Использование ИКТ на уроках истории и и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Автор презентации: учитель истории
и обществознания I категории Болгарова Раиля Раисовна
Понятия компетентность
Компетентность
обладание компетенцией
обладание знаниями,
позволяющими судить о чем-либо
Информационная компетентность
комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Компетентность - это
обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории
Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Информационные технологии
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями.
У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией.
Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем
20% того, что слышим
30% того, что видим
50% того, что видим и слышим
80% того, что говорим
90% того, что говорим и делаем.
Цели:
обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов
сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании
развить ИКТ - компетентности.
Задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории.2. Развитие общеучебных умений и навыков.3. Содействие развитию ИКТ-компетентности.4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Сделать урок современным т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал
( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
Возможности:
компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах
У учащихся, работающих с компьютером, формируется:
более высокий уровень самообразовательных навыков
умение ориентироваться в огромном потоке информации
умение анализировать
умение сравнивать
умение аргументировать
умение обобщать
умение делать выводы
мотивация успеха
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. (китайская поговорка)
Модели обучения
пассивная
активная
интерактивная
ученик выступает в роли «объекта»
обучения (слушает
и смотрит)
ученик выступает
«субъектом» обучения
(самостоятельная
работа, творческие
задания)
inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в
условиях постоянного,
активного взаимодействия
всех учащихся. Ученик
и учитель являются
равноправными субъектами
обучения.
1.Мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint)
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-
аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие
как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на
экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Урок становится более ярким!
2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков
Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются :
«Всеобщая история 5,6,7,8 классы»
«История России. 20 век»
«Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага»
«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»
«+» использования дисков
Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
Возможность тестового контроля учащихся.
3. Использование тестов-тренажеров
Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков
Корректировать процесс обучения
Обеспечивает оценочную деятельность
Работа над ошибками в самих тренажерах
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
4. Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом
«+» метода проектов
Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
Формируются коммуникативные навыки культуры общения
Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
Развитие ключевых компетенций
Расширение кругозора
Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся
Результаты метода проектов
Создание проектов по истории и обществознанию уч-ся 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.)
Создание проектов по истории Древнего Мира
« Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции»
Реализованы социальные проекты « Спасибо деду за победу!», «Родина ими гордится!»
Интерактивные технологии незаменимы:
на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования;
при проведении вводных лекций;
в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Использование информационных технологий
Повышает мотивацию обучения
детей к предмету
Обеспечивает единство
образовательных, развивающих
и воспитательных
функций обучения
Информационные технологии:
психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися;
возбуждают живой интерес к предмету познания;
расширяют общий кругозор детей;
повышают уровень использования наглядности на уроке;
повышают интерес к изучению истории и успеваемости;
ведут к более полному усвоению теоретического материала;
позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разных возрастов.
5–7 класс | 8–9 класс | 10–11 класс |
20 минут | 25 минут | 30 минут |
1. Возрастные особенности работы на ПК
2. Критические точки усвоения учебного материала на уроке
1 – 4 мин. | 5 – 23 мин. | 23– 34 мин. | 35-45 мин. |
60 % | 80% | 45 –60% | 6% |
Анкетирование показало:
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Вывод:
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся
Литература
Интернет-ресурсы
Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
http://pedsovet.su/
www.school-collection.ru
http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/
http://rome.webzone.ru/
http://www.kemet.ru/
http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm
www.consultant.ru.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.