Выступление на педагогическом совете «Наглядность как средство для формирования связной монологической речи дошкольников с речевыми нарушениями»
Оценка 5

Выступление на педагогическом совете «Наглядность как средство для формирования связной монологической речи дошкольников с речевыми нарушениями»

Оценка 5
docx
02.09.2021
Выступление на педагогическом совете «Наглядность как средство для формирования связной монологической речи дошкольников с речевыми нарушениями»
Педовет НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО.docx

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

«Наглядность как средство для формирования связной монологической речи дошкольников с речевыми нарушениями»

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель-логопед

Вальтер М.Н.

 

 

 

 

Татарск

2018 г.                                                                                               

Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры,.. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…» Для детей с речевыми нарушениями задачи по развитию речи дошкольников решаются параллельно с коррекционным воздействием.

В понятие «развитие речи» включается работа над словом, предложением, связной речью. Все эти аспекты взаимосвязаны, взаимообусловлены и формируются как единое целое для речевого развития. Однако главным звеном в данной цепи является предложение, т. к. оно является и основной единицей общения, и структурным звеном для развития связной речи. В процессе овладения связной речью дошкольниками важное значение имеют и речеслуховой, и зрительный анализаторы. Другими словами, широкое использование наглядности в работе над предложением к приведет желаемым результатам:  к активизации мыслительной деятельности детей и, конечно, к практическому усвоению структуры простого распространенного и сложного предложений с различными союзами и союзными словами (в рамках программы) и активному их применению в спонтанной речи.

Надо отметить, что учителя-логопеды и лингвисты высоко оценивают в работе с дошкольниками-логопатами широкое применение разнообразной наглядности, различных методических технологий для формирования и в дальнейшем активизации связной монологической речи.

Так как дети в дошкольном возрасте активно не используют в речи слова атрибутивной лексики, то необходимо систематически включать дидактические упражнения на активизацию слов-определений и на распространение предложений второстепенными членами (опять же с опорой на наглядность – сюжетные картинки).

Показательно дидактическое упражнение «Кто больше?» Цель: распространение предложений с помощью второстепенных членов.

Показываю детям сюжетную картинку, задаю вопрос:

Что делает мальчик?

Получаю ответ – предложение «Мальчик играет  с медвежонком».

На магнитной доске схематично показываем предложение из 4-х слов. Далее задаю детям смысловые вопросы к каждому слову данного предложения:

И получаю от детей ответы :

- Какой мальчик? – маленький.

- Где играет? – на пляже.

- Как играет? – весело.

- С каким медвежонком? – смешным.

Каждое новое слово добавляем на магнитную доску.

Получится предложение: Маленький мальчик весело играет на пляже со смешным медвежонком.

В результате в процессе выполнения упражнения у детей срабатывает правильная рефлексия: они слышат и видят по количеству   слов на схеме предложения, что предложение с большим количеством слов несет больше информации, а, следовательно, в связной монологической речи более полезно, чем краткое высказывание.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, пришла к выводу, что, кроме работы над структурой предложений, надо находить способы, облегчающие процесс становления связной речи, но опять же опираясь на наглядность. Большую помощь оказала мне интересная технология Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» По аналогии изготавливаю свои наглядные схемы, помогающие детям с ОНР составлять не только описательные рассказы о каких-то предметах, но и делать пересказы, которым принадлежит особая роль в формировании связной речи. Но важно, чтобы наглядные схемы (как помощь для связного высказывания) отражали план последовательного рассказа.

Читаю детям небольшой художественный текст, который прошу прослушать и пересказать.

Илюша собрался на рыбалку. Накопал червей , взял удочку и   пошел к реке. Сел Илюша  на берегу и закинул удочку  в воду. Скоро ему попался большой карась, потом окунь . Мама сварила Илюше вкусную уху.

Показываю детям схему, в которой отражены основные моменты рассказа и последовательность изложения.

По схеме дети легко и последовательно пересказывают текст.

Наглядные графические схемы применяю и для отработки навыка составления описательных рассказов. Например, такая схема по теме «Домашние животные».

Вспомогательный методический прием, облегчающий детям с ОНР овладевать навыками монологической речи, можно использовать как иллюстративный материал с элементами графики в виде стрелок от одного предмета, эпизода к другому, что дает возможность последовательно излагать важные смысловые звенья текста либо последовательность событий.  

Например, так выглядит схема при работе над сказкой «Красная шапочка».

Как видим, последовательность изложения этой сказки по схеме будет достигнута.

Таким образом, формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР будет более эффективным, т. к. у детей  не будет пропусков смысловых звеньев, нарушений логической последовательности повествования, длительных пауз, ошибок в построении предложений.


 

Детский сад № 8 комбинированного вида» города

Детский сад № 8 комбинированного вида» города

Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры,

Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры,

Что делает мальчик? Получаю ответ – предложение «Мальчик играет с медвежонком»

Что делает мальчик? Получаю ответ – предложение «Мальчик играет с медвежонком»

Илюша собрался на рыбалку. Накопал червей , взял удочку и пошел к реке

Илюша собрался на рыбалку. Накопал червей , взял удочку и пошел к реке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2021