмет или собирательный предмет собирательство, сопровождаемое глубоким и взволнованным знанием о каждом предмете. Еще их отличает почти интуитивное понимание и знание человеческой психологии, которое позволяет им всегда быть на том перекрестке, где они нужны, где их слово спасет и возвеличит, подарит надежду. Особая возвышенносозидательная коллективная и индивидуальная ментальность складывается там, где удается вырастить достойный педагогический коллектив, где обычно не задерживается склока и смысл совместной деятельности лежит вне постоянных конфликтов, а познавательнотворческая активность присутствует перманентно. Там не завидуют, а радуются успеху. Там накапливаются восторженные впечатления от увиденного, услышанного и сделанного. И всегда властвует и приветствуется насыщенная оригинальная мысль. Ведь известно, что там, где учитель формирует у детей восторженное отношение к торжеству мысли, к ее красоте, значимости, удивительности, именно там становятся нормой жизни высокие гуманистические принципы: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в жизни хорошее, делай хорошее для других, коллекционируй удивительных людей, удивительные места, удивительные памятники, удивительные мысли. Поэтому неизменно перед школой и семьей стоит задача – создатьусловия для восторга, для участия, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений. Школа должна быть открыта для бесконечных сложных и привлекательных поворотов, для удивительных встреч.
Напомню о позиции государства, которая нашла отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в майском указе Президента РФ Путина В.В., выступлении министра просвещения РФ О.Ю.Васильевой : Именно, школа закладывает основы духовно – нравственных ценностей, способствует самоопределению, социализации, воспитанию культуры и создание культурной среды развития личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.