Некрасова Светлана Марьяновна, МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина», учитель химии и физики
Обучающий семинар для молодых учителей «Волонтерская школа: педагогика сотрудничества с родителями»
Тип семинара: теоретико - практический с фрагментами тренинга
Цель семинара: познакомить молодых педагогов с алгоритмом разработки семейных волонтерских проектов
Задачи семинара:
1. Ознакомить участников семинара с основами семейного волонтерства и его значением в образовательной среде.
2. Предоставить практические инструменты для создания семейных волонтерских проектов.
3. Отработать алгоритм действий при создании семейного волонтерского проекта и курирования его реализации.
Материалы и оборудование:
ü Проектор и экран для презентации материалов.
ü Раздаточные материалы.
ü Блокноты и ручки для записи идей и заметок.
ü Успешные волонтерские инициативы.
ü Органайзер - маршрутизатор для разработки семейных волонтерских проектов.
Методы:
1. Коммуникативное взаимодействие, ориентированное на активную вовлеченность и диалог.
2. Репродуктивно-наглядные методы (визуализация информации через слайды).
3. Словесная работа (беседа, лекция с элементами повествования).
4. Мотивационно-стимулирующие техники.
5. Логические процедуры анализа и сравнения для углубленного осмысления материала.
Планируемые результаты:
1. Молодые педагоги познакомятся с концепцией семейного волонтерства как одной из форм вовлечения родителей в образовательную и воспитательную среду.
2. Участники получат практические инструменты для организации волонтерских семейных проектов.
3. В результате семинара педагоги смогут самостоятельно разрабатывать и курировать семейные волонтёрские проекты.
Структура семинара:
I. Вступление.
Теоретическая часть.
II. Практическая часть.
III. Заключительная часть.
Этапы проведения семинара:
1. Ориентировочно-мотивационный
2. Операционально-исполнительский
3. Рефлексивно-оценочный
I. Теоретическая часть.
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги. Благодарю вас за то, что нашли время для нашей встречи. Надеюсь, что она будет для вас полезной. Сегодня мы поговорим о том, как использовать семейное волонтерство для сотрудничества педагога с родителями.
Деятельность участников семинара:
1. Участники выполняют упражнение «Комплимент глазами», целью которого является невербальная коммуникация. Затем обсуждают результаты.
Алгоритм выполнения. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, и попробуйте передать собеседнику свои эмоции глазами без мимики и слов.
Результат упражнения. «Твои глаза показывают силу твоей души» (Пауло Коэльо). В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
2. Участники выполняют упражнение «Аплодисменты».
Алгоритм действия. Поблагодарите, пожалуйста, друг друга аплодисментами, используя только одну ладонь.
Результат упражнения. Как одной рукой нельзя хлопнуть в ладоши, так и одного человека недостаточно для выполнения задачи, требующей взаимодействия. Для достижения успеха или результата необходимы совместные усилия педагога и родителей. Одной из эффективных форм такой деятельности являются совместные волонтерские проекты. Именно эта форма общения педагога с родителями будет рассмотрена в рамках семинара. Я представлю вашему вниманию собственный опыт участия в проекте «Школа семейного волонтерства»[1]
II. Теоретическая часть. Личностно-профессиональный рост молодого педагога.
Существуют разные формы общения педагога с родителями:
1. Индивидуальные (переписка, консультации, посещение семьи, беседа в школе).
2. Групповые (родительские собрания, лекции, классные мероприятия).
3. Коллективные (дни открытых дверей, выставки, совместные волонтерские акции и проекты, концерты).
“Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. (В.А. Сухомлинский). Согласно новой образовательной парадигме родители являются субъектами образовательного и воспитательного процесса. От сотрудничества классного руководителя и родителей зависит эффективность воспитания и образования.
Семейное волонтерство представляет собой уникальную возможность установить взаимопонимание между педагогами и родителями. для педагогов и родителей. Совместные мероприятия, такие как уборка школьной территории, организация праздников или помощь в учебном процессе, создают платформу для обмена мнениями и идеями, создания атмосферы доверия и взаимопонимания.
Семейное волонтерство формирует у детей ценностные ориентиры: заботу о своем окружении, ответственность, активную гражданскую позицию.
Когда родители и дети принимают участие в совместной деятельности, у них формируется общее пространство, где они могут взаимодействовать, делиться опытом и строить доверительные отношения.
При создании волонтерских проектов важно всесторонне обсуждать идеи с родителями, чтобы не только вовлечь их в процесс, но и показать важность их мнения.
