Использование ИКТ на уроках истории и и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Автор презентации: учитель истории
и обществознания I категории Болгарова Раиля Раисовна
Информационная компетентность
комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Компетентность - это
обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории
Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Информационные технологии
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями.
У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией.
Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Цели:
обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов
сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании
развить ИКТ - компетентности.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Сделать урок современным т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал
( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
У учащихся, работающих с компьютером, формируется:
более высокий уровень самообразовательных навыков
умение ориентироваться в огромном потоке информации
умение анализировать
умение сравнивать
умение аргументировать
умение обобщать
умение делать выводы
мотивация успеха
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. (китайская поговорка)
Модели обучения
пассивная
активная
интерактивная
ученик выступает в роли «объекта»
обучения (слушает
и смотрит)
ученик выступает
«субъектом» обучения
(самостоятельная
работа, творческие
задания)
inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в
условиях постоянного,
активного взаимодействия
всех учащихся. Ученик
и учитель являются
равноправными субъектами
обучения.
1.Мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint)
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-
аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие
как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на
экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Урок становится более ярким!
2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков
Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются :
«Всеобщая история 5,6,7,8 классы»
«История России. 20 век»
«Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага»
«Эрмитаж», «Изобразительное искусство»
«+» использования дисков
Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
Возможность тестового контроля учащихся.
Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.
4. Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом
«+» метода проектов
Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
Формируются коммуникативные навыки культуры общения
Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
Развитие ключевых компетенций
Расширение кругозора
Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся
Результаты метода проектов
Создание проектов по истории и обществознанию уч-ся 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.)
Создание проектов по истории Древнего Мира
« Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции»
Реализованы социальные проекты « Спасибо деду за победу!», «Родина ими гордится!»
Интерактивные технологии незаменимы:
на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования;
при проведении вводных лекций;
в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Информационные технологии:
психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися;
возбуждают живой интерес к предмету познания;
расширяют общий кругозор детей;
повышают уровень использования наглядности на уроке;
повышают интерес к изучению истории и успеваемости;
ведут к более полному усвоению теоретического материала;
позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Анкетирование показало:
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Вывод:
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.
8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.