Выступление на педагогическом совете «Сказкотерапия в логопедической работе»
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете «Сказкотерапия в логопедической работе»

Оценка 4.7
docx
28.08.2021
Выступление на педагогическом совете «Сказкотерапия в логопедической работе»
3. педсовет «Сказкотерапия 20.docx

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

«Сказкотерапия в логопедической работе»

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель-логопед

Вальтер М.Н.

 

 

 

 

Татарск

2020 г.

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Сказкотерапия является снижением агрессивности у детей, устранением тревожности и страхов, развитием эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.

У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В работе используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. Сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей, возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий, повышаем эффективность логопедической работы.

Виды сказок:

·          Артикуляционные сказки: Логопед  рассказывает сказку о весёлом язычке, выполняя вместе с ребенком комплекс артикуляционных упражнений перед «волшебным зеркалом».

·          Пальчиковые сказки: Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, улучшается память, внимание.

·          Фонетические сказки: Побуждают ребёнка произносить звуки речи, с главными героями  сказки приходится переживать, принимать решение, тем самым происходит ненавязчивое закрепление изучаемых  звуков.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе, на «сказочных» занятиях дети учатся:

·          осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

·          формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

·          развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

·          активизировать и обогащать словарный запас детей;

·          развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

·          развивать интонационную выразительность и силу голоса;

·          развивать мелкую моторику рук;

·          формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

·          укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.


 

Детский сад № 8 комбинированного вида» города

Детский сад № 8 комбинированного вида» города

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи

На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно

На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно

Пальчиковые сказки: Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, улучшается память, внимание

Пальчиковые сказки: Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, улучшается память, внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2021