Включение родителей как субъектов в созидательный процесс будет происходить через формирование открытого коммуникативного детско-взрослого пространства, где педагог выступает в качестве куратора, помогает в проектировании и реализации на практике совместных добрых дел учащихся и их родителей.
Семейное волонтерство - это отличный способ открыть новые возможности для сплочения семьи, встретиться с другими людьми, ориентированными на помощь сообществу. Но как классному руководителю установить контакт с родителями посредством семейного волонтерства? Разберем алгоритм действий педагога. Остановимся на каждом этапе подробно.
1. Первый этап (сентябрь).
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, анкеты, раздаточные материалы.
Деятельность участников семинара:
ü знакомство с основными понятиями и определениями, применяемыми в семейном волонтерстве (Приложение 1);
ü изучение вопросов анкеты для проведения первой встречи педагога и родителей (Приложение 2)
ü знакомство с Банком волонтерских проектов (Приложение 3)
Информационно-мотивационная встреча педагога с ребятами и их родителями проводится во внеурочное время в формате родительского собрания.
Педагог рассказывает о добровольчестве, семейном волонтерстве, знакомит ребят и их родителей с основными терминами (Приложение 1). В рамках первой встречи проводится входное анкетирование (Приложение 2). Педагог (куратор) представляет участникам встречи примеры успешных семейных волонтерских проектов, выделяет основные преимущества семейного волонтерства. Затем создаются семейные волонтерские команды (допустимо создание команд из 2-3 семей). Выбор семейных волонтерских команд осуществляется на основе добровольного согласия школьника и родителей (с учетом результатов первичного анкетирования). В каждой команде выбирается лидер и проводится игра «ДоброХод» на сплочение. Волонтерские команды получают раздаточные материалы (ручки, наклейки и т.д.) Педагог-куратор рассказывает о личном опыте организации и участия в волонтерских проектах. Рекомендуемое время первой встречи- 45-60 минут.
2. Второй этап (октябрь).
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, органайзер-маршрутизатор.
Деятельность участников семинара:
ü знакомство с банком идей волонтерских проектов (Приложение 3);
ü изучение этапов работы над семейным волонтерским проектом по органайзеру-маршрутизатору (Приложение 4)
Встреча проводится во внеурочное время в неформальной обстановке. Педагог раздает лидерам семейных команд органайзеры-маршрутизаторы (Приложение 4). В рамках второй встречи детально рассматриваются все этапы работы над семейным волонтерским проектом. Куратор отвечает на вопросы команд. Рекомендуемое время второй встречи- 45-60 минут.
3. Третий этап (ноябрь-декабрь).
Деятельность участников семинара:
ü работа с органайзером-маршрутизатором (Приложение 4)
Волонтерские команды работают с маршрутизаторами-органайзерами, прорабатывают детали проекта. Куратор осуществляет индивидуальные очные или дистанционные консультации (по мере необходимости). Продолжительность этапа – 3-4 недели.
4. Четвертый этап (декабрь-март).
Реализация волонтерских проектов 1-4 месяца (в зависимости от выбранной тематики и направления). Куратор осуществляет информационную и методическую поддержку (по запросу).
5. Пятый этап (апрель).
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, заполненный органайзер-маршрутизатор, наградные материалы.
Деятельность участников семинара:
ü работа с наглядными материалами (фото, видео)
Встреча с волонтерскими семейными командами проводится во внеурочное время в неформальной обстановке. Команды презентуют реализованные проекты, обмениваются опытом, заполняют анкеты обратной связи. Церемония награждения семейных волонтерских команд проводится с участием прессы, общественности и т.д.
II. Практическая часть.
Работа в группах с готовыми семейными волонтерскими проектами, игрой «ДоброХод», органайзерами-маршрутизаторами.
Деятельность участников семинара:
1. Работа с реализованными волонтерскими семейными проектами.
Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается готовый (реализованный) семейный волонтерский проект, органайзер-маршрутизатор.
Участники знакомятся с проектом, оценивают его структурированность, актуальность. Обсуждают возможность применения подобного проекта в своей работе с родителями.
2. Работа в группах с игрой «ДоброХод».
Участники отрабатывают алгоритм проведения игры, анализируют возможность использования карточек для совместных волонтерских инициатив с родителями. Обсуждение игры «ДоброХод».
3. Игра «Родители-классный руководитель».
В группах участники делятся на «родителей» и «классного руководителя», отрабатывают алгоритм создания конкретного волонтерского семейного проекта, пользуясь маршрутизаторами-органайзерами (Приложение 4).
