«Домашние задание …план, кабала или свобода»
Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» - это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители...
В связи с развитием общества и науки возникают новые требования к школе, соответствовать которым можно, совершенствуя учебные планы и средства обучения. Это касается и домашних заданий. Тем не менее домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя. Поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в усвоении учащимися знаний и умений.
В последнее время актуальность приобретает проблема домашних заданий. Передо мной встали следующие вопросы: «Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это “2”?»
Для себя я сделала вывод, что домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса в начальной школе. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Школа России», составленной в соответствии с требованиями ФГОС. По ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных.
При продумывании домашнего задания я ставлю определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.
Для этого на каждом уроке я выделяю время на разъяснение домашнего задания
1. Задание записываю на доске.
2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.
3. Прочитывается вслух текст упражнения (мной или детьми).
4. Выясняю у детей, как надо выполнить задание, какое может вызвать затруднение.
5. Записываю задания в тетрадь для самоподготовки (для воспитателей)
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы по выполнению домашнего задания.
В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.
Виды домашних заданий
- Единое для всех учащихся.
- Групповое. Такая форма работы не только формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.
- Парное. Составление домашней работы для соседа по парте.
- Одна на весь класс
- Индивидуальные задания, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся
- Творческие домашние задания. Такие задания могут быть:
-по выбору; - по желанию; - обязательные, - добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
(НАПРИМЕР - найти сведения о писателе, составить отзыв о понравившемся произведении, составить кроссворд по теме, выполнить рисунок, закладку.)
- Дифференцированное.
Я использую в своей работе дифференцированное домашнее задание. (В классе есть дети с ОВЗ-6 чел.)
В работе применяю три уровня домашних заданий.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – использую в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
По дидактическим целям применяю в основном следующие виды домашних заданий:
направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений.
В практике использую следующие формы домашней работы
- устные и письменные;
- обязательное и по желанию;
- общие, дифференцированные и индивидуальные;
- регламентированные и без установленного срока.
“Задание массивом”
Например, даю 10 задач или примеров, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы
“Особое задание”
Одарённые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
Также использую творческие игры для домашних заданий: кроссворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания подготовка учебных пособий (окружающий мир тема «Планеты солнечной системы» делают из пластилина модель планет солнечной системы, выполнение индивидуальных наблюдений и опытов (выращивание лука, наблюдение за погодой с записью в дневник наблюдений)
Творческие домашние детям доставляет удовольствие фантазировать. Они любят сочинять дидактические сказки (по литературному чтению), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками.
Также я систематически использую для домашней работы рабочие тетради на печатной.
Важно помнить об объеме домашних заданий. У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке. Существуют временные ограничения при выполнении домашних заданий:
1 класс – со II полугодия до 1 часа
2 класс – до 1,5 часа
3-4 классы – до 2 часов
Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла. Существуют различные формы проверки домашних заданий:
Фронтальная – чаще всего используется. Это текстовые задания, письменный опрос, выполнение аналогичных заданий.
Самопроверка – часто используем на уроках русского языка. «Письмо по памяти». Учащиеся записывают по памяти, выученный дома стихотворный текст, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость.
Взаимопроверка– на уроках математики во время арифметического диктанта часто используем взаимопроверку. Так же на уроках развития речи во время работы над составлением предложения. При работе над техникой чтения и формировании монологической речи детям предлагаю прослушать друг друга. Такая работа может проводиться как в парах, так и в группах.
Выборочный контроль – выбираю сама кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.
Такую работа провожу следующим образом, например, (4 класс) учащихся приглашаю к доске и даю задание по аналогии с домашним. Можно использовать карточки, перфокарты, другой различный материал.
Для себя я поняла и сделала вывод, что домашнее задание важный этап учебной деятельности, которому нужно уделять серьезное внимание. Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.