Выступление на педагогическом совете
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете

Оценка 4.7
docx
23.01.2023
Выступление на педагогическом совете
выступление на пед.совете ЗПР.docx

Изображение 0032023 г

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель-дефектолог

 Каляканова В.В.

 

 

 

 

п. Новый

             По данным различных исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся образовательной школы- 20-30% от детской популяции младшего школьного возраста.

             Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие «трудности в обучении» и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении» (в соответствии с психолого-педагогической классификацией). Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Как показали комплексные исследования сотрудников Института дефектологии (Т.А.Власова, М.С.Певзнер), большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии.

     Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 минут занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности.

      По клиническим данным у большинства отличаются признаки слабо выраженной органической недостаточности центральной нервной системы. Согласно клинико-психологической классификации , предположенной М.С.Певзнер, К.С.Лебединской к категории ЗПР относятся дети с церебраастеническим состоянием, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. Сюда же следует отнести детей со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.

       У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, А также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

Испытывая соматические трудности в учебе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте.

          Дети с ЗПР нуждаются в условиях обучения, которые могут быть обеспечены в специально созданных для них группах детского сада или школах.

При обучении в этих классах обеспечивается коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов дошкольного развития первоначального школьного обучения. После окончания 9-го класса им выдается документ того же образца, что и выпускникам массовых школ.

         Психолого-педагогические наблюдения за 5-6 летними детьми с ЗПР и их клиническое изучение (Лубовский В.И., Шевченко С.Г. и мн.др.) выявили ряд особенностей их психического развития.

         Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и причин. Среди них в первую очередь выделяются:

       Социальная ситуация ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, в школе, обществе в целом).

          На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

-дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечиваются стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности

-травмирующее действие социальной микросреды , вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.); или, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм)

-отсутствие квалифицированных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

 Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда).

        Состояние здоровья (соматического и нервно-психического). Негативное влияние на развитие ребенка может оказывать тяжелое соматическое заболевание в первые годы жизни, либо хронические формы заболеваний с частыми обострениями.

       Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат.

       В дошкольные группы принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы, что обуславливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории детей входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе развитие внимания, памяти речи.

       Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражается на продуктивной деятельности- лепка, рисование, конструирование.

        Дети 5-6 лет жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах 5 (даже часто с ошибками), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом, решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне доступно, однако дети могут затруднятся в объяснении причинно-следственных связей. Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают.

       Для игровой деятельности характерно неумение самостоятельно, без помощи взрослого развернуть игру в соответствии с общим замыслом, не учитывается общий интерес, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При выполнении инструкций на воспроизведение какого-либо движения или их серий, дети нарушают последовательность элементов действия.

      Дети испытывают трудности ориентирования в пространстве. Поэтому задания, связанные с направлениями движения (к примеру возьми игрушку, которая лежит справа от тебя, пройди немного вперед и положи ее также справа), дети, как правило, не понимают или выполняют неправильно. Сделав одно действие, они останавливаются, как бы выжидая положительного подкрепления и дальнейших разъяснений со стороны взрослого. Если разъяснений не поступает, одни дети переспрашивают задание, другие- начинают заниматься своими делами: вертят игрушку в руках, уходят с места, садятся, так и не поняв, что задание ими не выполнено.

      Нарушение моторики, пространственного восприятия, зрительно- моторных координаций, если не организовать спец. коррекционной работы, скажутся при обучении письму, в первую очередь- на внешней картине письма, в каллиграфии.

В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, в игровой деятельности. Так эти дети не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы, неряшливы в одежде

       Психические особенности детей с ЗПР требуют организации специальной коррекционной работы

       Работа по расширению, уточнению и систематизации словаря и развитию связной речи на занятиях должна быть тесно связана с формированием и расширением представления о предметах и явлениях окружающей действительности на спец. занятиях (ознакомление с окружающим миром и развитию речи).

        В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира дети научатся:

-вести наблюдение за изучаемыми объектами

-осуществлять планомерный анализ конкретного объекта или явления -проводить сравнение двух предметов по определенному плану, выделяя общие и отличительные признаки

-классифицировать предметы (их изображения на группы на основании родового признака)

-называть группы однородных предметов (их изображений) -устанавливать с помощью взрослого простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений У детей с ЗПР следует развивать их чувственный опыт. Эта задача решается при изучении темы: «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве».

Изучение данной темы предполагает развитие у детей умение различать цвет, форму, величину; ознакомление со свойствами материалов и вариантами расположения предметов и их частей в пространстве, расширение и активизацию словаря детей на основе ознакомления с изученными свойствами.

      У детей вырабатывается, например, умение различать и правильно называть все основные цвета и оттенки; в активный словарь детей вводятся предметно-образные названия цветов (к примеру лимонный, морковный).

     Обучение детей пониманию пространственных отношений между предметами и их частями предполагает формирование умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже словесно.

     Дефектолог организует действия детей с реальными предметами и их изображениями, которые способствуют выявлению и различению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Дети овладевают приемами сопоставления предметов, например, накладывают их один на другой при ознакомлении с формой, прикладывают их друг к другу при знакомстве с величиной и распознавании цвета.

      В процессе занятий дети усваивают родовые понятия, что предлагает, с одной стороны, накопление видовых понятий- названий конкретных предметов и с другой- владение общими наименованиями соответствующих групп предметов.

