Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
docx
15.01.2024
Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.docx

Выступление на педагогическом совете

 «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.                     

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

- Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».

Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

 

1 карточка.

А                1*9:3

Л                2*8:4

М               2*3:6

Р                 34+9*4

Я                             50-27:3

1

3

4

41

70

 

 

 

 

 

 

2 карточка.

П                8*3:6

Т                3*(8:2)

Н                36:9*7

И                6*6

К                7*7

О                81:9

Л                72:9

 

4

8

9

12

28

36

49

 

 

 

 

 

 

 

 

3 карточка.

К                64:8

Т                30:5

О                81:9

Е                56:8

С                20:4

К                6*7

И                7*5

Щ               3*9

Л                4*3

Ь                 9*2

 

5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта.

 

 

1.     Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Формула

 

 

 

 

2.     Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Формула

 

 

 

 

3.     Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

Сторона

Формула

 

 

 

 

 

 

Выполняя эти задания, мы с вами смогли   перейти к следующему понятию– «Математическая грамотность».

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Сочинение сказок «наизнанку».

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

 

 Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.     

Прием «Ошибкоопасное место»для формирования грамотного письма

             Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?». 

Прием «Лови ошибку»для формирования грамотного письма

             Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

В этом тексте 21 ошибка!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрые.А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте   ошибки! Найди их!

В гнизде пищят грочята. Птинцы с утра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.  

 

 

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Например:

Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не …  .

 Слова-невидимки

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

 

 

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

 Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию  людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Что же такое функциональная грамотность?

Что же такое функциональная грамотность?

К 64:8 Т 30:5

К 64:8 Т 30:5

Выполняя эти задания, мы с вами смогли перейти к следующему понятию– «Математическая грамотность»

Выполняя эти задания, мы с вами смогли перейти к следующему понятию– «Математическая грамотность»

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024