Каждая группа представляет разработанный проект, отмечает те проблемы, которые возникали в рамках совместной практической деятельности.
IV. Заключительная часть.
Семейное волонтерство - это одна из форм работы педагога с родителями и детьми.
Такое взаимодействие способствует созданию дружеской атмосферы как в классе, так и в самой школе, позволяя родителям чувствовать себя частью образовательного и воспитательного процесса.
V. Рефлексия.
Насколько эффективной и полезной была наша встреча? Предлагаю подвести итоги нашего семинара.
Алгоритм выполнения.
Участники встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями участников об эффективности семинара: «Сегодня на семинаре мне удалось: узнать, понять, научиться…» Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить, получается паутинка. Завершение семинара.
Приложение 1. Понятия и определения, применяемые в семейном волонтерстве
1. Волонтеры– это люди, которые осуществляют свою деятельность добровольно (без принуждения), бесплатно (безвозмездно) на благо других лиц или общества.
2. Добровольческая деятельность – это безвозмездная, сознательная, добровольная деятельность на благо других.
3. Семейное волонтёрство предполагает участие как минимум двух членов семьи в добровольческой деятельности.
4. Волонтерский социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для содействия в решении актуальной социальной проблемы.
5. Целевая группа, благополучатели – это физические лица, группы людей, общество в целом, которые получают помощь волонтеров или благотворительную помощь.
6. «Обучение добровольчеством» и «добровольчество через обучение» - педагогическая методика, работающая на совмещение обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности.
7. Просоциальность- комплекс моделей поведения, бескорыстные действия, призванные приносить пользу другому человеку, обществу.
8. Синергия - усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.
9. Рефлексия - самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия – это ключ к получению новых знаний из практического опыта.
10. Метод педагогического наблюдения - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
11. Междисциплинарный подход предполагает освоение межпредметных понятий, которые используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания в целостную научную картину мира и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
12. Практико-ориентированный подход направлен на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Приложение 2. Анкета для проведения первой встречи классного руководителя и родителей
Имя школьника, № школы и класса |
|
ФИО, родителя школьника |
|
Чем вы увлекаетесь? Что вам интересно? |
Школьник __________________________________ Родитель __________________________________ __________________________________ |
Что вы делаете в свободное от учебы (работы) время? |
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель __________________________________ __________________________________ |
Что вы умеете делать лучше всего? |
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель __________________________________ __________________________________ |
Кем ты хочешь стать в будущем? (для школьника)
Кем Вы мечтали стать в детстве? (для родителя) |
Школьник ____________________________________________________________________ Родитель __________________________________ __________________________________ |
Укажите вашу профессию или сферу деятельности (для родителя) |
|
Ваш жизненный девиз |
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель ____________________________________________________________________ |
Есть ли у вас опыт участия в волонтерских проектах? Если да, то какой именно? |
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель __________________________________ __________________________________ |
Есть ли в вашем окружении люди, занимающиеся волонтерской деятельностью? Если да, то что именно они делают в этом направлении? |
Школьник _________________________________ __________________________________ Родитель _________________________________ _________________________________ |
Какие качества, по Вашему мнению, отличают волонтера?
|
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель __________________________________
|
Какие направления волонтерской деятельности Вас заинтересовали? |
Школьник __________________________________ Родитель __________________________________ |
Что Вас привлекает в волонтерской деятельности? (можно отметить несколько ответов, совместно) |
|
o Получение нового опыта o Встречи с новыми людьми o Возможность помочь другим o Новые интересы o Новые навыки и умения o Признание твоей работы |
o Найти новых друзей o Реализация собственных идей o Хочу увидеть результат своего труда o Получить диплом, благодарность o Желание заявить о себе o Другое |
Хотел бы вы вместе реализовать свой волонтерский проект? (нужное подчеркнуть, совместное решение) |
ДА НЕТ |
Сколько времени вы готовы уделять своему волонтерскому проекту? (нужное подчеркнуть) |
Учащийся 4-5 часов в месяц Больше 5-ти часов Родитель 4-5 часов в месяц Больше 5-ти часов |
В какой сфере вы хотели бы участвовать в добровольческой деятельности и кому бы вы хотели бы помогать? |
Школьник __________________________________ __________________________________ Родитель __________________________________ |
Приложение 3. Банк идей волонтерских проектов
Приложение 4. Органайзер-маршрутизатор
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://disk.yandex.ru/i/4OBzTM4XjWIFfg
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.