Выступление на педсовет Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили. Любовь как метод преподавания
Оценка 5

Выступление на педсовет Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили. Любовь как метод преподавания

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
классное руководство
1 кл—11 кл
11.05.2023
Выступление на педсовет Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили. Любовь как метод преподавания
Шалва Амонашвили.docx

 

                                                                            Эпиграф – слова В.А.Сухомлинского

 « Школа должна любить ребенка,

 тогда он полюбит школу»

 

слайд 2

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить  педагогам и родителям Шалва Александрович.

   Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью.

Грузинский и российский педагог. Кандидат педагогических наук, академик Российской академии образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Основатель гуманно-личностного подхода в педагогике.

Как появилась гуманная педагогика

 Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.

Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого.

Шалва Амонашвили

Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил  школу с золотой медалью.

Слайд 3

Что же такое гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили?

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

 

   Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени  оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

  Я не знаю, откуда у меня это, но в практике при анализе текста мы играем роли, как положительные, так и отрицательные. Высмеиваем пороки, наоборот ищем положительные моменты, так в 10 классе изучали пьесу Островского «Гроза», на мой вопрос «мог ли быть иной выход, говорили «ДА», приводили аргументы. Тогда я решила провести урок-суд. Мы судили семью Кабановых. В итоге Дима, который играл роль Тихона Кабанова, сказал такую фразу «Я ненавижу тебя, мамаша», а это истиная фраза из текста.

    Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

      На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка…  Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются.    Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными. Я всегда извиняюсь, когда задерживаюсь, или вдруг меня вызвали, отвлекли; дети видя это, повторяют за нами. Эдик Казарян извиняется, если вдруг перебил меня. Извиняются, когда просят выйти. Это работает.

     Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

    Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

    Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.  

Амонашвили  Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей. Это тоже практикую, даю право высказаться каждому и прийти к правильному ответу. Дети у меня не боятся дать неправильный ответ, они знают, что могут исправить. Допускаю специально ошибки на доске, они меня исправляют, я их хвалю, а если не заметили, тогда говорю, что невнимательные, и всем поставлю плохое отметки. Это их стимулирует.

 

Слайд 4

 Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

·         любить ребенка;

·         очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;

·         проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

   Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос.

Слайд 5

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • . Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
  • Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания. Макаренко говорил: «Нет детей, есть люди с иным уровнем мышления»
  • Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
  • Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
  • Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
  • Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом. 
  • Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.   
  • Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей, участвуйте в них.

  Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.  Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Методы и приемы

1.«Уроки - инсценировки».  Дети играют, самовыражаются, анализируют.

 

2.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами, перфокарты, задания по типу ОГЭ,ЕГЭ соседу по парте).

 

3.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»). Я только пробовала, работу с контрольными вопросами.

 

4. Методы опережающего обучения. С 5 класса начинаю показывать демоверсии, где применить свои знания.

 

Слайд 6 Система оценивания

  В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам. В  7 классе Восканян Э. помогает  Саакяну А. Харченко Д. Кучук Д. Ароян Л. Казачиной Т. Они радуются их успехам.  В 8 классе тоже взаимопомощь работает. В 5 классе.

 

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — ЗанковаЭльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.

Была поставлена задача — уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной.

Проблемная ситуация для учителей

Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия?   Учителя начинают предлагать разные варианты: «Выйди из класса», «Давай дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»…   Но Шалва Александрович не был удовлетворен. Он сказал:   — Когда ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал: «Здравствуй, чадо мое, пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы тебя ждали».   Это называется безусловная любовь, это нельзя сымитировать.   Если он опоздает и на второй день, я с еще большей любовью скажу:   «Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя, проходи скорей, садись. Мы без тебя не могли начать урок». И вы знаете, если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок перестанет опаздывать.   Потому что он реагирует только на чистый импульс любви.   И если он чувствует, что его где-то любят, он не будет туда опаздывать больше.   В этом психология ребенка: если он чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать не будет.

Слайд 6

Высказывания Шалвы Александровича в адрес учителей

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Эпиграф – слова В.А.Сухомлинского «

Эпиграф – слова В.А.Сухомлинского «

Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству

Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству

Я всегда извиняюсь, когда задерживаюсь, или вдруг меня вызвали, отвлекли; дети видя это, повторяют за нами

Я всегда извиняюсь, когда задерживаюсь, или вдруг меня вызвали, отвлекли; дети видя это, повторяют за нами

Слайд 4 Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми: · любить ребенка; · очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т

Слайд 4 Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми: · любить ребенка; · очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т

Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание

Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание

Выйди из класса», «Давай дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»…

Выйди из класса», «Давай дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023