Для того, чтобы дети получили достаточный опыт в словесной классификации, широко используют логические упражнения. Отличаемые трудности в построении высказываний диктуют необходимость ставить специальную учебную задачу- обучению построения высказываний. Составление рассказов по сюжетным картинкам, серии последовательных картин, рассказов-описаний. Способствуют развитию связной монологической речи.

Задачи коррекционной работы:

-развитие общей и мелкой моторики

-развитие памяти -развитие внимания

-анализ, синтез

-развитие логического мышления

-развитие образного мышления -развитие пространственной ориентации

-развитие речи,

 коррекция характера

Коррекционная работа должна проводиться учителем-дефектологом, логопедом, воспитателем, психологом совместно. Обязательно медицинское сопровождение, наблюдение врача-невролога Только тогда мы добьемся соответствующих результатов. У нас в саду 4 дефектолога (на каждой группе группе). Дефектологи проводят занятие по математике и занятие по ознакомлению с окружающим миром. В средней группе- это подгрупповые и фронтальные занятия по 1 разу в неделю. То же самое и в старшей  и подготовительных группах. Ведутся индивидуальные занятия с наиболее отстающими детьми. Это занятия от 10- 20 мин. Логопед проводит в группах занятия по развитию речи (по 1 во всех группах в неделю). Воспитатель же проводит с детьми все остальное время. Необходимо, чтобы работа воспитателя и дефектолога осуществлялась преемственно. У воспитателя есть тетрадь дефектолога, куда заносятся занятия, которые нужно провести или с группой, или индивидуально. Это могут быть закрепляющие задания или повторение пройденного несколько недель назад. Например: У дефектолога была тема «Птицы зимой». Воспитатель на прогулке показывает детям птиц, описывает внешний вид птиц, в группе можно показать детям книжку про этих птиц.

      Очень важно, чтобы эти задания выполнялись, так как у детей плохая память и к новому занятию, а оно будет через неделю, ребята частично забывают материал. Часть наглядного материала есть у дефектолога (пособия, игры) и воспитатель должен обращаться за той или иной игрой.

      Воспитателям необходимо оказывать помощь дефектологу в изготовлении пособий (в основном раздаточного материала).

Проводить работу среди родителей (бумага, клей) , покупать различные дидактические игры (лото, азбука, тетради для индивидуальной работы, раскраски (для моторики)).

      С вопросами, возникающими в процессе обучения, обращаться к дефектологу и логопеду. Очень важна заинтересованность со стороны всех специалистов в конечном результате.

          Рекомендуется начинать любое занятие с пальчиковой гимнастики. У дефектолога есть книги по пальчиковой гимнастике.

Большое внимание необходимо уделять на ИЗО мелкой моторике.

Воспитатель каждый день должен проводить дидактические игры с детьми.

Это игры:

На логическое мышление:

·        «Сравни 2 картинки», «Из каких геометрических фигур состоит рисунок?», «Дорисовать узоры», «Что лишнее?», почему. 4 картинки, 1 лишняя.

·        Свойства предметов: Съедобное, несъедобное?

На образное мышление:

·        «Дорисуй рисунок».

На память:

·        «Какой предмет убрали».

·        Ориентировка в пространстве: Пойди налево, найди...

·        Синтез, анализ: Собери из частей «Вьетнамская игра».

На столах должны лежать доступные игры (различные картинки в средней группе и т.д.). Воспитатель должен смотреть, чтобы все дети играли равномерно.

Таким образом, совместная работа воспитателя и специалистов должна способствовать максимальной коррекции детей с ЗПР и подготовки к их успешному обучению в школе.


 

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

По данным различных исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся образовательной школы- 20-30% от…

По данным различных исследований, количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся образовательной школы- 20-30% от…

Сюда же следует отнести детей со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией

Сюда же следует отнести детей со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией

Социальная ситуация ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, в школе, обществе в целом)

Социальная ситуация ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» в семье, в школе, обществе в целом)

В дошкольные группы принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы, что обуславливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня…

В дошкольные группы принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы, что обуславливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня…

Для игровой деятельности характерно неумение самостоятельно, без помощи взрослого развернуть игру в соответствии с общим замыслом, не учитывается общий интерес, неумение контролировать свое поведение

Для игровой деятельности характерно неумение самостоятельно, без помощи взрослого развернуть игру в соответствии с общим замыслом, не учитывается общий интерес, неумение контролировать свое поведение

Работа по расширению, уточнению и систематизации словаря и развитию связной речи на занятиях должна быть тесно связана с формированием и расширением представления о предметах и…

Работа по расширению, уточнению и систематизации словаря и развитию связной речи на занятиях должна быть тесно связана с формированием и расширением представления о предметах и…

Обучение детей пониманию пространственных отношений между предметами и их частями предполагает формирование умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже…

Обучение детей пониманию пространственных отношений между предметами и их частями предполагает формирование умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже…

Коррекционная работа должна проводиться учителем-дефектологом, логопедом, воспитателем, психологом совместно

Коррекционная работа должна проводиться учителем-дефектологом, логопедом, воспитателем, психологом совместно

Проводить работу среди родителей (бумага, клей) , покупать различные дидактические игры (лото, азбука, тетради для индивидуальной работы, раскраски (для моторики))

Проводить работу среди родителей (бумага, клей) , покупать различные дидактические игры (лото, азбука, тетради для индивидуальной работы, раскраски (для моторики))

На столах должны лежать доступные игры (различные картинки в средней группе и т

На столах должны лежать доступные игры (различные картинки в средней группе и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023